УДК 33.02

ВОЗМОЖНОСТИ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Кочнев Дмитрий Сергеевич
Уральский Федеральный университет имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина
студент-магистр

Аннотация
Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) – это управленческий подход, используемый для улучшения организационной деятельности путем реструктуризации производственной деятельности основных служб с целью повышения их эффективности и результативности. Хотя BPR повышает эффективность процесса, он вряд ли может быть применен сам по себе, и поэтому он должен быть дополнен другими понятия из других дисциплин. Инструменты информационных технологий (ИТ) рассматриваются, как точные и эффективные активаторы подхода BPR в реструктуризации деятельности. Эта статья посвящена анализу того, как ИТ может быть активатором подхода BPR к реструктуризации процессов в организации с целью улучшения эффективности и результативности процессов. В нем представлены роли ИТ в BPR для организаций. Это также создает проблемы для организаций при внедрении BPR.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Кочнев Д.С. Возможности реинжиниринга бизнес-процессов в организациях // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/01/25556 (дата обращения: 27.03.2019).

Концепция реинжиниринга берет свое начало от теорий управления, разработанных еще в девятнадцатом веке. Реинжиниринг деятельности выполняется с целью «сделать все организационные процессы лучшими в своем классе». В 1880-х годах Фредерик Тейлор предложил руководителям использовать методы реинжиниринга процессов для повышения качества выполняемой работы и для оптимизации производительности [7]. BPR – это подход к перестройке и реструктуризации работы, чтобы лучше поддерживать миссию организации и сократить расходы [6]. Это основной путь, благодаря которому организации становятся более эффективными, модернизируются и достигают высокой производительности. BPR – это ключ к изменению того, как люди работают в поисках лучшей производительности на своих рабочих местах. Даже если изменения в процессах незначительны, они могут оказать существенное влияние на денежный поток. Реинжиниринг бизнес – процессов важен для организации и её положения в бизнесе, в связи с быстроизменяющейся экономической ситуацией в мире.

Изменяющаяся экономическая среда также привела к растущей потребности в BPR фирмы по всему миру. Одно исследование, проведенное в Европе, показывает, что около 87% опрошенных фирм участвуют в проектах BPR, либо сообщают о своем намерении приступить к реализации проектов BPR в ближайшие несколько лет [13]. Одной из причин принятия BPR является модернизация. Модернизация характеризуется жесткой конкуренцией на местном и глобальном уровнях. Для эффективной модернизации бизнеса, BPR стала настоящим двигателем организационного выживания [8].

Различные процессы, такие как проектирование, планирование и производство, в настоящее время адаптируются к цифровым технологиям. Таким образом, передовые информационные технологии рассматриваются как средство для эффективных показатели деятельности организаций. BPR не является исключением, и организации, стремящиеся к его практической реализации, должны начать адаптировать ИТ в процессах по реинжинирингу и реструктуризации своей бизнес-деятельности.

В этом документе основное внимание уделяется анализу того, как ИТ могут способствовать реализации подхода BPR к процессам реструктуризации с целью повышения эффективности и результативности процессов. В нем представлены роли ИТ в BPR для организаций. Затем рассмотрены проблемы для организаций при внедрении BPR.

Концепция реинжиниринга бизнес-процессов

BPR является радикальным изменением бизнес-процессов для достижения значительных улучшений показателей эффективности, таких как стоимость, качество, сервис и скорость [4]. Реинжиниринг имеет
четыре концепции:

  1. Инновационное мышление – это процесс, который зависит от творчества, вдохновения.
  2. Функция процесса – это набор действий, которые предлагают один или несколько видов входа и создают выход. Типичный процесс включает упорядоченную организационную структуру.
  3. Радикальные изменения – изменение в корне, например, трансформация организационного элемента, который важен для выживания организации. Намеченное изменение приводит к новым идеям, технологиям, инновациям и совершенствованию организационных процессов. Поэтому важно, чтобы организация признавала необходимость перемен и научилась эффективно управлять процессом.
  4. Организационное развитие и Производительность – это показывает уровень эффективности работы фирмы и способы улучшения её текущего уровня производительности, чтобы соответствовать стандартам и выдерживать конкурентное давление. Один из способов увеличения производительности организации заключается в сравнении ее с другими компаниями. В процессе сравнения можно выделить и принять опыт конкурентов [13].

Информационные технологии

Информационные технологии – это совокупность аппаратного и программного обеспечения, которая объединяет инструменты для эффективного использования информации [10]. Использование передовых ИТ-решений, например, персональных компьютеров и коммуникаций позволяет сотрудникам работать вне офиса, оставаясь при этом подключенным к офису.

Мультимедийные системы связи, помогают вести переговоры не присутствуя при этом на рабочем месте. Компьютерные программы помогают в проектировании, планировании и контроля производства. ИТ обеспечивает экономию средств и повышает точность обмена данными, помогает избегать человеческих ошибок при использовании сложных и повторяющихся задач, экономя деньги, поскольку это уменьшает ошибки и время, необходимое для выполнения задач, объединяя и координируя несколько функций одновременно и повышение организационной эффективности, и результативности за счет устранения задержек, административных посредников и избыточные этапы обработки и путем обеспечения лучшего доступа к информации [12].

Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии

Деятельность BPR в настоящее время поддерживается инструментами и услугами, связанными с ИТ. Применение ИТ является одним из того, что улучшило характеристики BPR. Данные инновации отличает BPR от других подходы улучшения реструктуризации процессов. ИТ рассматривается как фактор поддержки BPR как в сфере производства, так и в сфере услуг. Например, Внедрив BPR, банки изучили возможности, предоставляемые ИТ-системами и инструментами для автоматизации улучшения качества обслуживания, и таким образом повысили удовлетворенность клиентов,  путем включения электронного банкинга, интегрирования филиалов в сеть и т.д. [8]. В обрабатывающей промышленности ИТ используется в BPR для реструктуризации процессов, связанных с клиентами, поставщиками и другими партнерами по бизнес-процессу [12].

Хаммер [4] рассматривает ИТ как ключевой фактор в BPR для организации, которая хочет стать свидетелем «Радикальных изменений» в его деятельности. В этой работе было сказано, что использование ИТ, присущее рабочим процессам, существовавшим с давних времен до появления современные компьютерные и коммуникационные технологии. Арему и Сака [8] утверждают, что ИТ является стратегическим ресурсом, который облегчает серьезные изменения в конкурентном поведении, маркетинге и обслуживании клиентов. Таким образом, ИТ позволяет фирме достичь конкурентных преимуществ по сравнению с другими на рынке, которые не в состоянии должным образом адаптировать ИТ в процессах, связанных с BPR. Давенпорт и Шорт [3] также сообщили, что BPR требует более широкого взгляда на ИТ, деловую активность и отношения между BPR и ИТ. ИТ следует рассматривать как нечто большее, чем автоматизация или механизация; оно вносит значительные изменения способа ведения бизнеса. Однако следует отметить, что IT и BPR имеют рекурсивные отношения. Давенпорт и Шорт [3] относятся к этому расширенному, рекурсивному представлению об ИТ и BPR как о новом промышленном инжиниринге бизнес – процессов, поскольку он представляет собой новый подход к координации всей фирмы. Считается, что информационные технологии являются мощным инструментом для снижения затрат на координацию.

Роль информационных технологий в BPR

Как на практике, так и в литературе было отмечено, что ИТ играют очень важную роль в BPR, которая была определена и классифицирована в отношении транзакционного, аналитического, управления знаниями, географические, информационные, автоматические, последовательные, отслеживающие роли. ИТ способствует изменениям в организации работы, интеграции бизнес – функций и трансформаций конкурентных сил [1]. ИТ позволяет финансовым компаниям обрабатывать различные платежи и увеличивать объем клиентов [1]. Благодаря применению ИТ в BPR финансовая компания может принимать запросы клиентов в любой момент, исключая многочисленные звонки клиентов, уменьшая громкость call – центра, автоматическое обновление каждой учетной записи по запросу клиента и удаление дублирующих данных и возможные ошибки. Другие роли, которые ИТ могут играть в банковском секторе, включают следующее:

Управление денежными средствами в отделении: банкоматы в банках должны содержать достаточное количество денежных средств, уровень обслуживания потребителей и коммерческих клиентов. BPR разработал модели отслеживания наличности для филиалов и банкоматов, чтобы повысить процентный доход за счет снижения уровня наличности [1].

Сервисный сбор: до инициативы реинжиниринга, возмещение расходов на обслуживание осуществлялось вручную. Данные записывались в филиальной сети банка и отправлялись по факсу в офис для обработки. Процессы были модифицированы и автоматизированы, чтобы позволить филиалам обрабатывать запрос в точке обращения.

Розничный перевод средств: благодаря применению ИТ, обработка в реальном времени запросов клиентов в точках обращения заменил ручное вмешательство на территории офиса. Эта роль ИТ в BPR позволила сократить время обслуживания запросов клиентов на перевод и отслеживание запросов, и, наконец, приносит операционную экономию.

Автоматизация (локализованная эксплуатация): автоматизация означает использование ИТ для улучшения эффективности сотрудников в офисах. Например, рассмотрим две взаимосвязанные рабочие единицы – инвентарь, система управления в единице склада и система кредиторской задолженности в единице учета. Каждый операционный менеджер может быть очень заинтересован в автоматизации для повышения его операционной эффективности. Это то, что Венкатраман [6] назвал «локальной эксплуатацией» ИТ. Вкратце, автоматизация – это использование ИТ для повышения производительности конкретного функционального процесса.

Горизонтальная интеграция: после, автоматизируя функциональные блоки, элементарные виды деятельности снова перестраиваются для формирования более высокого уровня рабочего процесса, включая технические связи и интерфейсы различных систем и приложений, которые решаются посредством взаимозависимости ИТ и бизнес-процессов, которая переопределяет организационные роли и обязанности через функциональные линии. Другими словами, автоматизация делает процедуры более эффективными [8]. Это приводит к устранению функциональных границ за счет интеграции горизонтальных действий [6].

Модернизация бизнес – сетей: это применение ИТ для улучшения интерфейса и создания стратегического альянса и сотрудничества между участниками бизнес – сети. Модернизация бизнес – сети варьируется от связи организации с ее клиентами и поставщиками через EDI для создания возможностей, для стратегического альянса и для контроля знаний [6].

Проблемы, связанные с адаптацией информационных технологий в процессах BPR

ИТ изменило способ ведения бизнеса в современном бизнесе [10]. BPR предлагает один метод для управления этими изменениями, в то же время делая возможным достижение значительных успехов в бизнесе. Однако не все проекты BPR были успешными в достижении результатов [1], несмотря на попытки применить BPR в своей деятельности. На самом деле, [2] только 30% проектов BPR достигли прорыва в производительности. Причины неудачи включают в себя: (1) Чрезмерные приверженность и лидерство, (2) нереальные масштабы и ожидания, (3) сопротивление изменениям, (4) Отсутствие системы мотивации. Если высшее руководство не оказывает сильной поддержки во внедрении BPR и применении ИТ, в организации может привести к провалу. Эмпирическое правило в BPR реализации заключается в том, что успех может быть достигнут только в том случае, если руководство находится во внимании. Одной из наиболее сложных задач внедрения BPR является сопротивление со стороны уполномоченных к реализации. ИТ переоценка и состав инфраструктуры являются жизненно важным фактором успешного внедрения BPR. ИТ инфраструктура и BPR являются взаимозависимыми в том смысле, что решение информационных требований для новых бизнес – процессов определяют составляющие ИТ –инфраструктуры. ИТ – инфраструктура зависит от определения информационных потребностей бизнес – процессов.

Заключение

Таким образом, BPR значительно повышает производительность организаций, при помощи использования ИТ в процессе реинжиниринга. Безусловно, BPR является подходом для улучшения бизнес – процессов, хоть это и требует значительных изменений в работе организации. ИТ включает в себя увеличение рабочих систем, функций, знаний и организационных ценностей. Таким образом, BPR требует значительного вложения усилий и ресурсов. В этом документе представлены роли ИТ для выполнения BPR с целью, улучшения переменных, таких как, затраты, качество, производительность.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Shin, N and Jemella, D.F., (2002), Business Process Reengineering and Performance Improvement: The Case of Chase Manhattan Bank, Business Process Mgt Journal, Vol. 8 No. 4, pp 351 – 363
  2. Bashein B. J., Markus, M.L and Riley, P, (1994), Preconditions for BPR success: and How to prevent Failure, Information System Management, 11(2):7– 13.
  3. Davenport, T.H. and Short, J.E., (1990), The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign, Slogan Management Review, pp. 11 – 27.
  4. Hammer, M., (1990). “Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate”, Harvard Business Review, pp. 104–112
  5. Harrington, H. J, (, 1991), Business Process Improvement, New York, NY: McGraw-Hill.
  6. Venkatraman, N, (1994), IT enabled transformation: from automation to business scope redefinition. Sloan Management Review, 35 (2).
  7. Kettingger, W.J., and Grover, V., (1995), “Special Section: Toward a Theory of Business Process Change Management” Journal of Information System, Summer, Vol. 12, No. 1
  8. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно- методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1998.
  9. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебное пособие. Под ред. Г. А. Титоренко, М.: Юнити, 1998.
  10. Васкевич Д. Стратегии Клиент/Сервер. Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса. К.: Диалектика, 1996 г.
  11. Волчков С. А., Балахонова И.В. Непрерывное улучшение бизнес- процессов на базе стандартов ERP и ИСО 9001:2000. Методы менеджмента качества. -2001 -№2.
  12. Грабауров  В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2001.
  13. Ивлев В.А., Попова Т.В. Реорганизация деятельности предприятия: от структурной к процессной организации. – М.: Научтехлитиздат, 2000.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кочнев Дмитрий Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация