ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКЕ ЗАКУПКИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) МЕРОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Назаров Игорь Геннадьевич
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок

Аннотация
В научной статье проводится анализ правовой сущности и функций реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Назаров И.Г. Является ли включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мерой юридической ответственности? // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/08/26037 (дата обращения: 21.02.2024).

Одной из категорий дел рассматриваемых антимонопольными органами России являются дела о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также – РНП).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) [1] в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Также, Закон о контрактной системе предусматривает, что существует определенный процедурный порядок действий государственного (муниципального) заказчика в случае принятия им решений о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, либо в случае принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта (это касается направления соответствующих материалов непосредственно в антимонопольный орган).

В соответствии с частью 8 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Если обратиться к пункту 41 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) то можно понять, что Верховный Суд РФ признает факт включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мерой юридической ответственности (санкцией) которая влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов [2].

Между тем, указанный подход, по мнению автора настоящей статьи, вызывает  вполне обоснованные сомнения ввиду следующего.

Юридическая ответственность – это сложное социально-правовое явление, которое заключается в наступлении для правонарушителя определенного рода неблагоприятных правовых последствий – ограничений или лишений как морального, так и материального характера: лишение свободы, конфискация имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретным видом деятельности и др [3, С. 444].

Включение сведений об участнике закупки в РНП на основании решения антимонопольного органа не влечет запрета для участника на участие в закупочных процедурах, не прекращает возможность его аккредитации на электронной площадке, не ущемляет каких-либо его прав.

В данном случае следует говорить о том, что РНП выполняет роль информационного источника, из которого заказчики могут получить информацию о том, состоит ли указанный участник закупки в РНП, что в данном случае характеризует больше его деловую репутацию по участию в закупочных процедурах.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.

В случае если у заказчика возникает необходимость заключать контракт только с участником, который добросовестно исполняет требования ранее заключенных контрактов, то он вправе установить требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе непосредственно в документации о закупке.

В случае, если у заказчика не возникает данной необходимости, то он вправе не включать указанное требование в документацию о закупке.

Включение в РНП влияет на возможность в дальнейшем такого участника подавать жалобу в антимонопольный орган по правилам Закона о контрактной системе, поскольку с 01 июля 2019 года участники закупок (с учетом последних изменений законодательства о контрактной системе), которые включены в РНП не смогут подавать жалобы по правилам главы 6 Закона о контрактной системе, если заказчик установит в документации запрет на их участие в закупке.

Если говорить с точки зрения того, что включение в РНП сведений об участнике закупки влечет для него негативные последствия, в том числе экономического характера, то данная позиция не находит своего подтверждения в законодательстве, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает каких-либо дополнительных ограничений для участника закупки, кроме как подавать соответствующие жалобы по правилам главы 6 Закона о контрактной системе, в остальном же, участник закупки имеет право подавать соответствующие заявки на участие в закупочных процедурах без каких-либо ограничений.

Кроме того, по истечении двух лет с даты включения, данный участник исключается из РНП.

Соответственно заказчик, который со своей стороны не установил указанное требование к участникам в документации о закупке, несет риск наступления последствий, которые выражаются, как правило, в неисполнении (либо в не подписании) контракта победителем закупочной процедуры, а следовательно, цель закупки может быть не достигнута заказчиком, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств.

Автор настоящей статьи полагает целесообразным отказаться от позиции, согласно которой включение в РНП сведений об участнике закупки является для него мерой юридической ответственности (санкцией), поскольку для того, чтобы признать решение антимонопольного органа как влекущее для участника закупки неблагоприятные последствия нужно установить не какое-либо одно (к примеру, что такой участник не может подавать жалобы в порядке главы 6 Закона о контрактной системе), а несколько неблагоприятных последствий (в их системной взаимосвязи), которые не позволяют данному участнику принимать участие в закупочных процедурах. Однако, сам Закон о контрактной системе не предусматривает неблагоприятные последствия для данного участника, которые выражаются в запрете участия в закупках или к примеру в запрете аккредитации указанного участника на электронной площадке. Нету указанного положения и в резолютивной части решения антимонопольного органа, который констатирует только факт включения сведений об участнике закупки в РНП сроком на два года.

В данном случае, решение антимонопольного органа является выводом об участнике закупки с точки зрения его добросовестности и деловой репутации по результатам исполнения контракта, и не предрешает вопросов полного запрета на участие в закупочных процедурах.


Библиографический список
  1. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства РФ от 08.04.2013, № 14, ст. 1652; РГ от 12.04.2013 № 80.
  2. Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)// «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, декабрь, 2017
  3. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: учебное пособие/ Издательский центр «МарТ», Ростов-на-Дону. 2002.


Все статьи автора «Назаров Игорь Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: