УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Барский Максим Сергеевич
Томский государственный педагогический университет

Аннотация
Одной из важнейших задач современного образования в условиях введения ФГОС является повышение профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования, осуществляемого, как правило, в системе дополнительного профессионального образования. Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. В исследовании описываются различные модели и формы повышения квалификации учителей, используемые сегодня как в учреждениях дополнительного профессионального образования, так и на уровне образовательного учреждения. В статье проанализирован опыт повышения квалификации учителей МБОУ «Шегарская СОШ№1» в условиях введения ФГОС.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Барский М.С. Формирование комплексной модели непрерывного повышения квалификации учителей в условиях введения ФГОС // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25892 (дата обращения: 16.09.2020).

Одной из важнейших задач современного образования в условиях введения ФГОС является повышение профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования, осуществляемого, как правило, в системе дополнительного профессионального образования. Как пишет к. философ. н. И.А. Грешилова, современная модель системы повышения квалификации должна строиться с учетом ключевой задачи – гибкости и разнообразия форм повышения квалификации, что позволяет эффективно использовать опыт и потенциал инновационных школ и лучших учителей в системе повышения квалификации. [1, с. 29].

В науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы персонификации и индивидуализации повышения квалификации педагогов общего образования.

Теоретико-методологические основы создания и развития отечественной системы непрерывного профессионального педагогического образования представлены в фундаментальных трудах В.Г.Бочаровой, В.И.Жукова, И.А.Зимней, Л.В.Мардахаева, В.А.Никитина, Л.И.Старовойтовой, Е.И.Холостовой, Н.Б.Шмелевой и др.

Методологические основы познания вариативных систем профессионального образования представлены в работах С.Я.Батышева, В.И.Блинова, В.А.Болотова, М.Я.Виленского, О.И.Воленко, В.Ф.Кривошеева, Л.Г.Логиновой, А.М.Новикова, В.А.Сластенина, В.П.Симонова, В.Д.Шадрикова и др.

Обоснование феноменологии непрерывного образования как пожизненного обогащения ресурсного потенциала специалиста на трех уровнях: личностном, профессиональном, социальном представлено в трудах отечественных (С.Г.Вершловский, А.П.Владиславлев, С.И.Змеев, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, Э.М.Никитин, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая, С.Ф.Хлебунова и др.) и зарубежных (Дж.Бреннан, Р.Дейв, Дж.Зайда, Дж.Инграм, А.Корреа, Ф.Кумбс, X.Фрезе и др.) исследователей.

В научной литературе достаточно глубоко разработаны теоретико-методологические основы формирования и совершенствования профессиональной компетентности, профессиональной культуры учительства (Е.И.Артамонова, В.П.Байденко, Б.З.Вульфов, А.Ю.Гончарук, А.А.Деркач, Г.С.Жукова, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Л.П.Илларионова, Л.Г.Лаптев, Л.В.Мардахаев, А.К.Маркова, Ю.С.Моздокова, Н.И.Никитина, Н.М.Романенко,  Е.Г.Силяева, Р.З.Хайруллин и др.). В работах зарубежных ученых (Р.Баркер, М.Доэл, Ф.Парслоу, А.Пинкус,  Ш.Рамон, Д.Хоппс, С.Шардлоу и др.) отражены актуальные проблемы непрерывного профессионального образования в современном мире.

В изученном библиографическом материале приводится информация о публикациях на заявленную тему, где описываются различные модели и формы повышения квалификации учителей, используемые сегодня как в учреждениях дополнительного профессионального образования, так и на уровне образовательной организации.  В соответствии с заявленной темой заслуживают внимания публикации о следующих моделях:

  • Личностно-ориентированная модель дополнительного профессионального образования, предполагающая смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальной модели профессиональной деятельности педагога. [2, с. 54].
  • Логико-дидактическая модель учебного процесса повышения квалификации, основанная на межличностном взаимодействии всех участников процесса обучения, включении их в различные формы групповой работы и побуждении к рефлексивно-оценочному анализу себя, форм обучения и совместных учебно-познавательных действий. [3, с. 32].
  • Модель сетевого взаимодействия ОО  как условие повышения профессиональной компетенции педагога рассматривается в статьях Н.Ф. Стельмах [4, с. 63]  и  И.Н. Поповой [5, с. 74].
  • .Муниципальная модель повышения квалификации, предлагающая структуру комплексной Программы повышения квалификации для ОО, включающую в себя Индивидуальную образовательную программу педагога на основе внутришкольной системы повышения квалификации[6, с. 29].
  • Модель «Учитель XXI века», предлагаемая руководством ГОУ СОШ №1995 г. Москвы, предполагает создание такой образовательной среды, при которой развитие профессиональной компетентности учителя средствами школы и ее партнеров будет наиболее адекватно соответствовать современным требованиям системы образования [7, с. 15].

Однако проблема научного обоснования процесса формирования моделей персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования является наименее разработанной области современной педагогической науки.

Процесс формирования и апробации моделей персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования обусловлен противоречиями между:

  • необходимостью кадрового обеспечения развивающейся современной сетевой системы образования, адекватной потребностям введения ФГОС и  слабой степенью разработанности теоретико-методологических оснований  организации профессионального роста учительства;
  • потребностью в разработке современных моделей повышения квалификации педагогов в условиях введения ФГОС и низкой степенью обоснования их ресурсного обеспечения в целом, новых методик финансового обеспечения реализации образовательных программ;
  • объективной необходимостью в разнообразии, диверсификации содержательно-технологического обеспечения непрерывной профессиональной подготовки специалистов с учетом вариативности их компетенций и недостаточной разработанностью дидактических механизмов формирования персонифицированного содержательно-методического базиса дополнительного профессионального образования, учета и оценки результатов ПК.

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. На данном этапе введения ФГОС выделены основные затруднения педагогических работников:

  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно – деятельностного подхода;
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
  • отсутствие готовности руководителей ОО и педагогических работников к планированию и организации образовательной деятельности в школе в соответствии с требованиями ФГОС;
  • принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)
  • отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы.

Учителя должны быть готовы к восприятию новизны ФГОС, должны овладеть методами формирования и развития универсальных учебных действий. Для директоров общеобразовательных школ важен процесс организации овладения новым содержанием и требований ФГОС всеми субъектами образовательной деятельности (педагогическими работниками, обучающимися, родителями).

Одним из ключевых направлений в ходе реализации ФГОС является повышение квалификации педагогических работников. Введение в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения как крупной системной инновации, требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса. От руководителей – способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса; повышения ответственности за условия и качество реализации основных профессиональных образовательных программ; выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнёрами. Современное общество требуют от человека умений быстро принимать решения, ориентироваться в огромном потоке информации, непрерывно учиться, развивать и реализовывать себя в различных сферах. Поэтому особенно важно в деятельности учителей уделять большое внимание самообразованию и повышению квалификации. Существующая традиционная модель системы повышения квалификации педагогических работников зачастую оказывается недостаточно мобильной, поэтому возникает необходимость формирования новой организации повышения квалификации, которая создаст необходимую основу для позитивных перемен в сфере подготовки специалистов для системы образования.

В МБОУ «Шегарская СОШ№1» проблема повышения квалификации педагогических работников в условиях введения ФГОС является одной из приоритетных. На протяжении многих лет школа является базовой методической площадкой в Шегарском районе, с 2015 года является экспериментальной площадкой ТГПУ по теме «Проектирование и реализация типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС». Это позволило разработать и создать в школе трехуровневую модель повышения квалификации. Педагоги школы, района, области – участники сетевых семинаров имеют возможность выбрать приемлемые варианты повышения квалификации на основе трехуровневой модели.

Таким образом, повышение квалификации в МБОУ «Шегарская СОШ№1» строится с учетом внешних ресурсов (очные курсы и семинары, дистанционное повышение квалификации) и внутренних ресурсов (открытые уроки с обсуждением, мастер-классы, проблемные семинары, самообразование с выступлениями на методических объединениях учителей и т.п.).

Представленная модель сочетает в себе признаки личностно-ориентированной модели, логико-дидактической модели, модели сетевого взаимодействия ОО, а также модели «Учитель XXI века» и направлена на создание такой образовательной среды, при которой развитие профессиональной компетентности учителя средствами школы и ее партнеров будет наиболее адекватно соответствовать современным требованиям системы образования.


Библиографический список
  1. Грешилова, И.А.  Андрагогическая модель обучения в контексте современной философии образования// Alma mater.-2012.-№4.-С.36-39.
  2. Рытов. А.И.  Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№6.-С.36-39.
  3. Дуганова, Л.П.   Модель повышения квалификации педагогов искусства: учебное пособие / Л.П. Дуганова. М.: Издательство АПК и ППРО,2011.
  4. Стельмах, Н.Ф.  Модель взаимодействия образовательных учреждений – одно из условий повышения профессиональных компетенций педагога как воспитателя // Образование в современной школе.-2013.-№2.-С.59-61.
  5. Попова, И.Н. Создание модели сетевого взаимодействия на муниципальном уровне как фактор повышения профессионализма педагогических работников образовательных учреждений// Методист.-2012.-№8.-С.33-38.
  6. Пьянкова, А.Р.  Современные модели и механизмы повышения квалификации в образовании // Методист.-2013.-№1.-С.28-31.
  7. Норенко, Е. Модель “Учитель XXI века”: проектирование и внедрение внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко, В. Лисник  // Школьное планирование.-2010.-№5.-С.60-78.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация