УДК 378.14

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Романова Екатерина Сергеевна
ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации»
кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
Статья посвящена проблеме педагогического целеполагания, постановке образовательных целей учебных занятий в военных вузах. В работе предлагаются общеметодические требования и порядок постановки образовательной цели учебного занятия в зависимости от его вида. Практическая значимость работы заключается в разработанной таблице «Образовательные цели учебных занятий», содержащей примерные формулировки учебной, развивающей и воспитательной цели основных и дополнительных видов учебных занятий, проводимых в высшей военной школе.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.С. Проблема целеполагания в военно-учебных заведениях // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/07/26019 (дата обращения: 20.07.2019).

Целеполагание рассматривается как важнейшая категориальная характеристика образовательного процесса. Исследованию этой проблемы уделяли особое внимание такие учёные – педагоги, как Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина и др.

Степень научной разработки данной проблемы и её современное состояние могут быть определены как сложные и противоречивые [1]. Это объясняется разнообразием существующих подходов к её решению. В работах Ю.К. Бабанского, Е.П. Белкина, В.П. Беспалько, Р. Мейджера описаны механизмы развития целеполагания в педагогической практике. Анализ технологической стороны педагогического целеполагания и связи целеполагающей деятельности с основными личностными мотивами педагогического труда осуществлялся в работах Е.В. Бондаревской, B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, В.Т. Фоменко, Т.В. Христидис, Т.И. Щукиной и др. В трудах психологов A.A. Бодалёва, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Наумова рассмотрены психологические закономерности педагогического целеполагания, их обусловленность интересами, потребностями, установками личности. Большой вклад в развитие социально-педагогической теории целеполагания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, A.B. Мудрик, B.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Они отмечали, что на сознание и деятельность личности будущего преподавателя влияют различные силы − внешние (социальная среда) и внутренние (воля, желания, способности и т.д.). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и др. Идеи личностно-ориентированного образования, связанные с адекватным представлением личности о себе, других, социальной среде, возможностях развития и самореализации разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.A. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская. В работах Г.А. Балла, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирина и др. определяется положение об активности личности в процессе педагогической деятельности, где целеполагание является цементирующим элементом системы. Проблемой развития педагогического целеполагания в профессиональной подготовке будущего педагога с позиций различных теоретических подходов педагогики занимались P.M. Асадуллин, В.А. Беликов, Н.М. Борытко, A.A. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Леонтьев, Н.В. Немов, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамов, Р.Х. Шакуров, И.С. Якиманская и др. В этих работах заложен фундамент для дальнейшего исследования проблем развития педагогического целеполагания у преподавателей образовательных организаций.

Наука о целеполагании − таксоно́мия (от др.-греч. τάξις − строй, порядок и νόμος − закон) доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, т.е. предполагаемых результатов этой деятельности. Термин «таксономия» впервые был предложен Огюстеном Декандолем в 1813 году и первоначально применялся только в биологии для классификации растений. Позже этот термин стал использоваться для обозначения общей теории классификации и систематизации сложных систем и в других областях знаний.

В 1956 году группа исследователей под руководством профессора педагогики Чикагского университета Бенджамина Блума разработала вариант образовательных целей.

Б. Блум в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания» (1956) предложил деление образовательных целей на три сферы: когнитивную («знаю»), аффективную («чувствую») и психомоторную («творю»). С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов. К ним относятся запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (creating) и оценка (evaluating).

В нашей работе определяется сущность понятий «педагогическое целеполагание» и «цель учебного занятия», предлагаются общеметодические требования и порядок постановки образовательной цели. В разработанной нами таблице «Образовательные цели учебных занятий» приводятся примерные формулировки целей (обучающих, развивающих, воспитательных) разных видов учебных занятий в высшей школе.

Анализ определений понятия «педагогическое целеполагание» показал разнообразие подходов к пониманию его сути. В концепциях учёных-педагогов отражена специфика педагогического целеполагания в проектировании образования как общественного института, в конструировании образовательного процесса, в практической профессиональной деятельности педагога.

А.В. Хуторской использует термин «образовательное целеполагание» [2, с. 293], который широкого распространения не получил. В работе мы оперируем термином «педагогическое целеполагание».

В целом под педагогическим целеполаганием понимается сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с обучающимися [3, с. 380].

Общее понятие цели имеет несколько значений: 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Постановка цели содержит элемент планирования, предвидения способов выполнения действий. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е.  настолько точно и определённо, чтобы можно  было однозначно  сделать заключение о степени её реализации и построить образовательный процесс, гарантирующий её достижение за заданное время [4, с. 31].

Под диагностичностью образовательной цели понимается, что

- дано точное и определённое описание формируемых компетенций, которые легко отличаются друг от друга;

- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемых компетенций в процессе объективного контроля его сформированности;

- возможно измерение интенсивности диагностируемых компетенций на основе данных контроля;

- существует шкала оценки компетенций (критерии и показатели), опирающаяся на  результаты измерения [5, с. 31-32].

Постановка цели предполагает ступенчатую систему:

  1. Государственные цели.
  2. Цели отдельных образовательных систем и этапов образования.
  3. Цели обучения и воспитания по отдельным дисциплинам или воспитательной работе.
  4. Цели темы учебного занятия.

Начинающий преподаватель должен понимать взаимосвязь между ступенями постановки цели. Государственная цель определяется государственным (социальным) заказом, она глобальная, в итоге освоения образовательной программы её нужно достичь (формирование у выпускника всех компетенций, указанных во ФГОС). Далее следуют ведомственные цели и цели высших образовательных организаций, которые конкретизируют конечную цель в зависимости от специфики сферы (КТ). Образовательные цели определённых учебных дисциплин формулируются преподавателями, читающими данные курсы и ставятся в самом начале изучения дисциплины. Реализация этой цели связана с достижением цели каждого учебного занятия.

Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только обучающегося и преподавателя, но и всей образовательной организации, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.

Проблема целеполагания в военном вузе заключается в требовании к преподавателю на современном этапе реформирования и модернизации системы образования принимать самостоятельное решение и прогнозировать его возможные последствия, т.е. уметь формулировать цели изучения учебной дисциплины и каждого учебного занятия. В связи с этим возникает необходимость в рамках обучения начинающих преподавателей или повышения квалификации педагогических работников знакомить их с порядком процесса целеполагания и общеметодическими требованиями к постановке целей учебного занятия.

Порядок процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании изучения учебной дисциплины, включает следующие шаги:

- формулирование образовательных целей данной учебной дисциплины на основе требований ФГОС и КТ;

- конкретизация образовательных целей с учётом особенностей группы, каждого обучающегося, конкретных условий, средств и способов достижения;

- определение образовательных целей по модулям, разделам, темам;

- планирование целей конкретного занятия.

Цель учебного занятия принято рассматривать как общий идеальный ожидаемый результат (предвосхищаемый результат) занятия. Цель любого учебного занятия триедина. Она состоит из учебной (дидактической, обучающей), развивающей и воспитательной цели. Они взаимосвязаны между собой и представляют единую образовательную цель учебного занятия.

При постановке цели учебного занятия необходимо соблюдать общеметодические требования:

  1. Цель занятия должна соответствовать виду учебного занятия. Приказ МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет цели основных видов учебных занятий, проводимых в военно-учебных заведениях. Каждый вид занятия в высшей школе имеет целевое назначение. Так, на лекции закладывается теоретическая основа знаний, вводится основная терминология, раскрывается сущность и содержание базовых понятий, рассматриваются различные классификации и т.д., на семинаре углубляются, расширяются, закрепляются, проверяются знания обучающихся, на практических занятиях формируются навыки и т.д. Поэтому вид учебного занятия уже задаёт формулировку цели.
  2. Цель занятия должна отражать содержание учебных вопросов.
  3. Развивающая и воспитательная цели должны быть логически связаны с учебной.
  4. Формулировка цели начинается либо с глагола в начальной форме (инфинитив), либо с отглагольного существительного: раскрыть сущность понятия – раскрытие сущности понятия; углубить – углубление. Соблюдается принцип единообразия, нельзя использовать глагол и отглагольное существительное одновременно.
  5. Глагол, как правило, ставится в форму несовершенного вида, что указывает на незаконченность действия, т.е. незаконченность формирования навыков и компетенций за одно занятие. Например, формировать навык, но нельзя сформировать навык. Исключение составляют те ситуации, когда предполагается достижение цели по завершению учебного занятия: раскрыть сущность понятия, углубить знания обучающихся по проблеме.

На основании перечисленных общеметодических требований был разработан порядок постановки цели учебного занятия.

  1. Познакомиться с исходными данными учебного занятия: тема, вид, учебные вопросы, обучающиеся.
  2. Обратить внимание на вид занятия, формулировка цели начинается с клише.
  3. Выбрать, с какой части речи начнётся формулировка цели (глагол в инфинитиве или отглагольное существительное).
  4. Открыть тематический план, уточнить учебные вопросы. Они помогут конкретизировать учебную цель.
  5. Исходя из сценария учебного занятия определить, какие психические процессы обучающихся включаются при изучении темы, что ляжет в основу постановки развивающейся цели.
  6. Перейти к формулированию воспитательной цели, которая направлена на воспитание личности обучающегося и связана с содержанием занятия.

Приведём пример постановки образовательной цели учебного занятия.

Дополнительная профессиональная программа; направление подготовки «Профессиональная переподготовка военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы»; учебная дисциплина «Технологии профессионально ориентированного обучения».

Исходные данные:

Тема № 3. «Перечень и порядок разработки методических материалов для проведения занятий».

Практическое занятие № 9. «Учебно-методические материалы для проведения семинара».

Обучающиеся: слушатели − военные специалисты для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы.

Учебные вопросы:

  1. Содержание и порядок разработки учебно-методических материалов для проведения семинара.
  2. Разработка заданий для проведения семинарских занятий.

Вид учебного занятия – практическое занятие, что предполагает в качестве учебной цели − формирование навыка, т.е. возможные формулировки: формировать навык …, вырабатывать навык …., отрабатывать навык…. Останавливаем свой выбор на глаголе в начальной форме.

Далее конкретизируем формулировку учебной цели с опорой на учебные вопросы: формировать у обучающихся навык разработки заданий для проведения семинара.

На практическом занятии предполагается работа в микрогруппах по карточкам, что способствует активизации мыслительной деятельности и познавательных процессов обучающихся. Категория – слушатели, т.е. взрослая аудитория, речь идёт о стимулировании уже сформированных психических структур. Следовательно, развивающая цель – стимулировать познавательную деятельность слушателей.

Затем переходим к постановке воспитательной цели. Основная цель профессиональной переподготовки – подготовить преподавателей высшей военной школы, соответственно, в воспитании делается упор на личностные качества, необходимые педагогу, т.е. воспитывать у обучающихся качества преподавателя высшей школы.

В таблице 1 «Образовательные цели учебных занятий» приведены примеры формулирования целей учебного занятия, включённые в приложение к академическому Положению о методической деятельности [6].

Примеры образовательных целей учебного занятия сформулированы на основе общих целей основных видов учебных занятий в военно-учебном заведении в соответствии с пп. 30-39 Приказа МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также с учётом педагогического опыта и методических рекомендаций кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин академии. Предложенные формулировки воспитательных целей учебного занятия базируются на задачах воспитательной работы в военном вузе, изложенных в п. 63 Приложения № 2 Приказа МО РФ № 670.

Таким образом, проблема целеполагания в военно-учебных заведениях требует особого внимания в процессе формирования педагогов военных вузов и становления начинающих преподавателей, от грамотной постановки образовательных целей зависит успешность их реализации, овладение учебными дисциплинами и в качестве итога достижение глобальной цели, установленной государством, по обеспечению Вооружённых Сил компетентными военными специалистами.

Таблица 1 − Образовательные цели учебных занятий

№ п/п

Вид учебного занятия

Примеры формулирования образовательных целей

Обучающие (дидактические)

Развивающие

Воспитательные

1. Лекция - дать систематизированную основу научных  знаний по теме, проблеме  … (учебной дисциплины);

- раскрыть  состояние и перспективы развития …

(соответствующей профессиональной отрасли, области науки и техники, профессиональной /служебной/ деятельности),

- концентрировать

внимание обучающихся на … (наиболее сложных и узловых вопросах);

- ознакомить с … (дать представление о /об/ …);

- раскрыть сущность понятия…;

- рассмотреть классификацию, методику подготовки и проведения … и т.д.

 

 

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся (слушателей, курсантов);

- формировать /развивать/  профессиональное, творческое мышление обучающихся;

- развивать психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение – в зависимости от методической задачи);

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

- формировать научное мировоззрение обучающихся;

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- формировать мировоззренческую  позицию  военнослужащего  Вооружённых Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций;

- воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества;

- формировать общую и профессиональную культуру слушателей (курсантов);

-  воспитывать у обучающихся высокие морально-нравственные качества;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; – воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

2. Семинар - углубить и расширить знания обучающихся по…;

- проверить усвоение учебного материала…

– углубить и закрепить у обучающихся знания, полученные на лекции №…   и в ходе самостоятельной работы;

- прививать обучающимся  навыки самостоятельного  поиска и анализа учебной и научной информации;

– проверить эффективность и результативность самостоятельной работы слушателей (курсантов) над учебным материалом;

- способствовать овладению обучающимися методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и др.).

- формировать и развивать у обучающихся научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы,  аргументировано  излагать  и отстаивать свое мнение;

- развивать психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение – в зависимости от методической задачи);

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- формировать мировоззренческую  позицию  военнослужащего  Вооружённых Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций;

- формировать общую и профессиональную культуру слушателей (курсантов);

-  воспитывать у обучающихся высокие морально-нравственные качества;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

3. Лабораторная работа - учить обучающихся практически осваивать

научно-теоретические положения изучаемой

дисциплины (эта цель конкретизируется в зависимости от темы занятия);

- формировать у обучающихся навыки овладения техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов;

- прививать навыки работы

с лабораторным  оборудованием,  контрольно-измерительными

приборами  и  вычислительной  техникой;

- способствовать овладению обучающимися методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и др.).

- развивать у обучающихся логическое мышление;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учебе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность.

 

 

4. Практическое занятие - вырабатывать

практические умения и формировать навыки

(далее в зависимости от методической задачи цель конкретизируется), например:

в применении методов, методик и техники научно-исследовательской работы;

в решении задач,

в выполнении чертежей,  в производстве расчётов;

в ведении рабочих карт, в разработке и оформлении боевых и служебных документов;

в использовании специализированного программного обеспечения; практического  овладения  иностранными  языками;

отработки упражнений,  приёмов и нормативов,  определённых уставами, наставлениями и руководствами;

освоения вооружения и военной техники  (объектов) и иного оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.

- развивать психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение – в зависимости от методической задачи);

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы;

- развивать творческое (креативное, нестандартное) мышления.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учёбе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать  чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

 

 

5. Теоретические  (научно-практические)  конференции - систематизировать и  углубить полученные  знания по теме, разделу, модулю, дисциплине ….;

- формировать /совершенствовать/ у

обучающихся навыки  сбора, анализа и  обобщения  информации,

подготовки учебно-научных текстов различных жанров (сообщение, доклад, тезисы, аннотация, рецензия и др.);

- способствовать приобретению опыта публичных  выступлений и ведения научных дискуссий;

- способствовать овладению обучающимися методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и др.).

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- формировать у обучающихся научное мировоззрение, профессиональное мышление;

- развивать устную и письменную научную речь.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

6. Самостоятельная работа под руководством преподавателя - углубить и закрепить знания обучающихся по ….;

- приобрести знания по …;

- учить обучающихся методам самостоятельной работы с учебным материалом;

- совершенствовать у обучающихся владение методами самостоятельной работы с учебным материалом;

– проверить эффективность и результативность самостоятельной работы слушателей (курсантов) над учебным материалом.

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать научное мировоззрение, профессиональное мышление обучаюшихся;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учебе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

7. Индивидуальное контрольное собеседование - проверить уровень подготовки обучающихся по теме …;

- определить эффективность процесса усвоения слушателями (курсантами) знаний.

 

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать у обучающихся саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний;

- развивать у обучающихся устную научную речь.

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учёбе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

8. Групповые  упражнения - способствовать  приобретению  обучающимися

практического  опыта  в  планировании,  организации  боевых  действий  (боя),  их  обеспечении  и  управлении  войсками  (силами).

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам  (другим военным специалистам);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учебе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

-воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

9. Групповые  занятия - способствовать приобретению обучающимися знаний о вооружении  и  военной  техники  (объектов), организации  их  применения,  эксплуатации  и  ремонта. - стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам  (другим военным специалистам);

- воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

10. Тактические  (тактико-специальные)  занятия - учить слушателей (курсантов) практике организации, ведения и обеспечения боевых  действий подразделений  (отделения,  взвода  и им равных) и управления ими в бою. - развивать творческое (креативное, нестандартное) мышления;

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам  (другим военным специалистам);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учебе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать  чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

11. Тактические  (тактико-специальные)  учения - способствовать приобретению слушателями (курсантами) практического  опыта;

- совершенствовать  умения

и навыки обучающихся в организации, обеспечении боевых действий  и  управлении  в  бою  подразделениями  (отделением,  взводом,

ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями.

- развивать профессиональное, творческое (креативное, нестандартное) мышления;

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам  (др. военным специалистам);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учебе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность, чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

12. Командно-штабные  учения и военные  (военно-специальные) игры - дать обучающимся  практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении. - развивать творческое (креативное, нестандартное) мышления;

- стимулировать  активную  познавательную деятельность обучающихся;

- развивать эмоционально-познавательную сферу;

- развивать эмоционально-волевые процессы.

 

- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);

- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам  (другим военным специалистам);

- воспитывать трудолюбие,  добросовестное  отношение к учёбе и  стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества;

- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность;

- воспитывать  чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гумерова Н.Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход: дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: МарТ, 2005.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  5. Беспалько В.П. Там же.
  6. Положение о методической деятельности Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» – М.: ОВА, 2018.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация