РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г.: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

Григорьянц Вазген Владимирович
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
аспирант

Аннотация
Данная статья посвящена этапам, которая прошла Конституция РФ от ее разработки до принятия, от альтернативных проектов разных политических сил и движений по проекту новой конституции, до противостояний между Парламентом и Президентом, в котором последний одержал победу.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьянц В.В. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.: альтернативные проекты новой конституции // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/07/26013 (дата обращения: 21.02.2024).

Принятая Конституция Российской Федерации на общенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прошла долгий путь от разработки, утверждения и согласования со всеми политическими силами, процессами и образованиями, действующими в России в начале 90-х гг. ХХ века и до принятия ее гражданами в том виде, который мы ее имеем сейчас.

Так, I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Изначально предполагалось включить в Комиссию представителей общественности, а также видных ученых и профессоров. Однако, на съезде было решено, что Комиссия будет состоять только из народных депутатов РСФСР.

Всего в Комиссию были включены 102 депутата. Председателем Комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, заместителем Председателя – первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР – Р.И.Хасбулатов. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 января 1992 г. [1, С. 369] было утверждено положение о Комиссии.

Исходя, из текста указанного положения следовало, что Комиссия является постоянно действующим органом. В круг задач Комиссии входило: подготовка проекта новой Конституции Российской Федерации; проведение конституционной реформы в России; подготовка изменений и дополнений действующей Конституции РСФСР 1978 г., а также Конституции Российской Федерации после ее принятия.

Работу над проектом новой конституции Комиссия начала довольно быстро. Уже осенью 1990 г. был подготовлен первоначальный его вариант.

В дальнейшем проект прошел довольно таки интенсивную эволюцию, так как подвергся серьезным изменениям и дополнениям.

Так, на VI Съезде народных депутатов РФ постановлением от 18 апреля 1992 г. была одобрена общая концепция конституционных реформ в России, а также основные положения проекта [2, С. 979].

Вместе с тем, необходимо отметить, что наряду с официальным проектом, подготавливаемым Конституционной комиссией, начали появляться и другие (альтернативные) проекты конституции.

Особенно интенсивно это происходило в конце 1992 г. – начале 1993 г. Одни проекты не имели сколько-нибудь существенного значения, другие оказывали существенное влияние на разработчиков официального проекта, поскольку отражали позиции влиятельных политических движений и сил,
а также отдельных деятелей.

Подготовленные альтернативные проекты условно можно разделить на три группы: проекты объединений демократического толка, проекты коммунистических организаций, наконец, в отельную группу можно выделить проекты Конституции, подготовленные, как правило, маленькими организациями или отдельными авторами и представляющие собой небольшие по объему тексты, иногда охватывающие лишь отдельные вопросы будущего устройства России.

Проекты конституции демократических общественных объединений. В указанных проектах конституций будущая Россия определяется как федеративное государство с широкими полномочиями для субъектов. В некоторых проектах, предполагалась возможность выхода из состава России.

По проекту Российской христианско-демократической партии и  партии конституционных демократов Россия определяется как государство, созданное на основе союза равноправных и свободных государств, которые образуют единую территорию Российской Федерации. Субъекты, по соглашению между всеми участниками, вправе изменять свои границы. В проекте предусматривается исчерпывающий список вопросов, относящихся к исключительному ведению Парламента. Субъекты не вправе вступать в какие-либо договоры, и иные союзы, а также выпускать денежные знаки, вводить таможенные ограничения и пошлины, издавать законы, препятствующие свободному пересечению гражданами субъектов Федерации [3, С. 16-17].

По проекту, подготовленному рабочей группой под руководством С. М. Шахрая, Российская Федерация представляет собой федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, автономных областей. Республики самостоятельно осуществляют предоставленные им функции и полномочия органов государственной власти на своей территории. При этом, важнейшие вопросы государственного функционирования страны отнесены к общему ведению Российской Федерации. Однако, в проекте конституции не предусмотрен выход республики из состава России.

Согласно проекту Российского Движения Демократических реформ (РДДР), Россия — федеративное государство, в состав которого входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. В указанном проекте, предусматривается особый статус республики среди других субъектов. Являясь государственными образованиями, они обладают всей суверенной полнотой государственной власти, за исключением полномочий, закрепленных за Российской Федерацией. Разграничение полномочий между республиками и Российской Федерацией устанавливается Конституцией РФ и Федеративными договорами. Федеральные органы власти не вправе издавать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты
по вопросам, относящимся к ведению республики. В свою очередь,  республиканские органы власти не вправе издавать законы и нормативные акты по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации.

Проекты организаций коммунистического толка.

В проекте депутатов-коммунистов Съезда народных депутатов РФ, Россия определяется как многонациональное федеративное государство, с единым территориальным устройством, субъекты которого не вправе посягать на его целостность. В состав Российской Федерации входят республики, автономные области (округа), края и области. Республики и  автономные области имеют особый статус. Так, республика в составе России является исторически сложившимся государством, образованным по национально-территориальному принципу и обладающая суверенными правами. Республики, как и по проекту РДДР, не вправе принимать конституцию и  законы, противоречащие Конституции Российской Федерации. Края и области, – региональные образования, обладающие равными правами наравне с республиками и автономными образованиями [4, С. 945-949].

По проекту Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), Россия входит в равноправный союз социалистических республик. Субъектами являются советские социалистические республики и  автономные образования, правовое положение которых определяется Федеративным договором. На территории вправе создаваться районы, которые по правовому статусу не являются субъектами. Территория России едина, ее отчуждение без согласия народа, выраженного путем референдума, рассматривается как тягчайшее преступление.

Проект Союза Возрождения России. По указанному проекту Россия представляет как единое, неделимое суверенное государство, с республиканской формой правления.

В административно-территориальном плане России представляет собой федерацию равноправных территорий, именуемых губерниями. Ни одна губерния не вправе вступать в договоры, союзы и конфедерации, чеканить монеты, принимать решения, нарушающие обязательства по договорам [5, С. 116].

Проект Международного фонда «Реформа». В данном проекте территория Российской Федерации представляет собой единое государство, включающее территорию ее субъектов, внутренние и территориальные морские воды, воздушное пространство.

Территория России состоит из республик, краев, областей, автономных округов. Субъекты не имеют права выходить из состава России. Изменение границ Российской Федерации не может быть произведено без согласия соответствующего субъекта и Парламента и только на основании договора. Предусматривается вхождение в состав России другого государства по его заявлению, в случае его признания Конституции России, а также согласия большинства субъектов Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти, не отнесенные к ведению Российской Федерации, относятся к компетенции субъектов [6, С. 113-114].

Как уже было сказано ранее, на VI Съезде народных депутатов РФ, состоявшимся в апреле 1992 г., не принимался проект новой конституции, однако, те изменения, которые были внесены в действующую Конституцию РСФСР 1978 г., в значительной степени заложили фундамент в проекте новой Конституции РФ. Причину непринятия новой конституции можно видеть в том, что по ряду принципиальных вопросов, касающихся организации власти, выработать единую концепцию еще не удалось.

Учитывая, что по ряду исходных положений, касающихся разделения властей не складывалось единого мнения, уже в декабре 1992 г. остро выявилось противостояние между Президентом РФ и депутатами в лице Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

Так, в постановлении от 5 декабря 1992 г. «О ходе экономической реформы в Российской Федерации» [7, С. 3005] VII Съезд народных депутатов признал неудовлетворительной деятельность Правительства РФ
по реализации экономической реформы в стране.

После принятия Парламентом данного заявления, начинается ожесточенное противоборство между ним и Президентом. Ответный шаг Президента РФ последовал 20 марта 1993 г., когда Президент РФ объявил о введении особого порядка управления страной и назначил на 25 апреля 1993 г. голосование о доверии Президенту и вице-президенту [8, С. 31].

Для проведения референдума, на IX Съезде народных депутатов РФ 29 марта 1993 г. принято постановление «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» [9, С. 501].

Перед народом были поставлены 4 вопроса (о доверии Президенту РФ; об одобрении социально-экономической политики, осуществляемой Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.; о необходимости проведения досрочных выборов Президента РФ; о проведение досрочных выборов народных депутатов РФ). На голосовании необходимо было ответить по 4 вопросам либо «да» либо «нет».

По результатам  проведенного референдума ни одна из политических сил (в лице Президента РФ) с одной стороны и Парламента (в лице Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ) не набрала нужного количества голосов. Однако, каждая из указанных сил считала себя победившей, особенно это считал Президент РФ Ельцин Б.Н.

Тем не менее, Президент пришел к выводу, что именно он вправе предложить народу свой вариант конституции, в котором были усилены позиции Президента как главы государства, его определяющая роль по большинству ключевых вопросов государственной жизни. В истории России указанный проект получил название «Президентский проект конституции». 20 мая 1993 г. принимается Указ Президента «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Согласно данному Указу, для завершения подготовки проекта Конституции РФ, Президент созывал 5 июня 1993 г. в Москве Конституционное совещание.

Изначально предполагалось, что работа над проектом новой конституции, с учетом мнений всех политический партий, государственных и муниципальных органов, общественных и профсоюзных движений, граждан, завершится 16 июня 1993 г. Однако, к указанному сроку завершить работу Конституционное совещание не смогло.

В итоге, проект Конституционного совещания был одобрен Президентом РФ лишь 12 июля 1993 г. Не трудно догадаться, что итоговый проект Конституционного совещания значительно усилил роль Президента и ограничил власть Парламента.

Пользуясь тем, что в руках Президента РФ сосредоточена «силовая» власть в стране, в лице военных, милиции, органов служб безопасности, 21 сентября 1993 г. появляется его печально известный Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России» [10, С. 2].

В нем, Президент РФ постановил прекратить осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. До начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального Собрания РФ, в лице Совета Федерации и Государственной Думы, необходимо было руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Считая данный Указ Президента РФ неконституционным, в тот же день 21 сентября 1993 г. Президиум Верховного Совета РФ постановил прекратить полномочия Президента РФ Б.Н.Ельцина, вице-президент А.В. Руцкой должен был приступил к исполнению полномочий Президента.

Противостояние между ними вылилось в ожесточенные сражения сторонников Президента и Парламента. 3 октября 1993 г. Дом Советов, где располагался Парламент, был заблокирован. А 4 октября в силовом конфликте Б.Н.Ельцин поставил точку. Здание Дома Советов было обстреляно из танков и захвачено силами спецподразделений.

Вскоре Президент РФ концентрирует в своих руках всю полноту власти в стране и прекращает работу органов государственной власти как в центре так и на местах, правда, подчеркивая о необходимость их реформирования, либо создания вместо них новых структур.

15 октября 1993 г. появляется Указ Президента РФ № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» [11, С. 3995]. По результатам общенародного референдума принимается Конституция Российской Федерации.

Подводя итог, можно констатировать, что Конституция РФ до принятия ее в нынешнем виде, который мы имеем сейчас, прошла долгий период. Предполагалось, что  образованная в 1990 г.  I Съездом народным депутатов РФ Конституционная комиссия завершит свою работу до конца 1992 г. и представит на утверждение Парламента проект новой Конституции РФ. Однако, события, которые начали разворачиваться в декабре 1992 г. между Президентом и Парламентом отсрочили ее принятие. Между ними началась борьба за то, кто будет главенствующим органом государственной власти в стране, Парламент, как это было в Советское время или Президент (должность, образованная в 1990 г.). На то, что в итоге победила «президентская модель» конституции повлиял референдум, проведенный в апреле 1993 г., по результатам которого Президентом РФ в мае 1993 г. был представлен на обозрение свой проект конституции и созвано Конституционное совещание для обсуждения и принятия его. Альтернативные проекты конституции, предлагаемые политическими партиями и движениями, оказали влияние на итоговые проект конституции, однако, основная борьба за него фактически развернулась между Президентом и Парламентом.

Как итог, Конституция РФ, принятая на общенародном референдуме в 1993 г. определяет всю полноту власти в руках Президента РФ, Правительство РФ становится подконтрольно Президенту, Парламент фактически не участвует в осуществлении государственной власти в стране.


Библиографический список
  1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. № 8. С. 369.
  2. Постановление VI Съезда народных депутатов Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. № 18. С. 979.
  3. Конституция Российской Федерации (Альтернативные проекты): в 2 т. М.: Агентство «Обозреватель», 1993. Т. 1, С. 16-17.
  4. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы
    (1990–1993 гг.). Т. 5. Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990–1993 гг.). М.: Фонд конституционных реформ, 2009.
    С. 945–949.
  5. Конституции Российской Федерации (Альтернативные проекты): в 2 т. М.: Агентство «Обозреватель», 1993. Т. 1, С. 116.
  6. Конституции Российской Федерации (Альтернативные проекты): в 2 т. М.: Агентство «Обозреватель», 1993. Т. 1, С. 113-114.
  7. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. № 51. С. 3005.
  8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – «Сашко», 2000 г. С. 31.
  9. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. N 14. С. 501.
  10. 184 (800) Российская газета 23 сентября 1993 г. С. 2.
  11. Собрание актов Президента и Правительства РФ, 18.10.1993, № 42, С. 3995.


Все статьи автора «Григорьянц Вазген Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: