УДК 37

АНИМАЛОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Шарафиева Алина Эдуардовна1, Кувшинова Ирина Александровна1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

Аннотация
Статья посвящена возможностям применения анималотерапии как терапевтического взаимодействия ребенка с животным миром или его образами. Раскрывается значение данного метода в психоэмоциональной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шарафиева А.Э., Кувшинова И.А. Анималотерапия в коррекционной работе с детьми ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/06/25957 (дата обращения: 23.06.2019).

Положительное влияние представителей животного мира на психоэмоциональное состояние человека известно с древних времен. Еще Гиппократом отмечалось позитивное воздействие зверей и птиц на душевное состояние людей. Аналогичное мнение встречалось в работах классиков психологии З.Фрейда и К.Г. Юнга. При этом особенно эффективна практика использования животного мира в коррекции психоэмоциональных состояний в работе с детьми.
Так, австрийский врач и специалист в области психотерапии Зигмунт Фрейд отмечал в данном случае эффект замещения в детской психике скрытых чувств, испытываемых к своим родителям [3, с. 43], что приводит к разрешению ряда внутренних конфликтов в психике ребенка посредством проекции символов животных на бессознательное с компенсацией личностных потребностей. То есть, в процессе общения ребенка с животным происходит перенос на него собственных страхов, проблем и комплексов неполноценности.
Объяснение этому феномену можно найти в работе о коллективном бессознательном известного швейцарского психиатра К.Г. Юнга, обосновавшим высокий психотерапевтический эффект взаимодействия человека с животными через тысячелетнюю генетическую память. Животные на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации сопровождали людей в охоте, работе, охране их жилища. О них складывались мифы, легенды, сказания, передаваемые от поколения к поколению [3, с. 115].
Однако до середины 20-го столетия данное направление отдельно не выделялось в самостоятельный психотерапевтический метод. И только после экспериментальных исследований, проведенных детским врачом Б.Левинсоном с группой детей по их психокоррекции во взаимодействии с собаками, был на практике доказан терапевтический эффект этого метода [1, с. 21].
В настоящее время анималотерапией называют метод психотерапевтического воздействия на человека, посредством использования взаимодействия с животным или его образом (в работе, играх, в обучении и т.д.) [4].
Для детей наибольшее применение находит наблюдение за домашними животными, игры (как с самими животными, так и с использованием их изображений на бумаге), костюмированные представления, рисование животных совместно с воспитателем (педагогом) – все то, что наиболее близко, естественно и понятно детям. В ходе более глубокого знакомства с миром животных действия с детей с ними могут усложняться новыми элементами и деталями. Появляется возможность ухаживать за ними, выполнять наиболее простые социально-бытовые действия по уборке их жилища (например, в детском уголке ДОУ или специализированного учреждения), кормлению и т.д.
Как показывает многолетняя практика 20-21 века, весьма эффективно для коррекции устойчивых негативных эмоциональных состояний детей и простое наблюдение за миром животных, способствующее расслаблению, умиротворению и сопереживанию, формированию у детей чувства сопричастности и своей полезности для «наших младших братьев», что способствует также и интеллектуальному развитию. Также результаты практической работы с детьми показывают положительное воздействие и работы с образами животных (с игрушками и изображениями) [4;5].
В ходе взаимодействия с животными у ребенка расширяется опыт невербального общения, происходит формирование эмпатии по отношению не только к животным, но и через них – к окружающим детям. Подобного рода терапия полезна не только для коррекции психоэмоционального состояния, но и для развития мыслительных и коммуникативных способностей.
Большое значение возможности анималотерапии имеют для детей с ограниченными возможностями, с имеющимися у них физическими или психическими отклонениями от нормального развития. Такие состояния, как правило, приводят к определенного рода изоляции детей от внешнего мира (с ними часто не хотят играть, дружить, что приводит к развитию комплекса неполноценности, отчуждению, развитию тревожности и ухода в себя). Наиболее проблематично такое положение для детей с их еще несформированной личностью, поэтому коррекционные занятия с ними необходимо начинать как можно раньше [2, с. 33].
Эта изоляция от своего окружения (часто такие дети не могут посещать обычные дошкольные образовательные учреждения) способствует более чуткому понимаю животного мира, переноса своих проблем на заботу о них. В животных они чувствуют способность любит их и быть преданными вне зависимости от их физической неполноценности. Именно поэтому такая работа проходит эффективнее, чем с детьми нормального развития.
Однако необходимо понимать, что анималотерапия не может рассматриваться как универсальное средство терапии, и далеко не всегда она может быть эффективна. Нужно также учитывать, что дети намного более беззащитны и неподготовлены в общении с животными. Детское неумение донести до них свое внимание и заботу способно вызвать ответную негативную реакцию со стороны животных (кошек, собак), поэтому следует проводить подобного рода коррекционную работу особенно внимательно, выбирать из них наиболее безопасных для здоровья малышей. Также отмечаются и противопоказания для определенных групп заболеваний (пусть их и не так много, но это также стоит учитывать), при которых такая работа должна быть вовсе исключена. Это, например, ряд заболеваний почек в период обострения и некоторые другие. Особенностью анималотерапии можно назвать не только имеющийся лечебный, но и профилактический эффект, благодаря которому можно предотваратить развитие ряда негативных психоэмоциональных состояний детей.
Выделяют также зоотерапию, которая хоть и появилась как терапевтический метод работы с психическими больными еще в 19-м веке в Англии, но в настоящее время является, по сути, составляющей общего метода анималотерапии. Зоотерапия заключается в ухаживании за домашними животными (голубями, собаками, кроликами и т.д.). В основе такой терапии лежит перенос своей заботы и внимания к еще более беззащитным, слабым и нуждающимся в любой помощи, за счет чего человек ощущает собственную значимость, получает прилив сил и моральное удовлетворение от доброго и нужного дела. Этот метод взаимодействия с животными также эффективен для детей с ограниченными возможностями, как и для людей с психическими отклонениями. Подобная практика ухаживания за домашними животными нашла свое применение в живых уголках детских образовательных и коррекционных учреждениях. Но при организации таких уголков необходимо специальное ветеринарное разрешение, прививки и соблюдение многочисленных гигиенических процедур, поэтому в настоящее время такая практика достаточно редка для России.
Помимо непосредственно взаимодействия с животными эффективны и другие формы коррекционного и профилактического воздействия посредством рассказов воспитателя о животных, сказок, разучивания песен, видео и фото-иллюстраций из жизни животного мира. Любое приобщение детей к миру природы способно благотворно влиять на психоэмоциональное, а через него и физическое состояние ребенка.
На физкультурных занятиях под руководством опытных педагогов можно использовать разнообразные подвижные игры с элементами жизни животных, на занятиях в помещении – костюмы, подражания отдельным зверям и птицам, различные сценические упражнения и задания (через подражание животным проще понять их привычки, поведение, научиться понимать и чувствовать их индивидуальные и типичные особенности).
Такие занятия позволяют не только снять психоэмоциональное, но и мышечное напряжение у детей.
В настоящее время существует множество авторских программ по анималотерапии (например, «Ребята и зверята» Н.Л. Княжевой и др.), направленных на коррекцию определенной сферы [4;5].
В целом анималотерапию во всех ее проявлениях (как во взаимодействии с реальными животными, так и с их образами) сегодня можно считать эффективным терапевтическим средством коррекции детской психоэмоциональных состояний, снятия физического напряжения, повышения мотивации детей к деятельности и коммуникации, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями с их частичной отгороженностью от внешнего мира, низкой самооценкой и многочисленными проблемами, связанными со своим отклонением от нормального развития.
Регулярность таких занятий и применение различных методов и форм воздействия, как показывают результаты практики в России и за рубежом, дает весьма неплохие результаты в области коррекции и профилактики многих отклонений в развитии.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. А Давыдова. М. Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку // Психология: инновации и традиции: материалы к III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март2018 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 20-22.
  2. А Давыдова. М. Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки./Психологические науки: теория и практика: материалы в Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь2017 г.). – М.: 2017 Буки-Веди,. – С. 33-38.
  3. Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения / Сост.: Т. В. Сапожникова, Ю. А. Мазеева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньшикова, З. С. Подорогина; под общ. ред. Т. В. Сапожниковой. – Бийск, 2015. – 414 с.
  4. С Власова.В. Использование метода анималотерапии в работе с детьми с нарушением интеллекта на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561316/ (дата обращения: 17.01.2019).
  5. ОВЗ – это что такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://businessman.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html (дата обращения: 17.01.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шарафиева Алина Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация