ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Назарова Марина Григорьевна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме нравственного и патриотического воспитания молодежи. Автор рассматривает современные подходы и методы в педагогике и философии. Далее акцент переносится на проблему формирования личности сотрудника правоохранительных органов, а также анализ действующего Кодекса этики и служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Назарова М.Г. Проблема нравственного воспитания личности сотрудника УИС в современной культурно-образовательной среде // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25947 (дата обращения: 21.02.2024).

Обозначенная в заголовке проблема звучит сегодня в России особенно актуально, что связано с изменением ценностных ориентиров в современной жизни социума. Не менее злободневным и открытым для обсуждения остается и вопрос о перспективах дальнейшего развития системы высшего образования и проблема профессионального и нравственного совершенствования личности, в частности, сотрудника уголовно-исполнительной системы (в дальнейшем – УИС).

В педагогике и философии традиционно рассматривается, что в процесс образования органически включен главный его элемент, скрепляющий все остальные – воспитание. Воспитание всегда являлось и является базовым элементом всей системы образования, так как создает «основной фундамент для развития личности, отвечающий за адаптацию обучающегося к общественной жизни, освоение им основных норм поведения и общения» [8, c. 160-164].

В широком социальном значении воспитание рассматривается как передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, моральные, эстетические, религиозные и правовые нормы) от старших поколений к младшим. Исторически в каждом обществе создаются свои методы обучения и воспитания, связанные с особенностью менталитета народа, его религиозными верованиями и культурными традициями.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается конкретно направленное воздействие на индивида со стороны социальных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных и эстетических ценностей, политической позиции, т.е. всех необходимых элементов для практической жизни в социуме.

В узком педагогическом смысле воспитание это процесс и результат образовательно-воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитательный процесс может протекать в следующих аспектах: нравственный, религиозный, правовой, эстетический и другие. Нравственное воспитание, несомненно, включает в себя и аспект патриотического воспитания обучающихся, и в целом является непростым процессом, связанным с целым рядом педагогических, социальных и психологических проблем.

Каждая образовательная программа, которая разрабатывается на основе Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утвержденной Правительством РФ [1, с. 4] должна содержать ряд комплексных задач, которые действуют как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики. Среди задач, которые обозначены в вышеназванной программе выделяются  меры по «повышению социальной направленности (ответственности) системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у молодого поколения здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции» [1, c. 6 ]. На наш взгляд, здесь подразумевается весь широкий комплекс воспитательных мероприятий, имеющих спортивную, правовую и художественно-эстетическую направленность, органично включенных в систему школьной образовательной программы, программы дополнительного образования (разработанные в музыкальных, художественных и спортивных школах), и направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, развивающих их творческие способности и формирующие их активную гражданскую позицию. Все эти качества и способности обучающихся должны формироваться в рамках образовательного процесса в школах и вузах страны на учебных занятиях по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла, на обществознании и правовых дисциплинах и др.

Наряду с вышеназванным документом в новых федеральных государственных образовательных стандартах по юриспруденции (направленность подготовки – бакалавриат) [2] отмечено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями, среди которых выделяется «способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции» (ОК-1); а в области правоприменительной деятельности: «способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры» (ПК-2). Данные компетенции формируются в рамках занятий по дисциплинам «Философия», «Политология», «Социология» и другим дисциплинам гуманитарного, социально-экономического и правового блока дисциплин. Все вышесказанное указывает на значимость воспитательного элемента во всем образовательном процессе школы и вуза.

Нельзя не отметить, что в современной педагогике значимую роль играет методология, которая постепенно приобретает междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, учитывает принципы тринитарной информационной модели мира и необходимость создания эффективной образовательной среды [10, с.42].

Тринитарная информационная модель, по В.С. Меськову, включает в себя:

- человека, мир и информацию;

- субъекта, среду и контент.

В поисках новой креативно-ценностной парадигмы образования, способствующей формированию нового человека-субъекта и творца, старающегося, с одной стороны, следовать принципам истины, красоты и добра, а с другой, приспосабливающегося к жизни в стремительно меняющемся информационном пространстве, необходимо опираться на вековые традиции и обычаи, чтобы в погоне за новыми идеалами не утратить важнейшие человеческие основания.

В связи с вышесказанным актуально звучат многие идеи Я.А. Коменского, который около 400 лет назад написал труды «Великая Дидактика» и «Матетика», в которых раскрыл сущность учительства и ученичества, выступающих как важные взаимодополняющие звенья единого процесса образования.

Педагоги и психологи в последнее время подчеркивают роль нравственного и патриотического воспитания во всех образовательных структурах, в том числе в вузах Федеральной службы исполнения наказаний, что содействует формированию высоконравственной системы ценностей личности сотрудника, укреплению авторитета службы ФСИН в обществе и государстве. Это помогает противостоять профессионально-нравственной деформации сознания личности сотрудника, т.к. низкая нравственная культура человека постепенно приводит к деградации и совершению преступления.

Сотрудники ФСИН являются представителями особой профессии, связанной с исполнением уголовного наказания. Современный сотрудник УИС без таких качеств, как честность, чувство долга, добросовестность, человеколюбие, толерантность, бескорыстие – просто не состоится как профессионал и как личность. Сегодня в современной жизни российского общества продолжается реализация принципов гуманизма и патриотизма, что проявляется во всех сферах социальной жизни, в том числе и в уголовно-исполнительной политике. Продолжается процесс демократизации общества, закрепления принципа свободы вероисповедания – все это способствует экономическому, политическому, духовно-нравственному развитию личности и общества, а также является условием самореализации и творческого развития личности. Утвержденный принцип свободы вероисповедания [5] способствует обращению к религии как к одному из источников духовно-нравственного совершенствования личности, способствует перевоспитанию преступников, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

К сожалению, некоторые негативные тенденции общественного развития в РФ в 90-х годах ХХ – начале ХХI века пагубно отразились на формировании нравственности большей части современной молодежи, что в свою очередь повлекло кризисное состояние нравственного и правового сознания, падение традиционных ценностей, увеличение количества проявлений девиантного поведения обучающихся, поэтому в настоящее время разрабатывается ряд программ, направленных на формирование положительных нравственных качеств и высоких моральных личностных ценностей.

Так, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 утверждена Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [9], которая направлена на все возрастные группы граждан, но предпочтение уделяется патриотическому воспитанию детей и молодежи. Программа ориентирует на проведение множества мероприятий нравственно-патриотической направленности. Особого внимания заслуживает волонтерское движение, военно-патриотические мероприятия среди детей и молодежи, проведение патриотических всероссийских акций, например, «Мы – граждане России» и др.

Таким образом, формирование у современной молодежи системы духовно-нравственных ценностей, осознание ими правовых норм является важнейшей задачей в обществе и государстве в целом, и данная задача эффективно решается в российском обществе на современном этапе.

Что касается специфики формирования личности сотрудника ФСИН, то в процессе профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов следует уделять огромное внимание не только высоким профессиональным качествам, но и моральным ценностям, которые всегда ставились на первое место.

В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [4] внимание уделяется повышению уровня  профессионального образования работников, освоению и использованию новых психологических и педагогических методик и технологий воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества. По-прежнему особо актуальной остается проблема антикоррупционной направленности деятельности сотрудников УИС. В процессе становления личности сотрудника УИС востребованными становятся не только профессиональные знания и умения, но и духовно-нравственные качества. На это нас ориентирует еще один важный документ – «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы» [3] (далее – Кодекс), который утвердил комплекс профессиональных и морально-этических норм служебного поведения сотрудника, выделяя базовые общечеловеческие и профессионально-нравственные ценности, требования выполнения гражданского и служебного долга. Придерживаясь основных положений Кодекса, сотрудник УИС вызывает уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

Кодекс выступает основным методом формирования позитивного имиджа, компетентного стиля поведения сотрудника. Данный документ ориентирует сотрудников УИС (при этом особое внимание уделяется молодому поколению) на соблюдение следующих духовно-нравственных и профессиональных принципов: законности, объективности, гуманизма, коллективизма и товарищества, нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям.

Таким образом, для дальнейшего развития и укрепления всей уголовно-исполнительной системы российского общества является наиболее значимыми следующие моменты: продолжать политику в области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых кадров, усилить ответственность педагогов за формирование высоких духовных и профессиональных качеств личности обучающихся.


Библиографический список
  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утвержденная Правительством РФ (Распоряжением №2765-р от 29.12.2014). С.4.
  2. Приказ Минобрнауки России №1511 от 01.11.2016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
  3. Приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы». Гл.I, п.1, п.2, абз. 11.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета от 08.03.2011.
  5. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997. М., «Российская газета», 1 октября 1997.
  6. Назарова М.Г. К вопросу о духовно-нравственном воспитании личности в современном обществе/ Церковь, государство и общество в истории России  и православных стран: религия, наука и образование. Материалы VI Междунар.науч. конферен, посвящ. памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и 800-летию Владимирской епархии 19-21 мая 2014 г. – Владимир, ВлГУ. 2014. Т.10. С. 7-11.
  7. Назарова М.Г. Правовое образование школьников, принявших решение поступать в юридический вуз, с учетом специфики правового образования и воспитания в школах и вузах России / Актуальные проблемы правового образования и воспитания : материалы конференции. – М.: Юрист, 2012. С. 92-98.
  8. Назарова М.Г. Традиционные и инновационные педагогические модели и технологии в современной системе образования / Личность и профессионализм: гуманитарные аспекты высшего образования: материалы межвуз.науч.-практ.конф. с междунар.участием (Владимир, 14-15 апр.2011 г.) /Федер.служба исполнения наказаний, Владим.юрид.ин-т Федер.службы исполнения наказаний, Каф.проф.яз.подгот.;[редкол.: С.В. Назаров (пред.), А.В. Подстрахова, Т.Ю. Молчанова]. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. С. 160-164.
  9. URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html
  10. Меськов В.С., Когтева А.Л. На пути к новой креативно-ценностной парадигме образования адекватной концепции обучающихся обществ // Вестник Российского философского общества. № 1 (85), 2018.


Все статьи автора «Назарова Марина Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: