ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ХОЛМ-ЖИРКОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Суворова Светлана Сергеевна
Смоленский государственный университет
студент 2 курса Естественно-географического факультета

Аннотация
Острая проблема в обращении с твердыми коммунальными отходами сложилась на территории муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области. Рассмотрение сложившейся ситуации предложено в данной статье.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Суворова С.С. Обращение с отходами на территории Холм-Жирковского района Смоленской области // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25943 (дата обращения: 24.02.2024).

Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации. В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью» [1]. Определенная деятельность подразумевает производственную, исследовательскую и другие виды деятельности, в том числе к ней можно отнести и непосредственное потребление продукции. В соответствии с видом приведенной выше деятельности различают отходы производства и отходы потребления. Вопросы обращения с отходами регулируются федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [2] и подзаконными актами.

В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» [3] природопользователи при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

  1. соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
  2. разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  3. внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;
  4. проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
  5. проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
  6. предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
  7. соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  8. в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы - отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (такими как: токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) или наделенные возбудителями инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Отходы подразделяют нас классы по степени опасности и по степени воздействия на окружающую среду и состояние здоровья. Все классы указаны в Статье 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [5]

Разработка классов опасности идет в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке. Это возможно при отсутствии технической или иной возможности обеспечения безопасности окружающей природной среды и здоровья человека

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе их потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

В 2017 году утвердили правила обращения с ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) [6] и внесли изменения в правила предоставления коммунальных услуг на всей территории Смоленской области. Регулирующее право принадлежит Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) “Об отходах производства и потребления” [2]

В 2017 году в г. Смоленск по инициативе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области было проведено заседание межведомственной комиссии по вопросам реализации комплекса мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных несанкционированным размещением отходов производства и потребления на территории Смоленской области. В мероприятии приняли участие представители муниципалитетов области, представители Департамента лесного, охотничьего и пожарного надзора по Смоленской области. Основные вопросы совещания – экологическая обстановка в районах и организация сбора и вывоза отходов.

Администрация муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области осуществляла действия по рекультивации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов вблизи пгт. Холм-Жирковский, а также проводила работу по предупреждению, пресечению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.

Свалка, находящаяся вблизи поселка, признана незаконной в 2018 году. Мусор, складировался на открытой территории, огороженной забором. Наблюдение за свалкой практически не осуществлялось и было лишь формальным. Ближайшие полигоны находятся в Вязьме, Сафоново.

Компания, осуществляющая сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории района, – ООО «Днепр». Генеральный директор Филимонова Ольга Ивановна. ООО «Днепр» уже работает некоторое время с такими населенными пунктами как Хиславичи, Монастырщина, Новодугино, Сычевка.

В том же году прокуратурой Холм-Жирковского района на основании задания прокуратуры области была проведена проверка соблюдения ООО «Днепр. Смоленский регион» требований санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов на территории Холм-Жирковского района. В ходе проверки 5 контейнерных площадок выявлены нарушения требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» [4], утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, в части нарушения целостности контейнеров для сбора ТКО и наличия возле них остатков отходов.
В результате прокуратурой района было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности).

С появлением нового перевозчика твердых коммунальных отходов повысилась плата за вывоз мусора (решение Совета депутатов Холм-Жирковского городского поселения от 19.04.2018 № 11).

На 2019 год на Смоленщине разработана и утверждена Территориальная схема обращения с отходами и выбран региональный оператор – акционерное общество «Спецавтохозяйство» (АО «СпетАТХ»). [7] Основным видом деятельности АО «СпецАТХ» является оказание услуг в области обращения с отходами. При осуществлении хозяйственной деятельности общество руководствуется федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, санитарными правилами и нормами, правилами и инструкциями в области обращения с отходами, охраны окружающей среды, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, лицензирования деятельности, соблюдения норм и правил пожарной, технической и экологической безопасности. На территории района оператор осуществляет вывоз ТКО с января 2019 года. Тариф на сегодняшний день составляет 92,26 руб.

На территории пгт Холм-Жирковский по последним данным расположено 106 площадок для сбора ТКО. На станции Игоревская количество сократилось до 6. Все площадки находятся в муниципальной собственности. Большинство из мест накопления ТКО приурочены к жилым домам. 30 улиц обеспеченны контейнерами по посёлку Холм-Жирковский. Юридические лица, являющиеся собственниками мест, – МБОУ Холмовская СШ, ЦРБ, МУП «коммунальщик», редакция газеты «вперед» и др. Площадки представляют собой открытые пространства без твердого покрытия и ограждения. На территории станции Игоревская площадки оборудованы ограждением.

Расчетное количество ТКО на 2021 год на население Холм-Жирковского района – при увеличении его численности до 9360 человек – составит в сутки 41,44 м3/сут, годовая норма накопления составит 15125 м3/год. Выведенные показатели превысят имеющиеся на данный момент. Это говорит о необходимости решения проблем с местами накопления, хранения и переработки ТКО как можно скорее, так как в дальнейшем наблюдаема тенденция на увеличение их объемов.

Таким образом проблема обращения с ТКО в Холм-Жирковском районе Смоленской области может быть решена при особом внимании к ней со стороны органов муниципального управления. При этом стоит отметить, что район в достаточной мере оснащен площадками для накопления ТКО, но их качество подлежит сомнению. Мера постоянного мониторинга способна изменить существующую на данный период времени не совсем благоприятную обстановку в экологически выгодную сторону.


Библиографический список
  1. “ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения” (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135735/3d9f12e3af28b28850a5017b14cf503463f5a777/ (дата обращения 02.02.019)
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения 02.02.019)
  3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // Ст.11, ч.2.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/537e5a1f33d105f3b6c518be5ac25c83cb545fa5/ (дата обращения 02.02.019)
  4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101890/ (дата обращения 02.02.019)
  5. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // Ст.4.1.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/7243eae6242e49089f4e8192566463c014f87bd8/  (дата обращения 02.02.019)
  6. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641″//  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207118/ (дата обращения 02.02.019)
  7. Официальный интернет-портал АО «Спецавтохозяйство»// http://www.sah67.ru/ (дата обращения 02.02.019)


Все статьи автора «Суворова Светлана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: