УДК 352

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯПОНИИ

Богачева Виктория Ивановна
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Аннотация
В данной статье рассмотрена структура органов местного самоуправления Японии. Разобрана двухуровневая система муниципального управления и финансовая структура. Выделены полномочия местных органов власти.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Богачева В.И. Анализ системы и структуры органов местного самоуправления Японии // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/06/25926 (дата обращения: 15.09.2020).

В Японии действует двухзвенная иерархическая система территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее – муниципалитеты

В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200 единиц. [1]

Согласно Закону о местном самоуправлении, который был принят 16 апреля 1947 года на всей территории Японии действует двухуровневая система муниципального управления.  На верхнем уровне данной системы функционирует 47 префектур,  на которые поделена вся страна,  а также 12 городов,  которые имеют особый статус.

На нижнем уровне этой системы располагаются муниципалитеты. Это, в свою очередь,  примерно 644 города,  1992 посёлка и 576 деревень. Управление столицами и префектурами  осуществляется губернатором. В городских муниципалитетах управление осуществляет  мэр города,  в поселках и деревнях – староста.

Отметим,  что на губернаторов, мэров и старост возлагается ответственность глав исполнительной власти. Они, как правило, избираются путем прямых выборов и могут быть избранными всеми жителями на срок не более 4 лет.

Рассматривая местную представительную власть,  можно сказать,  что депутатов собрания также избирают на 4 года, которые впоследствии возлагают выборные представители.

Согласно закону о местной автономии,  который был принят в Японии в 1947 году можно выделить следующие полномочия местных органов власти: [1]

1)                строительство;

2)                меры по предоставлению качественного здравоохранения населению;

3)                охрана общественного порядка;

4)                создание новых муниципальных предприятий;

5)                предоставление качественного образования;

6)                сбор налогов;

7)                предоставление достойной социальной защиты.

В свою очередь за префектурами в соответствии с японскими нормативно-правовыми актами закреплены следующие полномочия:

1)                охрана общественного порядка и управление полицией;

2)                образование;

3)               контроль за деятельностью промышленных предприятий;

4)                управления природными ресурсами;

5)               охрана окружающей среды.

Хотелось бы подчеркнуть, что в большинстве случаев местные органы власти исполняют свои обязанности сами. Однако при определённых обстоятельствах они пользуются объединением муниципалитетов,  которое занимается формированием, для выхода из сложившейся ситуации, кооперацией с ближайшими деревнями и поселками и городами.

Финансовая структура местного самоуправления Японии состоит из трёх частей: государственной,  префектурой и муниципальной.

Как правило, больше половины доходов местных бюджетов формируются за счет собственных средств и источников. В большей степени сюда относятся финансовые поступления от муниципальной собственности,  а также различные доходы предприятий префектуры и муниципалитета.

Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% доходной части.

Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий (около 13%). Другие неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов. За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.[2] Кроме этого, осуществляются расходы на подготовку рабочих соответствующих квалификаций, выплату различных пособий, пенсий, на содержание местных органов власти. Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства. Местный закон Японии об автономии определяет,  что местные органы власти должны быть разделены на префектуры и муниципалитеты. Отметим,  что местные органы власти в Японии основывается на системе, введенной национальным правительством как часть того двигателя,  который позволил бы модернизировать страну в конце 20 столетия.

Исходя из проделанного анализа можно сделать вывод о том, что в Японии существует развитая система органов местного самоуправления. Вместе с тем следует отметить, что в стране действует довольно жёсткий прямой контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления. Система местного самоуправления весьма бюрократична, отличается чрезмерной регламентацией государственными законами, строгим контролем сверху за деятельностью местных органов, ограничением их самостоятельности жестким порядком получения разрешений центральных органов по многим делам местного значения. В связи с этим ещё в 80-е годы стали высказываться мнения о том, что дальнейшее развитие страны должно непременно сопровождаться повышением роли органов местной власти, что система местного самоуправления долгое время была эффективной и рациональной, но к настоящему времени уже устарела и требует изменения. После чего были проведены некоторые преобразования, в частности, пересмотрен перечень работ, выполняемых на местах по поручению центральных правительственных органов, упрощена и рационализирована структура и аппарат местных органов, значительная часть коммунальных предприятий и работ передана частному сектору.


Библиографический список
  1. Редько В.Е.Система местного самоуправления в Японии // Экономика, педагогика и право – том 4 – 2016-  с.4
  2. Кандрашова С.В. Бюджетная система Японии // Молодежь и XXI век – 2017: тезисы международной молодежной научной конференции (Курск, 21-22 февраля 2017) – Курск, 2017 – с.208-211


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Богачева Виктория Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация