SWOT-АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению аспектов сильных и слабых сторон SWOT-анализа концепции демографической политики России на период до 2025 года. В данной статье дается определение SWOT-анализу, отражены его составляющие, а также слабые и сильные стороны.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Демография

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. SWOT-анализ концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25978 (дата обращения: 22.02.2024).

SWOT-анализ – это анализ фактического положения и стратегических перспектив компании, который является возможным благодаря изучению сильных и слабых сторон компании, ее внешних возможностей и факторов риска. Но данный тип анализа применяется и в других сферах, например, государственные органы власти проводят SWOT-анализ  социально-экономического развития регионов, применим он и в повседневной жизни – личностный SWOT-анализ. В данном случае проводится SWOT-анализ концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Рисунок 1. Составляющие SWOT-анализа

Проведем SWOT-анализ концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:

1. Сильные стороны:

  • государственный характер концепции, что обеспечивает ее обязательно исполнение на всей территории Российской Федерации, что позволит увидеть результат выполнения концепции по всей стране;
  • направление на решение разноплановых задач: в области уменьшения уровня смертности, укрепления здоровья населения, повышения рождаемости, укрепления института семьи и привлечения мигрантов; что говорит о комплексном характере концепции. Нацеленность на решение не одной конкретной проблемы, а нескольких самых насущных в купе дает ощутимый положительный результат;
  • стратегический характер концепции, что обеспечивает основу для принятия решений в области демографии, создает фундамент для достижения целей в будущем;
  • результативность мер, указанных в концепции (достижение на настоящий момент численности населения, которую данной концепцией планировалось достигнуть к 2025 году);
  • взаимодействие государственных органов с институтом гражданского общества, что необходимо для более эффективного доведения до людей целей и задач концепции; совместного решения ее задач и достижения ее целей; укрепляет взаимное доверие граждан и государства.

2. Слабые стороны:

  • концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предлагает направления решений задач и достижения целей, указанных в ней, а не указывает конкретные действия, что ведет к недопонимаю государственными органами регионов страны конкретных действий, которые требуются от них в данном случае;
  • отсутствие закрепленных в концепции показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики, что делает невозможным измерение результатов ее проведения субъектами страны;
  • в данной концепции нет указание на то, какой орган государственной власти является ответственным за ее реализацию, что говорит о совместной ответственности за ее исполнение нескольких государственных и муниципальных органов и распылении усилий по ее реализации между ними, что снижает эффективность ее исполнения.

3. Угрозы:

  • недостаточное количество бюджетных средств субъектов Российской Федерации, выделяемых на реализацию мер, указанных в данной концепции (по состоянию на 01.01.2016 дефицит бюджета Центрального федерального округа составил 115 699,02 млн. руб., Северо-западного федеральный округа – 43 886,05 млн. руб., Южного федерального округа – 54 949,21 млн. руб., Северо-кавказского федерального округа -  15 394,62 млн. руб., Приволжского федерального округа – 113 302,50 млн. руб., Уральского федерального округа – 13 282,48 млн. руб., Сибирского федерального округа – 91 985,22 млн. руб., Дальневосточного федерального округа – 20 529,64 млн. руб.;
  • не достижение целей, определенных концепцией, что может быть определено недостатком ресурсов субъектов Российской Федерации и другими причинами, перечисленными в пункте «Слабые стороны»;
  • несогласованность действий федеральных государственных органов РФ с органами субъектов РФ в реализации концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, что обусловлено их слабой связью из-за многочисленности последних.

4. Возможности:

  • конкретизация действий, предлагаемых данной концепцией для решения демографических проблем страны, что повысит эффективность ее исполнения субъектами Российской Федерации, так как власти субъектов будут точно знать, какие шаги им следует предпринимать;
  • создание государственного органа, контролирующего реализацию данной концепции, что позволит сосредоточить все полномочия по реализации концепции в рамках одного органа, который будет выступать стратегическим штабом, ответственным за ее выполнение;
  • выделение государством дополнительных средств субъектам РФ для реализации концепции, что обеспечит достаточное количество ресурсов на выполнение задач, поставленных концепцией.

Вывод: концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года имеет высокий потенциал для достижения поставленных ею целей, так как имеет все необходимые для этого предпосылки и условия. Концепция уже доказала свою эффективность на первых двух этапах реализации, и ее возможности, выделенные в ходе SWOT- анализа  говорят о ее высоких перспективах в будущем.


Библиографический список
  1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с.
  2. Архангельский, В. Н.   Демографическая политика. Оценка результативности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Архангельский, А. Е. Иванова, Л. Л. Рыбаковский ; под ред. Л. Л. Рыбаковского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 206 с.
  3. Баканов Г.Б. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014. – 367 с. Борисов, В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.


Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: