ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Турецкова Анастасия Сергеевна
ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
магистр института психологии и образовании

Аннотация
Данная статья посвящена экологическому образованию в лицее. Внедрение новых технологий позволит повысить экологическую грамотность учащихся, при демонстрации и проведения опытов, позволяющих наглядно продемонстрировать влияние химических элементов на окружающую среду.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Турецкова А.С. Применение ИКТ-технологий как фактор формирования экологической грамотности учащихся 10-11 классов // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25839 (дата обращения: 21.02.2024).

Длительное время экологическому образованию не уделялось должного интереса. В последние годы школа проделала решительный поворот к измененному положению дел. [1]

На сегодняшний день созданы предпосылки для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Почти все учебные заведения различных типов (школы, гимназии, лицеи) уже включили в свои учебные заведения учебные планы по экологическим исследованиям. Впрочем, статус образовательной области «экология» ещё не установлен; в большинстве школ занятия по экологии проводятся в форме факультативов. Влияние школьного экологического образования также остается маленьким. Главными элементами экологической культуры человека должны быть: знания, мышление, чистое поведение и чувство любви к природе. [2, 3]

Школьники, которые получили определенные экологические представления, будут осторожны с природой. В будущем это может повлиять на улучшение экологической ситуации в нашем регионе и в стране в целом.

Экологическое образование – сложный педагогический процесс. Знание основ экологии является важнейшей составляющей экологической культуры, развитой среди школьников.

Актуальность проблемы заключается в создании педагогических условий для экологического образования и воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Целью исследования является изучение проблемы определения системы форм и методов организации образовательного процесса, способствующего развитию экологической грамотности и экологического сознания учащихся в экологическом образовании.

Задачи исследования:

1. рассмотреть методы и формы экологического образования и воспитания;

2. проблема исследования, в которой содержится содержание экологического образования учащихся лицея;

3. экологическое образование и воспитание учащихся.

Объектом исследования является процесс формирования экологического образования и воспитания учащихся лицея.

Предметом исследования являются основы влияния экологического образования на развитие экологической культуры учащихся старшей школы.

При написании данной статьи использовались основные идеи таких авторов как Алексеев С.В., Бабанова. Т.А., Барышева Ю.А., Бобылев. Л.Д., Виноградов. В.Д., Гришева. Е.А., Дмитриев. Ю.Д., Иванов. П.В., Лихачев Б.Т.

Площадкой для проведения исследования являлся ОШИ «IT-лицей К(П)ФУ», в котором большое внимание уделяется IT-направлению. Что позволило на уроках химии, не только наглядно, но интерактивно продемонстрировать влияние химических веществ на природу.

Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций, двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов. [4]

Программа 10-11 классов предполагает использование на уроках цифровые лаборатории, что дает возможность учащимся наглядно продемонстрировать учащимся воздействие химических веществ, на биологические процессы. Это позволяет им больше задумываться над экологической проблемой, и не допускать ее загрязнения.

Для выявления развития грамотности учащихся с помощью ИКТ- технологий, в начале года, было проведено анкетирование, созданное на основе методики С.С. Кашлеву. Данная методика позволяет определить уровень сформированности компонентов экологической грамотности каждого учащегося; выявить общий уровень экологической грамотности учащихся; показать первичный уровень сформированности компонентов экологической грамотности учащихся. [5]

Таким образом, можно оценить эффективность образовательных программ с точки зрения формирования экологической грамотности и корректировать данный процесс. Результаты анализа анкет было представлено в таблице 1.

Таблица 1. Первоначальные результаты анкетирования


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень компонентов экологической грамотности

27%

73%

0%

Уровень экологической грамотности

48%

52%

0%

Из первоначальных данных заметно, что у учащихся довольно высокий уровень развития экологической грамотности. Но для его увеличения на уроках химии были применены цифровые лаборатории, демонстрационный опыты, практическое применение полученных знаний во внеурочное время.

Эти действия дают возможность повысить уровень экологической грамотности, что и продемонстрировали контрольные результаты анкетирования, проведенное в конце учебного года. Результаты анализа анкет было представлено в таблице 2.

Таблица 2. Контрольные результаты анкетирования


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень компонентов экологической грамотности

68%

32%

0%

Уровень экологической грамотности

89%

11%

0%

При сравнении анализа данных анкет, наблюдается увеличение в 2 раза, что доказывает эффективность выбранной технологии, для достижения поставленной цели. Сравнительные результаты представлены на рисунках 1,2.

Рисунок 1. Сравнительный график развития
уровня компонентов экологической грамотности

Рисунок 2. Сравнительный график
развития экологической грамотности


Библиографический список
  1. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // М., 2015. – №6. – 94с.
  2. Бобылев Л.Д. Повышение эффективности экологического образования // М: Наука, 2018. – №3. – 59 с.
  3. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 2017. – №2.- 21с.
  4. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках химии // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 561-564. — URL https://moluch.ru/archive/77/13236/ (дата обращения: 17.05.2019).
  5. Кашлев, С. С. Интерактивныеметоды обучения: учеб. -метод. пособие / С. С. Кашлев. – М.: ТетраСистемс, 2013. – 245 с.


Все статьи автора «Дмитриева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: