УДК 342

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Никифоров Алексей Алексеевич
Тюменский государственный университет
студент

Аннотация
Данную статью автор посвящает рассмотрению вопросов местного самоуправления. Проведенное исследование позволяет автору сделать вывод о связующей роли местного самоуправления в системе централизованного и децентрализованного управления.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Никифоров А.А. К вопросу о сущности самоуправления в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/04/25766 (дата обращения: 20.04.2019).

Современная Россия по своему строю является федеративным государством. Это означает, что структурно она поделена на несколько частей – субъектов федерации, осуществляющих саморегуляцию на местах различных вопросов региона. Стоит отметить, что не все сферы общественной жизни субъекты федерации регулируют сами. Россия в лице федеральных органов власти определила те сферы жизни общества, руководство которыми регионы могут взять на себя.
В составе любых субъектов Российской Федерации также находятся многочисленные муниципальные образования, на территории которых в свою очередь действуют органы местного самоуправления. Субъекты федерации обладают широкими полномочиями по вопросам регулирования деятельности органов местного самоуправления (определение наименования органов представительной власти муниципального образования, вопросы выборов в муниципалитетах, делегирование муниципальным образованиям отдельных полномочий и т.п.). Несмотря на это, органы МСУ имеют право регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. [2]

Чаще всего, круг этих вопросов лежит в плоскости удовлетворения потребностей граждан, прежде всего тех, которые связаны с особенностями. того или иного региона и его частными проблемами [4]

В Российской Федерации нормативное регулирования вопросов местного самоуправления предусмотрено рядом НПА, как национальными, так и международными.

В настоящее время правовую основу местного самоуправления составляют:

1. Европейская хартия местного самоуправления.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

4. Федеральные конституционные законы.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами.

6. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).

7. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

8. Уставы муниципальных образований.

9. Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.

10. Иные муниципальные правовые акты.

Сущность местного самоуправления в РФ состоит в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. Те не менее, на данный момент в науке конституционного права сложилось два диаметрально противоположных к вопросу самостоятельности органов МСУ подходов.

Так, часть ученых, исходя из анализа ст.12 Конституции РФ утверждают, что местное самоуправление необходимо отделить от государства, а также минимализировать его влияние на организацию местного самоуправления.

Другая группа ученых в противовес первой призывает к жесткой привязке самоуправления к государственной структуре и рассмотрении его как продолжения государственной власти на местах.

Чтобы понять, какая из точек зрения является правильной, необходимо обратиться к истории. Так, еще А.И. Солженицын поднимал данную проблему, считая, что необходимо установление “государственно-земского строя”, в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов. [5]

И.В. Яковлев считает, что исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

Нельзя не согласиться с автором. Действительно, анализируя российское законодательство по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление является неким связующим звеном в системе централизованного и децентрализованного управления.

Самостоятельность рассматриваемого института вытекает из ст.131 КРФ, где говорится о том, что структура этих органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Зависимость органов МС от федеральной власти зависит от того, что последние самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения, тем самым разграничивая сферы ведения Федерации и ее субъектов.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что местное самоуправление представляет из себя относительно самостоятельный институт гражданского общества, выступающий в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – свободный;
  2. Европейская хартия местного самоуправления. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/2540485/  – свободный;
  3. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы, 2003.- 210 с;
  4. Аминов И.Р., Ахунов Д.Р. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 71-76;
  5. Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998. С. 198;
  6. Уткин Э.Л. Государственное и муниципальное управление.- М.: Норма, 2001. – 15 с;
  7. Яковлев И.В. Проблемы местного самоуправления в российской федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь, №12, 2011. – с.36-41.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецова Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация