РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Вальтер Павел Витальевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Современная организационно-деловая культура предприятия/производства обращает внимание и, более того, делает акцент на развитии «особых способностей», общее название которых – «эмоциональный интеллект»: развитость эмоционального интеллекта сотрудников производства напрямую влияет на экономическую прибыль компании. Таким образом, организационно-деловая культура подчёркивает необходимость развития психологических навыков, связанных с актуализацией «эмоционального мышления» человека – как менеджера, так и рядового сотрудника предприятия.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Вальтер П.В., Пятилетова Л.В. Роль эмоционального интеллекта в организационно-деловой культуре // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/03/25685 (дата обращения: 23.02.2024).

На сегодняшний день одна из важных составляющих общих особенностей человека достаточно хорошо изучена. Социально значимым, на наш взгляд, на данный момент выглядит задача осознания обществом важности развития эмоционального интеллекта как набора совершенно особых способностей, ведущих как к личному успеху, так и к успеху организаций.

Другими словами, размышление над самим контекстом актуальности эмоционального интеллекта как ключевого «сгустка» способностей в современной организационно-деловой культуре представляется чрезвычайно важным.

В то же время в рамках решения поставленной задачи необходимо избегать педалирования эмоционального интеллекта как «исключительно главного», аккуратно и последовательно демонстрируя лишь аспект его ведущей роли именно сегодня – в начале ХХI века.

Таким образом, человеческая природа будет представлена наиболее полно: раскрытие способностей человека как разумного существа (когнитивные навыки: способность мыслить, развитое критическое мышление и т.д.) и как включённого в общество «эмоционального существа» (способность определённым образом реагировать в определённых ситуациях, что, в частности, в первую очередь, выражается в таких качествах личности как «собственно социальные» (дружелюбие, уважение, забота); качествах, связанных с эмоциональным (само)контролем (спокойствие, уверенность, оптимизм); «деловые» эмоции (упорство, увлечённость, самоконтроль)).

В 1988 эмоциональный интеллект впервые стал предметом изучения у физиолога Р. Бар-Она, он применил в ходе своего диссертационного исследования понятие «коэффициент эмоциональности».

Чуть позже П. Салоуей и Дж. Мейер выдвинули концепцию эмоционального интеллекта. Эта модель, пожалуй, единственная основывающаяся на исследованиях области нейрофизиологии, стала широко использоваться в организационно-деловой культуре.

Ещё позже – в 2002 году – Д. Конеман убедительно доказал влияние нерациональных факторов (в том числе эмоционального состояния человека) на принятие решений в менеджменте. За становление закономерности «развитый эмоциональный интеллект – эффективность управления» Д. Конеман стал лауреатом Нобелевской премии.

Сегодня существует множество определений эмоционального интеллекта, детально разработана его структура (способность идентифицировать эмоции – способность эмоционально мыслить – способность понять эмоции – способность к управлению эмоциональными состояниями), выявлены функции (эмоционально окрашивает когнитивные процессы, защитная функция, воспроизведение эмоций на когнитивном уровне…).

Осознание значимости развития эмоционального интеллекта становится особенно важным в организационно-деловой культуре: обращение к истории ХХ века убедительно показывает, как постепенно нарастает присутствие проблематики эмоционального интеллекта в научной литературе, как в контексте вышесказанного более развернуто и полно представляется природа, состав и структура эмоционального интеллекта; в конце концов, устанавливается прямая связь между эффективностью организации, стилем управления и уровнем развитости эмоционального интеллекта.

Организационно-деловая культура во многом подчинена требованиям экономики, поэтому ключевыми показателями эффективности работы производства становится увеличение прибыли, в том числе за счёт интенсификации производительности труда.

Текущие экономические запросы по-другому расставляют акценты в желаемых компетенциях работников предприятий. Так, Целевая модель компетенций 2025, разработанная в ходе совместной работы экспертов, представляющих российские и зарубежные компании  ПАО Сбербанка, НИУ Высшей школы экономики, Global Education Futures, WorldSkills Russia, RosExpert/Korn Ferryи BCG, ещё «особо» не выделяет социально-поведенческий компонент: навыки коммуникации (письменной, переговорной, презентационной), навыки межличностного общения (стрессоустойчивость, этичность поведения, умение работать в команде, проявлять эмпатию, адекватно воспринимать критику, ориентированность на клиента), навыки межкультурного межкультурное взаимодействия (осознанное отношение к делу, социальная ответственность, знание иностранных языков и культуры) [1], однако в 2018 году на экономическом форуме в г. Давосе эмоциональный интеллект как совокупность способностей вошел в десятку ключевых, наиболее востребованных компетенций работника на рынке труда [2].

Менеджер, обладающий высокоразвитым эмоциональным интеллектом, обеспечивает рост прибыли более, чем на 78%, поскольку лучше понимает миссию организации и способен обсуждать это с сотрудниками, которые, в свою очередь, лучше начинают понимать стратегию организации, становясь более позитивно настроенными и ответственными во время выполнения производственных обязанностей; он хорошо ощущает «эмоциональный климат» коллектива (улучшая его, в том числе предотвращая возможные конфликты); способен принимать нестандартные решения (оригинальные, креативные, не ригидные); способен менять стиль у правления, в зависимости от поставленных задач и сложившихся обстоятельств выбирая наиболее приемлемый (авторитетный, партнерский, наставнический, образцовый, диктаторский или демократический).

Таким образом, культура управления организацией сегодня напрямую обращена к развитию эмоционального интеллекта человека, в том числе как насущному экономическому запросу рынка.


Библиографический список
  1. Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru /wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf  (дата обращения: 10.03.2019)
  2. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // «Современная зарубежная психология» 2018. Том 7. № 2. С. 49-59. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2018/nn2/93926.shtml (дата обращения: 10.03.2019).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: