УДК 343.8

К ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ В ВОПРОСАХ РЕЖИМА И БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Пантелеев Виктор Александрович
Владимирский юридический институт ФСИН России (ВЮИ ФСИН России)
доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Аннотация
В статье рассматриваются понятия «обыск» и «досмотр», раскрываются их принципиальные различия. Проведен анализ статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с целью выявления, обоснования и устранения ложной смысловой нагрузки понятия «досмотра вещей осужденных».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Пантелеев В.А. К вопросу соотношения некоторых терминов в вопросах режима и безопасности в уголовно-исполнительной системе // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/02/25643 (дата обращения: 27.03.2019).

На сегодняшний день пенитенциарная система России подвергается значительному влиянию международных стандартов. Январь 1996 года стал переломным моментом для России, она стала членом Совета Европы. Нужно отметить, что декларации международных организаций по вопросам исполнения наказания и обращения с осужденными реализуются в уголовно – исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Иначе говоря, носят рекомендательный характер. Однако все международные документы, конвенции, ратифицированные РФ, приобретают обязательную для исполнения форму. Вплоть с 1996 года рекомендации Совета Европы динамично совершенствовались и развивались. Российская Федерация на современном этапе является модернизированной цивилизованной страной, в пенитенциарной системе которой, должная роль уделяется защите прав и законных интересов осужденных, а также преследуется цель исправления в гуманной и социальной форме. Во многом отечественная уголовно-исполнительная система (далее – УИС) руководствуется именно международными стандартами. На основе данных стандартов была принята Концепция развития УИС до 2020 года, а также ряд иных значимых документов. Следует отметить, что в последнее время наблюдается глубокая интеграция РФ в международное сообщество. Данный процесс актуализирует цель стремление России к общепризнанным международным стандартам.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 года «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».[1] Таким образом, Конституция Российской Федерации разделяет «международные договоры» и «общепризнанные принципы и нормы международного права». Так, представляется, что основными источниками норм права, регламентирующими отбывание наказания в виде лишения свободы, на сегодняшний день являются международные документы, ратифицированные Россией. Государство берёт на себя обязанности по выполнению содержащихся в них предписаний. Таким образом,  представляется актуальным рассмотреть Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 (ред. от 06.07.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930), (далее ПВР), с целью рассмотрения эффективности применения его норм в практическом аспекте. Данный Приказ регламентирует  режим содержания в ИУ, также консолидирует в себе ряд международных требований. Нужно отметить, что ПВР 2016 года являются относительно новым документом, его преобразования повышают эффективность режима в ИУ. Необходимо исследовать данное утверждение через призму его практического применения. Объектом такового в данном исследовании является п. 156 ПВР, который содержит следующее:

«Курение осужденным, водворенным в ШИЗО, запрещено. Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня ИУ. Сигареты и спички осужденным выдаются по их просьбе младшим инспектором по надзору за осужденными, содержащимися в штрафных помещениях»[2].

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации предусмотрены виды мер дисциплинарного взыскания, применяемые за нарушения установленного порядка отбывания наказания в отношении осужденных к лишению свободы. Статьей 115 УИК РФ установлены такие меры взыскания как водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток. Перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев, в единые помещения камерного типа  на срок до одного года, осужденных женщин – в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.[3]

В целях обеспечения пожарной безопасности, а также  санитарно-гигиенических норм, осужденным, водворенным в ШИЗО, курение запрещено. Для обеспечения данного предписания, каждый осужденный подвергается тщательному обыску перед помещением его в штрафной изолятор. Однако, складывается мнение о том, что это формальная процедура, ведь осужденные проносят сигареты и спички на практике.

Проводя аналогию с Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», который на данный момент утратил силу, необходимо отметить что, в п.156 ограничили действия осужденных – курильщиков.  Ранее курение было запрещено в ШИЗО со ссылкой на противопожарную безопасность, однако в других помещениях камерного типа такого запрета не было. В новых же ПВР в ИУ осуждённым, находящимся в ШИЗО, остался полный запрет на курение, а остальным разрешили курить только во время прогулки.

Проблемным, на наш взгляд представляется тот факт, что, несмотря на запрет, предусмотренный законодателем, на практике осуждённые продолжают курить в ШИЗО во время прогулки. Данный момент должен быть нормативно отрегулирован. Нужно отметить, что ст. 115 УИК РФ содержит в себе ряд наказаний за нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными, среди них и  водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.[4] Часть 2 статьи 116 УИК РФ говорит о том, что злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Из этого возникает вопрос, какие меры дисциплинарного характера применяются к нарушителям режима содержания в ШИЗО? Ответ на данный вопрос также не отражен в законодательстве. Нужно сказать, что, чаще всего на практике на факт курения в ШИЗО либо закрывают глаза, либо продевают срок содержания в штрафном изоляторе. Но можно ли считать продление срока содержания в ШИЗО эффективным, если его максимальный порог достигает лишь 15 суток?

На наш взгляд данная проблема имеет решение. Если фактически курение в ШИЗО осуществляется во время прогулок, на наш взгляд, представляется целесообразным узаконить данный факт. Иначе у осужденных появляется чувство безнаказанности и вседозволенности, а ужесточение  наказания за данный факт будет неэффективным. Часть 1 статьи 118 УИК РФ даёт право осужденным к лишению свободы, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Таким образом, считаем, что запрет курения в ШИЗО препятствует достижению целей наказания и создает условия для искусственного превращения в нарушителей большинства осужденных.

В связи с этим предлагаем  внести изменения в п. 156 ПВР в ИУ. В измененном виде он приобретет следующую формулировку:

«Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, ШИЗО курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня ИУ. Сигареты и спички осужденным выдаются по их просьбе младшим инспектором по надзору за осужденными, содержащимися в штрафных помещениях».

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации :[принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.:с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2017 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ] // Рос. газ. – 2017. – 21 янв.
  2. Пункт 156 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 (ред. от 06.07.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930).
  3. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
  4. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пантелеев Виктор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация