ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСНЫХ ПРИЕМОВ И ТЕХНИК С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ

Груздева Полина Сергеевна
Тюменский государственный университет
студентка кафедры искусств института педагогики и психологии

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы развития живописных умений, которые влияют на уровень творческих способностей учащихся. Автор рассматривает решение данной проблемы через применение индивидуального подхода к каждому ученику (на примере типов темперамента). Знания о живописных приемов и техник, по мнению автора, способствуют раскрытию творческих способностей и живописных умений.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Груздева П.С. Использование живописных приемов и техник с учетом индивидуальных особенностей учащихся для развития живописных умений // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25642 (дата обращения: 22.02.2024).

Введение. В процессе происходящих изменений в сфере образования, приоритетной задачей которого является творческое развитие учащегося, его способностей, на которую указывает государственная политика.

Тем не менее многие образовательные институты по-прежнему определяют и разрабатывают внешние установки, в которых практически не ведется учет индивидуальных особенностей, созидательных возможностей и целей учащихся для формирования творческих способностей [12]. Развитие творческих способностей, учащихся является приоритетной задачей современного дополнительного образования, где одним из важных составляющих будут живописные умения, которые дополняют палитру эмоций и чувств ребенка.

Данная проблема сложна и многопланова, ее успешное решение возможно на основе исследований по психологии, педагогике, для которых проблема развития творческих способностей личности, а также специальных умений является всегда актуальной.

Весомый вклад в разработку теоретических и практических подходов к обучению живописи и методов развития творческих способностей обучающихся, внесли отечественные художники-педагоги П.П. Чистяков, Н.П.Крымов, Д.Н. Кардовский, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Е.В. Шорохов, А.Е. Терентьев, С.П. Ломов и др.

В целом определение сущности и содержания живописных умений личности является достаточно разносторонней и сложной проблемой. Для ее решения необходим всесторонний и глубокий анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, изучение профессиональных умений как созидательной и активной деятельности. В процессе обучения необходимо способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся, активизируя целостное восприятие цветового колорита пейзажа, развивая аналитическое мышление, формируя при этом живописные умения и навыки[8].

Для эффективного развития живописных умений, учащихся исследователи предлагают осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику; реализовывать межпредметные связи; использовать методы проблемного и развивающего обучения[10].

«Индивидуальный подход в воспитании и обучении, — отмечает Г. М. Коджаспирова [3], — заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку».

Однако, индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учёта особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи (Бударный А. А., Рабунский Е. С.) ограничиваются учётом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств[1]. С той же позиции даёт определение индивидуализации А. А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы «как систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учётом целей обучения» [11].

Известно, что развитие творческих способностей, учащихся наиболее эффективно выполняется в учреждениях дополнительного образования, где можно осуществлять индивидуальный подход и создавать условия для созидательных возможностей учащихся. Наблюдая за учащимися во время творческой деятельности и анализируя детские работы, можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитывая индивидуальность учащихся, педагог способен научить детей наблюдательности, воспитать у них высокий эстетический вкус, благородные нравственные черты и развить живописные умения.

Поэтому в нашем исследовании будут рассмотрены именно эти возможности индивидуализации как эффективного средства достижения качества обучения.

Формулировка цели статьи. Исходя из выше сказанного была сформулирована цель исследования – выявить особенности индивидуального подхода в процессе развития живописных умений в ходе использования живописных приемов и техник.

Объектом исследования является процесс развития живописных умений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Предметом исследования являются индивидуальный подход в процессе развития живописных умений в ходе использования живописных приемов и техник.

Предполагаемая новизна исследования является предположение о том, что каждому ученику на занятиях живописи присущ свой индивидуальный характер и темперамент. Мы предполагаем, что тип темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), обучающегося влияет на выбор материала, которым он (ученик) будет работать соответственно из этого вытекает предпочтения в живописных приемов и техник, тем самым осуществляется индивидуальный подход в обучении.

Изложение основного материала статьи. Проблемы индивидуального подхода интересовали исследователей разных специальностей и направлений педагогической науки.  Современные педагоги расширили понятие индивидуализации и наполнили его новым содержанием, отвечающим веянию времени.

Так, педагог и автор словаря Г. М. Коджаспирова отмечает, что «Индивидуальный подход в воспитании и обучении, заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.).

Например, индивидуальный подход в процессе развития живописных умений живописных с учетом индивидуальных особенностей, учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.) может представлять собой различные упражнения в отработке приемов выполнения живописной работы цветом, при этом моделируя форму предметов и творческие задания, используя художественные материалы (краски) на базе имеющихся знаний с целью наиболее полно выразить творческий замысел.

Суть индивидуального подхода заключается в гибком использование педагогом разнообразных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Таким образом, индивидуальное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств.

Что бы обучение можно было считать индивидуальное и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

-        уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;

-        особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);

-        особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.

Исходя из выше сказанного, мы выяснили, что индивидуальный подход ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Индивидуальный подход можно применить во многих современных методах и технологиях, главное, как уже было сказано выше, центрирование процесса обучения должно быть на обучающегося.

Для обучения различным живописным приемам на уроках ИЗО применяются так называемые нетрадиционными методы обучения. Это использование на уроках ИЗО таких приемов как стилизация, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д. [7].

Более подробно мы остановимся на приемов и техниках, которые применяются преимущественно в акварели и гуаши, так как в основном эти материалы используются на занятиях по «живописи».

Акварель – это разводимые в воде краски. Основная особенность акварели – прозрачность и мягкость красочного слоя. За счет своих особенностей в акварельные работы передают воздушность, тонкость цветовых переходов, создаю эффект лёгкости. Акварельная живопись требует большого мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на поверхность бумаги краску. Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники.

Данный материал подошел бы детям с темпераментом флегматика или меланхолика. Это обучающиеся, которые ведут скрупулёзную, внимательную работу, долго задерживаясь на проработке деталей.  Флегматики аккуратисты и усидчивы в выполнении работы. Такие дети могут подолгу сидеть над листом бумаги и не браться за дело, пока их не подтолкнешь [16]. У меланхолика в работе всегда порядок. Для него нет значения, сколько времени будет затрачено для выполнения творческой работы, для него имеет значение качество выполнения работы. Выбирая между качеством и количеством, он будет на стороне качества. Качества меланхолика, ярко демонстрирует Микеланджело [14]. Перед тем как изваять каменную скульптуру Мозеша, Пиита или Давида, он досконально изучал анатомию человека. Для этого Микеланджело основательно изучил сущность человечества, приходя в морг, собственноручно вскрывал трупы, изучая строение систем организма.

Этому материалу присущи такие техники, как лессировка.  Лессировка, глизаль или глейз — техника с помощью которой получают глубокие, богатые переливчами цвета за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.

Карнация — наложение красок в несколько слоев. Применялось для изображения человеческих лиц и частей тела. Техника позволяла достичь максимального реализма в изображении.

Гризайль — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого.

Обратимся ко второму, часто использованному в работе с детьми материалу – гуаши.

Гуашь – густая, непрозрачная краска, после высыхания, которая становится матовой и бархатистой. Ею можно работать на таких поверхностях, как бумага, грунтованный холст, картон или гладкая деревянная поверхность.

В отличие от акварели гуашь включает гораздо меньше связующего и значительно большее количество пигмента. За счет своей плотности и непрозрачности (кроющих свойств), она позволяет исправлять неудачные места в работе, более тёмное цветовое пятно перекрыть более светлым. Предыдущие слои сквозь неё не просвечивают, поэтому цветовые пятна, в особенности больших объемов, весьма звучны и живописны.

Данный      материал подойдет преимущественно детям с экспрессивным характером (тип темперамента – холерик, а также сангвиник). Детям, которые стараться выполнить творческую работу за один присест, допуская ошибки в ведение работы. Данные типы темпераментов весьма работоспособны, главное — направить их деятельность в нужное русло. Представителям сангвинического типа темперамента тяжело работать над рутинными задачами, проектами, занимающими слишком много времени и требующими усидчивости и кропотливой работы[15]. Не раздумывая ни секунды, приступают к творческой работе. Располагая большими резервами энергии, он постоянно спешит, не заканчивая одного дела, уже думает о следующем. Например, холерики предпочитают самостоятельную работу, не требующую ежеминутной отчетности. Стремительные действия, постоянная активность отражаются в характере творческих работ. Ярким представителем данного темперамента был Винсент ван Гог. Данный вывод можно сделать изучив его биографию. Также характер работ – динамика мазков, экспрессия в работах указывает нам на ярко выраженный холерный темперамент[12].

Гуаши присущи такие живописные приемы, как импасто. Импасто (итал. impasto — дословно тесто) — приём в живописи в виде густой, сочной накладки красок для усиления эффекта света и фактуры. С помощью импасто привлекается внимание к рельефу картины, так как мазки выступают над поверхностью холста и создаётся трёхмерный эффект. Картины, написанные с использованием техники импасто, отличаются динамикой и экспрессией.

Пастозная техника, пастозность (от итал. pastoso — тестообразный), также корпусная техника — в живописи техника работы плотными, непросвечивающими (кроющими) слоями, мазками краски, иногда создающими рельефность; по значению противоположна лессировке. Применяются для усиления экспрессивности; кроме того, густой, рельефный пастозный мазок подчёркивает форму и рельефность изображаемых предметов.

И такие техники, как смуфато и пуантилизм. Техника смуфато придумана знаменитым художником Леонардо Да Винчи. Применяя данную технику в своей работе, можно добиться эффект размытости очертаний, «воздушности».

Пуантилизм – в переводе значит «точечность». Техника позволяла достичь, например, такого визуального эффекта, как мерцание света, за счет точечного или прямоугольной формы нанесения мазков, исключая смешивание цветов. Техника пуантилизм позволит разнообразит работу и придать ей определённый шарм.

Многие исследователи живописных умений, такие как П.П. Чистяков, Н.П.Крымов, Д.Н. Кардовский, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, С.П. Ломов и др. подчеркивают необходимость знания технических особенностей живописных материалов, формирования живописных умений.

Внедрение в образовательный процесс различных техник живописи значительно увеличивает возможность раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей детей, и развития уже, проявившихся у них способностей в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом [8].

Практика Ратиевой Ольги Викторовны подтверждает, что внедрение в образовательный процесс различных техник живописи значительно увеличивает возможность раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей детей, и развития уже, проявившихся у них способностей в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом. В результате это дает больше свободы для самовыражения. Поэтому так необходимы в этот период научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность и осознанность овладения методами и приемами живописного видения цвета.

Говоря о «системе преподавания», можно отметить, что педагогика и методика преподавания живописи определяют общее направление работы преподавателя. Система преподавания, как сказал Ю. А. Конаржевский, это внешнее проявление всей системы работы педагога, результат функционирования этой системы. Поэтому, система преподавания живописи благодаря разнообразию педагогических программ, авторских технологий, методик художественного образования и эстетического воспитания дает педагогу свободу выбора способов преподавания, исходя из особенностей и условий школы, учеников. На их основе и в соответствии с ними педагог создает индивидуальный, конкретный план их применения.

Выводы. Таким образом, были выявлены возможности индивидуального подхода в развитие живописных умении.

Наблюдая за учащимися во время творческой деятельности и анализируя детские работы, можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитывая индивидуальность учащихся, педагог способен сформировать различные индивидуальные подходы в отработке приемов и техник выполнения живописной работы цветом, моделировки формы предметов и творческих заданий, используя художественные материалы (краски) на базе имеющихся знаний с целью наиболее полно выразить творческий замысел. Тем самым педагог способен развивать живописные умения.

Были выделены живописные приемы, такие как лессировка, карнация, гризайль, импасто, пастозная техника, техника смуфато, пуантилизм, которые используются учеником с учетом его индивидуальных особенностей, а именно типа темперамента в зависимости от стиля выполнения творческой работы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Также выявлена важность использования живописные приемов и техник на занятиях по «Живописи». Включение в педагогический процесс различных живописных техник и приемов, значительно увеличивает возможности раскрытия творческого потенциала у детей. Поспособствовать развитию живописных умений в соответствии с присущим творческим потенциалом каждому обучающемуся.


Библиографический список
  1. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56.
  2. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с., с. 101
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. – 100 с
  4. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832–1919 / П. П. Чистяков. М.: Искусство, 1953. 592 с.
  5. Кожагулов Т. М. Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL:http://www.dissercat.com/content/razvitie-zhivopisnykh-umenii-studentov-nachalnykh-kursov-khudozhestvenno-graficheskikh-fakul#ixzz5aWHyS1nA (дата обращения 20.12.2018)
  6. Кучманова Е. Г., Ряполова М. В. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7397/ (дата обращения: 22.12.2018).
  7. Медведева С. А Методы работы на уроках изобразительного искусства.
  8.  Ратиева О. В. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК ЖИВОПИСИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-ispolzovanie-razlichnyh-tehnik-zhivopisi-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti-uchaschihsya-detskih (дата обращения: 20.12.2018)
  9. Подобед Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСНОГО НАТЮРМОРТА В ВУЗЕ Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1) Дата публикации 15.04.2015 URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18521 (дата обращения: 19.12.2018)
  10. Рязанова С. В. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ И ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Дата публикации 15.09.2018 URL: https://infourok.ru/razvitie-graficheskih-i-zhivopisnih-umeniy-i-navikov-u-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-kak-sredstvo-formirovaniya-3233000.html (дата обращения:20.12.2018
  11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. -192с. URL:http://mba.teacher-edu.ru/s1.htm (дата обращенияя: 20.12.2018)
  12. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА, КАК УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/09/30/tipy-temperamenta-i-haraktera-kak-usloviya (дата обращения: 22.12.2018)
  13. Черткоева В. Г. Состояние проблемы развития творческих способностей, учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования URL:https://sibac.info/conf/pedagog/xiii/26924 (дата обращения 06.11.2018г)
  14. Тип темперамента меланхолик, характеристика, особенности и черты характера такого человека, известные меланхолики URL: http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-lichnosti/tip-temperamenta-melanxolik-xarakteristika-osobennosti-i-cherty-xaraktera-takogo-cheloveka-izvestnye-melanxoliki.html(дата обращения: 22.12.2018).
  15. ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА САНГВИНИК URL: https://experimental-psychic.ru/sangvinik/(дата обращения: 22.12.2018).
  16. ФЛЕГМАТИК: ОПИСАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА URL: https://experimental-psychic.ru/flegmatik/(дата обращения: 22.12.2018).


Все статьи автора «Груздева Полина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: