ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Коростелева Марина Анатольевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления

Аннотация
В данной статье рассматриваются источники повышения качества жизни населения на примере Свердловской области. Задача в повышении качества жизни населения — это общегосударственная задача, решаемая совместными усилиями всеми уровнями властей (федеральной, региональной, муниципальной).

Ключевые слова:


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Коростелева М.А. Источники социально- экономической эффективности повышения качества жизни населения на примере Свердловской области // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25638 (дата обращения: 22.02.2024).

Основным и эффективным источником повышения качества жизни населения по моему мнению является государственное регулирование. От качественного и профессионального управления зависит эффективность в социально- экономическом развитии страны.

Задача в повышении качества жизни населения — это общегосударственная задача, решаемая совместными усилиями всеми уровнями властей (федеральной, региональной, муниципальной). Эффективное управление представляет собой организацию процесса управления в рамках государственных учреждений. Основной задачей управления является достижение конкретных результатов по удовлетворению потребностей населения, налаживания обратной связи с населением для получения достоверной информации ,для того чтобы в вовремя среагировать на нововведения в соответствии с нуждами населения.

Обратная связь с населением отражает прозрачность деятельности органов власти, что не мало важно для улучшения уровня качества жизни населения. Основным в деятельности органов власти является последовательные действия по сокращению бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

По моему мнению основными направлениями в деятельности органов власти по повышению качества жизни являются следующие направления:

-обеспечение занятости населения: осуществление мероприятий по обеспечению каждого трудоспособного человека работой по специальности и с достойной заработной платой;

-рост уровня качества жизни: увеличение благосостояния людей по средством увеличения доходной части и покупательской способности населения;

-обеспечение населения доступным и комфортным жильем: продолжение работы по оказанию материальной помощи молодым, многодетным семьям в выделении жилого помещения, переселение из ветхого жилья;

-доступность государственных и социальных услуг: развитие системы здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ;

-безопасное проживание: профилактика правонарушений, экологическая среда, утилизация и переработка отходов.

Как видно из вышеперечисленного, эффективное управление касается всех сфер жизнедеятельности населения. Создание публичной системы управления органами власти, способствует возможности населению, участвовать в совместном принятии таких решений, которые будут повышать уровень доверия к власти ,степень удовлетворенности своего проживания в данном регионе и муниципалитете и в целом способствовать морально -психологическому климату в обществе.

Минэкономразвития России ежегодно проводить мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также степень удовлетворенности населением деятельностью государственной властью и органами местного самоуправления. Такой мониторинг позволяет выявить уровень доверия населения к органам власти, к преобразованиям, которые внедряются по повышению качества жизни населения. А именно, какие программы и концепции по улучшению качества жизни населения, эффективно и реально работают.

Вторым и тоже не маловажным источником повышения качества жизни населения, на примере Свердловской области, является инвестиционная стратегия региона.

Инвестиционная стратегия региона – основа благоприятного инвестиционного климата и залог обеспечения конкурентоспособности региона и высокого качества жизни населения. Способность области привлекать в развитие экономики инвестиции, является определяющим вектором в социально- экономическом росте и улучшении качества жизни населения. В данный момент стратегия привлечения инвестиций в основной капитал является приоритетной задачей каждого района области. Для этого Указом Губернатора Свердловской области утверждена инвестиционная стратегия Свердловской области на период до 2020 года. В данной стратегии поставлены цели по инвестиционной политики Свердловской области и определены показатели достижения этих целей. [1]

Как реализуется инвестиционный потенциал Свердловской области, можно отследить по следующим показателям:

1) человеческий фактор обеспечивает ключевое конкурентное преимущество региона на российском и мировом рынках, формирует основу успешного создания и продвижения новых востребованных видов продукции и услуг;

2) инновационное мышление и дух предпринимательства, которые формируются внутри креативного класса, создают в “экономике знаний” большую часть добавленной стоимости;

3) каждый предприниматель имеет возможность реализовать свой потенциал в комфортной, прозрачной, гибкой и мобильной бизнес-среде;

4) инновационное развитие производства становится основным источником экономического роста, а применение социально ориентированных инноваций обеспечивает повышение качества жизни и расширение возможностей граждан.

Объем инвестиций в основной капитал в Свердловской области в динамике за 2013-2017 годы можно рассмотреть по рисунку 1.


Рисунок 1. Инвестиции в основной капитал по Свердловской области за 2013-2017гг. [3;596, 10]

Как видно из рисунка, самые высокие инвестиции в основной капитал были в 2014 году, далее с каждым годом происходит снижение инвестиций. Прежде всего это связано неравномерностью экономического развития районов области, они по-разному обеспечены природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера.

Третьим источником, по моему мнению, является население Свердловской области, его творческий потенциал, который позволяет совершенствовать и двигать процессы социально- экономического развития территории Свердловской области. Это связано с быстрыми темпами развития научно – технического прогресса, внедрение в производство новых технологий. Социально ориентированный человек – как человеческий капитал, в современных условиях экономики является ценным активом организации, предприятия. Предприятия стараются вносить инвестиции в этот капитал посредством образования, повышения квалификации. Так как на рынке труда сейчас востребованы работодателями в первую очередь профессионально компетентные работники с личностными характеристиками, стрессоустойчивые и имеющие стремление к постоянному самосовершенствованию. Развитие человеческого потенциала является главной задачей в современных условиях Свердловской области. Для оценки человеческого потенциала рассматривают такой показатель как индекс развития человеческого потенциала. Свердловская область по уровню развитию человеческого потенциала находится на 10 месте по регионам РФ за 2016 год. Показатель довольно высокий. Это значит, что образованию в Свердловской области уделяется большое внимание. Таким образом можно сделать вывод, что высокие позиции Свердловской области по уровню развития человеческого капитала обусловлены высокими значениями показателей, характеризующих вовлеченность населения в образовательный процесс. Выявлено, что высокий образовательный уровень населения снижает риск возникновения безработицы, увеличивает вероятность занятости, обеспечивает более высокий индекс доходности населения. [2]


Библиографический список
  1. Об утверждении инвестиционной стратегии Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Губернатора Свердловской области от 14.11.2012 № 862. – Режим доступа: http://www.regionz.ru
  2. Коновалова С.В. Формирование человеческого потенциала в Свердловской области [Электронный ресурс] / С.В. Коновалова// Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1 -Режим доступа: http://eduherald.ru
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017г. [Текст]: Стат. сб. / Росстат.  М., 2017. – 1402 с.


Все статьи автора «Коростелева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: