ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГЕРМАНСКОГО ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Байрамкулова Танзила Даутовна
Северо-Кавказская государственная академия
г. Черкесск, доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин

Аннотация
В статье исследуется процесс возникновения и развития право различных германских народов со времени их первоначального контакта с римлянами до перехода к национальному территориальному праву.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Байрамкулова Т.Д. Особенности формирования и развития германского права в средние века // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25562 (дата обращения: 22.02.2024).

Знания о раннем германском периоде основаны главным образом на наблюдениях за племенной жизнью, которые содержались в Галльской войне Юлия Цезаря и германской Таците. Первыми письменными сборниками германского права являются так называемые Leges Barbarorum, которые датируются пятым веком и девятым веком. Они написаны на латыни и показывают римское влияние благодаря использованию технических терминов римского права. Англо-саксонские законы и законы северогерманской группы, с другой стороны, написаны на местном языке и во многом обязаны своей письменной форме появлению христианства.

Для всех германских народов право в основном не было чем-то установленным центральной властью, такой как король, а скорее обычай определенной нации. Это было по существу неписанное право, основанное на обычаях определенного племени, поэтому, мы можем говорить о национальном характере права.

Следовательно, каждый член племени придерживался правовых обычаев своего народа. Германские племена вели кочевой образ жизни, то есть никогда не жили на четко определенной территории. После падения Римской империи на Западе германские племена захватили бывшие римские провинции. При этом германские правовые обычаи регулировали общественные отношения внутри германских племен, но, не распространялись на завоеванное римское население. К римским подданным применялось римское право. Таким образом, самый ранний германский кодекс, кодекс Еврика, короля вестготов в Испании и юго-западной Галлии в конце 5-го века, применялся исключительно к вестготам. Lex Romana Visigothorum, или Breviary of Alaric, был выпущен в 506 году нашей эры для своих римских подданных. Это был сборник «вульгарного права» – римского права, адаптированного к социальным и экономическим условиям поздней Римской империи, – а позднее был основным источником римского права во франкском королевстве. Только в седьмом веке закон вестготов применялся как к вестготам, так и к римлянам, так как к тому времени произошло слияние двух народов. Lex Burgundiorum и Lex Romana Burgundiorum того же периода имели сходные функции, в то время как Edictum Rothari относился только к лангобардам[3].

Leges Barbarorum был не законодательством в современном смысле, а скорее записями обычаев.  В прологе к Салическому закону рассказывается, что четверо избранных собрали правовые обычаи германских племен,  и после обсуждения их  с главами местных народных собраний опубликовали. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности старого «доброго права».

Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Leges Barbarorum не стремился изложить все основные нормы права, как это делают современные кодексы. Здесь не рассматриваются общие вопросы права, а концентрируются на решении вопросов, которые, возникли, в результате миграции или завоевания, и нуждались в авторитетном изложении. Нормы права регулировали, в частности, судебные процедуры, денежные компенсации за акты насилия и правопреемство в случае смерти.

Инициатива по объявлению закона обычно исходила от короля, но принятые законы обычно требовали одобрения народных собраний. Из-за этого сотрудничества между королем и людьми, сборник иногда упоминался как «соглашение» или pactus. Законы вестготов были исключением, так как всегда издавались королем и приближенными без участия населения.

У лангобардов, которые вторглись в Италию в 568 году, не было единого обычая, с середины седьмого века короли издают указы, появляется писанное право. Во франкском королевстве короли Меровингов называли свое законодательство edictaor praecepta, но последующие Каролинги характеризовали их как capitularia, то есть королевские указы, разделенные на небольшие параграфы  (capitula).

Термин capitularia появился уже при Пипине Коротком, но обычным обозначением королевских постановлений стал при Карле Великом. Составление капитулярии прекратилось в конце девятого века, в период ослабления Каролингов. Текст капитулярии «говорился» королем в собрании высших должностных лиц, которые затем «объявляли» предписания на собраниях местной знати.

По содержанию капитулярии весьма многообразны. Большое место в них занимают постановления, узаконивающие зависимость крестьян и уничтожающие остатки старых свобод, в частности, резко ограничиваются судебные и военные права крестьян, усиливаются наказания за неповиновение властям. Многие капитулярии касались организации воинской повинности, поддержания мира в стране, управления завоеванными землями, а также порядка взимания торговых пошлин, монетного дела и т. д.

В целом капитулярии способствовали узаконению феодальных отношений. Они представляют один из важных исторических источников. К капитулярии примыкают по своему значению законы и постановления Меровингов, обозначавшиеся обычно терминами praeceptum, edictum, constitutio[1].

Главной чертой развития франкского общества являлось возникновение и развитие феодализма в его недрах. Новые отношения возникли в обеих социально-этнических группах – франкской и галло-римской. Но формирование феодальных отношений у франков и галло-римлян было далеко не одинаковым, в первую очередь потому, что оно начиналось с разных исходных рубежей: франки вступали в эпоху феодализма в процессе первобытно-общинного строя, а галло-римляне  в ходе распада рабовладельческого общества[2].

Развитие феодальных отношений, происходившее во Франкском королевстве, требовало изменения форм земельной собственности. Аллодиальная собственность должна была уступить место более зрелой форме феодальной собственности. Поскольку значительная часть разорившихся свободных крестьян уже не имела средств для службы в ополчении, особенно в качестве конных воинов, встал вопрос о коренной реорганизации военных сил. Таковы были социальные предпосылки так называемой бенефициальной реформы Карла Мартелла. Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего конной военной службы[4].

К девятому веку многие феодалы стали достаточно сильными, чтобы бросить вызов королевской власти Франкской империи, в результате обрели абсолютную власть над собственными вассалами. Они судили своих вассалов по единому закону независимо от их расового или национального происхождения. Таким образом, старый германский национальный принцип был оставлен в пользу территориального принципа или применения обычаев региона. Этот тип феодального права обычно основывался частично на германском праве и частично на римском праве Lex Romana Visigothorum, адаптированном в интересах феодалов.

В этот же период Римско-католическая церковь стала главной объединяющей силой в Западной Европе и стала претендовать на юрисдикцию в отношении многих вопросов, которые ранее считались светскими, а не церковными. Церковные суды существовали со времен Римской империи, и их власть в вопросах веры была признана светскими властями. В остальных же вопросах церковь должна была следовать римским, и, действительно, закон франков-рипуарцев на Рейне прямо провозгласил, что «церковь живет по римскому праву». Канонический закон, применяемый в церковных судах, в значительной степени находился под влиянием римского права, и содержал очень мало германских элементов. По мере роста власти церкви церковные суды применяли этот закон к вопросам, которые ранее рассматривались светскими судами, таким как брак, супружеская измена, завещание и правопреемство. Во многих странах эти вопросы оставались изъятыми из германского права и подлежали церковному рассмотрению даже после Реформации.


Библиографический список
  1. Аннерс Э. История европейского права. / Пер. с шведского. М.,1994.
  2. Верховодов Е.В. Генезис теории естественного права в Западной Европе: автореф. дис. … канд. юрид. наук, Н.Новгород, 2001.
  3. Качановский Ю.В. Феодальное право Западной Европы //  Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. Е.В. Кузнецова. Казань, 2014.
  4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, т. I. М., 2000.


Все статьи автора «Боташева Сафиназ Казбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: