УДК 37

ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Порсева Екатерина Андреевна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
студентка 4 курса

Аннотация
В данной статье рассматривается коммуникативная среда, как средство социализации личности ребенка с рождения и до полного формирования цельной личности. В современном мире человеку необходимо уметь постоянно и в короткие сроки обучаться новому и совершенствоваться, потому что мир непрерывно развивается и преобразуется, что требует своевременной адаптации к новым условиям. А любая адаптация происходит под влиянием новой для индивидуума коммуникативной среды. Данная тема актуальна тем, что влияние коммуникативной среды может давать как положительные результаты, так и отрицательные. Задача общества состоит в том, чтобы коммуникативная среда, воспитывающая будущие поколения, была благоприятной для качественной социализации личности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Порсева Е.А. Влияние коммуникативной среды на процессы социализации личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/01/25506 (дата обращения: 30.03.2019).

В современном мире человеку необходимо уметь постоянно и в короткие сроки обучаться новому и совершенствоваться, потому что мир непрерывно развивается и преобразуется, что требует своевременной адаптации к новым условиям. Данная тема актуальна тем, что влияние коммуникативной среды может давать как положительные результаты, так и отрицательные.

Воздействие на личность ребенка происходит непрерывно и с разных направлений (семья, школа, друзья и т.д.) Задача общества состоит в том, чтобы создать такую коммуникативную среду, в которой ребенок будет развиваться, познавать мир, интересоваться новым. Но не все новое и неизведанное сказывается положительно на формировании личности ребенка. Следовательно, при создании школьной коммуникативной среды должен быть использован избирательный подход. В жизни ребенка детский сад и школа являются малой частью огромной коммуникативной среды. Важно научить ребенка самостоятельно выбирать, в какую среду будет не лишним войти и почерпнуть оттуда знания, а от получения опыта в какой стоит отказаться. [2].

Социализация личности – двусторонний процесс, в ходе которого индивидуум усваивает социальный опыт общества, в которое он включен. Другими словами, процесс интеграции человека в социальную систему, через усвоение норм, правил, навыков, знаний и ценностей для успешной жизнедеятельности в обществе.

Существует следующие типы социализации: первичная социализация (от рождения и до полного формирования личности), ресоциализация (устранение или забывание старых моделей поведения и приобретение новых), групповая социализация (происходит внутри конкретной группы, начинается в тот момент, когда ребенок начинает проводить больше времени вне дома, например, в детском саду, где усваивает опыт своих сверстников), гендерная социализация (начинается примерно в два с половиной – три года, когда ребенок четко понимает, кто он мальчик или девочка и соответственно гендерной идентичности формирует соответствующую линию поведения), организационная социализация (приобретение необходимых навыков и знаний для выполнения своей организационной роли, например, роль сотрудника организации, роль студента ВУЗа), досрочная социализация (своего рода, предвосхищение будущих социальных отношений, например, игры детей в «доктор и пациент», «дочки-матери», в ходе которых ребенок примеряет на себя только возможные в будущем социальные роли). [1].

В ходе течения любого из типов социализации, коммуникация и коммуникативная среда выступают, как одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта. Только в ходе общения человек может усвоить какие-либо знания, умения и приобрести необходимые навыки.

Вне общества социальное развитие личности происходить не может. Без организации должной коммуникативной среды индивидуум не сможет приобрести навыки социальной адаптации, соответственно не сможет научиться взаимодействовать с другими членами социума, как следствие,  не будет иметь возможности социализироваться.

В процессе социализации принято выделять зону ближайшего развития (то, что ребенок знает и может выполнить самостоятельно задачу, используя только имеющиеся у него знания, умения и навыки) и зону потенциального развития (те знания, которыми ребенок еще не обладает; он может выполнить задачу только в том случае, если ему помогут, научат определенным действиям). И в том и в другом случае успешность социализации существенно зависит от социального окружения ребенка, то есть от коммуникативной среды. [3].

По интенсивности контактов с другими членами общества выделяются: ближняя коммуникативная среда (семья, друзья) и дальняя коммуникативная среда (социум). Социум включает в себя общественный строй (общие правила поведения), производственные отношения (школьная среда), материальные условия, социальные процессы и другое. Ближняя коммуникативная среда оказывает большое влияние на социализацию ребенка. Как правило, семья, в которой растет ребенок, определяет круг его интересов, предпочтений (любимая каша, которую готовит мама), потребностей, взглядов, ценностных ориентаций,  в семье ребенок развивает свои природные задатки, закладываются нравственные и общественные качества.

В школьной коммуникативной среде ребенок получает только частичную социализацию, так как она ограничена познавательной деятельностью и бытовым общением. Более полно человек социализируется в трудовой и общественной коммуникативной среде. Обусловлено это явление тем, что в школе у всех детей разные интересы, предпочтение и ценностные установки, не смотря на то, что учатся они по одной и той же программе. В трудовой же среде человек находится рядом с теми людьми, чьи интересы и предпочтения наиболее близки к его собственным. В такой среде человеку легче найти удачные темы для общения. В случае со школьниками, трудовую среду заменяют кружки и секции по интересам.

Для того, чтобы помочь школьнику определиться с его интересами, проводятся различные профессионально ориентированные тесты и диагностики. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы ребенок знал, в каком направлении ему стоит двигаться, чему стоит посвящать свое свободное время. [4].

Очень важно, чтобы ученик был увлечен, умел мечтать! Когда ребенок чем-либо увлечен, он способен создать что-то совершенно новое. Самое главное, чтобы социум его поддерживал в этом стремлении. В таком случае, будут и новые идеи и у ребенка не будет времени на пребывание в местах, где он может получить отрицательный социальный опыт. Но так же необходимо и проведение конфликтно-ролевых игр, в ходе которых ребенок научится достойно отказывать своему оппоненту, аргументируя свой ответ.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 – Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано 24 мая 2012 года.
  2. Вараксин, В.Н. Развитие коммуникативной активности вожатого (тренинги) // Воспитание школьников. – 2005. – № 6. – С. 55.
  3. Вараксин, В.Н. Технология, развивающая коммуникативные навыки старшеклассников и студентов (Студенческие парламентские дебаты): учебно-метод. пособие / В.Н. Вараксин. – Таганрог, 2008. – С. 8.
  4. Социально-психологические проблемы исследования личности // Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М., 2003


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Порсева Екатерина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация