ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рубахин Евгений Евгеньевич
Муниципальное Казенное Учреждение Дополнительного Образования Детская Юношеская Спортивная Школа № 5 г.к. Анапа
тренер-преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена обзору психологических аспектов исследования личности спортсмена младшего школьного возраста. Исследован аспект спортивной психологии, «волевая подготовка».

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Рубахин Е.Е. Психологические аспекты исследования личности спортсмена младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/09/25230 (дата обращения: 24.02.2024).

Спортом увлекаются миллионы людей в нашей стране. Для части из них спорт это не только интересное занятие, но и работа, основное дело жизни. Тем не менее, понятия «профессиональный спорт» в нашей стране долго не существовало. Спорт делился на массовый, любительский и большой. Только сравнительно недавно теоретиками спорта был выделен подраздел профессионального спорта. Теперь в теории различают по основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения сил и способностей, спорт профессиональный и любительский.

Таким образом, спорт стал считаться полноправным видом трудовой деятельности, особой профессией, овладеть которой может далеко не каждый. Психолог А. А. Крылов пишет, что «спорт-это не только игровая, но сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность,  требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных сил», поэтому большая часть проблем профессионального спорта должна решаться в рамках наук, в частности, психологии[2].

Психологических проблем в области спорта не мало. К их числу принадлежит неопределенность того, в каких аспектах нужно изучать спортсмена для полноценной работы в этой области. Передовая спортивная практика удивительные примеры того, как можно в наитруднейших условиях выступления на соревнованиях регулировать свое психическое состояние, мобилизовать свою дополнительную волевую активность и добиваться победы. Поэтому одним из существенных разделов спортивной психологии является волевая подготовка спортсменов в аспекте психологической подготовки. При этом волевая подготовка рассматривается как один из самых сложных разделов психологической подготовки спортсменов (В.И. Енин, Н.А. Худадов, Е.П. Щербаков)[3].

Сегодня проблема волевой подготовки спортсменов остается злободневной и требует дальнейшей ее разработки. Нельзя считать, как отмечает А.Ц. Пунин, что психологический аспект волевой подготовки в спорте в достаточной степени разработан. Более того, анализ специальной литературы показал, что в научных и методических работах психолого-педагогического характера значительно снизился интерес к проблематике воли, волевых качеств и волевой подготовки спортсменов[3].

Развитие волевых качеств спортсменов или их волевых проявлений направлено на повышение эффективности спортивной деятельности ( А.Н. Мортыненко, А.С. Соснин, М.М. Чекиров). Однако волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, имеет и более широкое значение для становления личности подрастающего поколения в целом (К.П. Бакешин, С.Я. Самулкин, Б.Н. Смиртнов)[1].

Проблемы волевой регуляции и развитие волевых качеств у юных спортсменов, на начальном этапе спортивной подготовки (в отличии от спортсменов-профессионалов), являются особенно актуальными, поскольку именно младший школьный возраст является наиболее сензитивным для становления для волевой сферы личности и развития базовых качеств личности, которые в последствии будут определять эмоционально-волевую регуляцию спортивной деятельности спортсмена на этапе профессионализации.

Упорство и настойчивость. Данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Нами упорство будет рассматриваться, как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментно, желаемого и необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Настойчивость – систематическое проявление силы воли по реализации долговременной мотивационной установки, как стремление человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Волевое качество «решительность» характеризуется как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь. В.В. Богославский характеризует решительность как волевое качество личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели и способов ее достижения.

Существует немало трактовок волевого качества выдержки. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Мы в своем понимании данного качества воли согласны с Е.П. Ильиным, который понимает выдержку как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость и т.п. [3].

Следует отметить, что личностное развитие младшего школьника зависит от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.

Развитие волевых качеств личности на этапе младшего школьного возраста имеет свои особенности. В своем научном труде Л.И. Божович, подчеркивает, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью младшего школьника является общая недостаточность воли[4].

Основы личности закладываются в детстве, поэтому младший школьный возраст представляет собой важный этап развития волевых качеств личности.

Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет. И именно в группах начальной подготовки тренер пытается заложить все те важные для спортсмена качества, которые в будущем помогут ему добиться высоких спортивных результатов.

Для этого тренеру необходимо учитывать все особенности волевой подготовки спортсмена. Тренер должен знать, что при подготовке юных пловцов надо, прежде всего, учитывать биологический возраст. Это требует от тренера знаний закономерностей роста и формирования детского организма, практического умения ориентироваться в этих вопросах; подбирать задания с учетом индивидуальных качеств пловца; при провидении тренировок, которые способствуют развитию воли, тренер должен учитывать и гендерные особенности спортсменов.

Изучение психологических основ процесса развития волевых качеств у занимающихся физической культурой и спортом, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей. Направления изучений волевых качеств различны, приведем примеры некоторых из них: «Формирование волевых качеств у подростков при обучению спортивному плаванию», «Воспитание волевых качеств боксеров», «Роль эмоционально-волевой подготовки в восточных видах спорта», «Соотношение типов темперамента и волевых качеств у футболистов», «Воспитание волевых качеств каратистов подросткового возраста на основе личностно ориентированного подхода». Из названий данных исследований мы видим, что в современной спортивной подготовке не уделяется должного внимания волевой подготовке спортсменов групп начальной подготовки.

Тренерско-преподавательскому составу, работающему в детских спортивных школах, необходимо иметь на ранних этапах спортивной деятельности спортсмена развивать такие волевые качества, как: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Так как именно младший школьный возраст является важным этапом становления гармонично развитой личности.

В настоящее время психология спорта как наука стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких результатов. Поэтому именно специалисты, работающие в сфере спортивной психологии, могут разработать рекомендации, которые помогут тренерам спортивных школ правильно развивать волевые качества спортсменов младшего школьного возраста.


Библиографический список
  1. Басов, М.Я. Воля как предмет функциональной Психологии. Методика психологических наблюдений за детьми/ М.Я. Басов. – М., 2008.
  2. Иванников. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие для вузов/ Иванников. – 3-е изд. – СПб., 2009.
  3. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильин. – СПб., 2009.
  4. Серова, Л.К. психология личности спортсмена: учебное пособие/ Л.К. Серова. – М.: Советский спорт, 2007.


Все статьи автора «Рубахин Евгений Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: