ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЭЗИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Будянская Яна Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет
студент

Аннотация
Статья посвящена проблеме включения поэзии постмодернизма в процесс развития художественного восприятия младших школьников на уроках литературного чтения. В статье приводятся результаты экспериментальной работы и качественные изменения в художественном восприятии учащихся начальной школы после рассмотрения постмодернистской поэзии в контексте диалога искусств.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Будянская Я.В. Исследование влияния поэзии постмодернизма на развитие художественного восприятия младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/07/25169 (дата обращения: 25.02.2024).

Современная начальная школа, ориентируясь на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, стремится воспитать всесторонне развитого человека. Одной из задач современного обучения в начальной школе выступает формирование личности ребёнка. На начальной ступени образования этому во многом способствует обращение к постмодернистской поэзии [1, с.129-138].

Постмодернистские произведения, в силу своей специфики, обладают ярко выраженной юмористической и игровой составляющей, привлекательной для юного читателя. Текст, содержащий постоянную метаморфозу образов, сопровождающийся красочными, зачастую, абсурдными иллюстрациями, увлекает ребёнка, воспитывает в нём культуру смеха.

Противоречие, с которым мы столкнулись в процессе работы в начальной школе, заключается в том, что произведения постмодернизма присутствуют в учебниках по литературному чтению и интересны детям, но работе с ними уделяется недостаточно времени как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Цель нашего исследования состояла в выявлении методических условий изучения постмодернистской поэзии в начальной школе, способствующих развитию художественного восприятия младших школьников. Объектом исследования выступал процесс развития у младших школьников художественного восприятия. Предметом исследования – условия изучения постмодернистской поэзии, способствующие развитию у младших школьников художественного восприятия.

Нами была выдвинута гипотеза, заключающаяся в следующем: уровень художественного восприятия поэзии постмодернизма у младших школьников повысится при соблюдении следующих условий:

  • анализ постмодернистской поэзии на уроке будет осуществляться с учётом её формы (лексики, поэтической графики, звукописи и пр.);
  • будет использован приём сопоставительного анализа текстов постмодернизма, «предшествующей» поэзии, иллюстраций и мульттекстов, которые способствуют уяснению аллюзий («намёков»);
  • будет осуществляться поиск аллюзий с последующим уяснением их функции (значения) в «новом» тексте.

Методологической основой исследования явились труды по теории и истории детской литературы (К.И. Чуковского [2], И.Н. Арзамасцевой [3], О.И. Плешковой [1, 4, 5] и др.), а также методике преподавания литературы (М.Р. Львова [6], М.П. Воюшиной [7], Т.В. Рыжковой [8]).

В основу экспериментального исследования была положена методика определения уровней восприятия художественного текста младшими школьниками разработанная представителем петербургской методической школы Марией Павловной Воюшиной, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия (фрагментарный, констатирующий, уровень героя и уровень идеи) [7, с. 44-52].

Эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №117» г. Барнаула в 4 классе. Класс обучается по УМК «Школа России». После обработки данных экспериментального исследования мы пришли к выводу, что учащиеся нашего класса при восприятии образов постмодернистской поэзии находятся преимущественно на констатирующем уровне (55,5%). При работе с постмодернистской поэзией дети испытывают трудности, отвечая на вопросы, направленные на осмысление текста и формы произведения.

На основе полученных результатов нами был сделан вывод о необходимости проведения с учащимися класса целенаправленной работы по развитию художественного восприятия на материале постмодернистской поэзии современных авторов, чьи произведения вошли в круг детского чтения. Так, литературным материалом на наших уроках внеклассного чтения стали стихотворения Г. Сапгира, А. Усачёва, А. Гиваргизова, Т. Собакина.

В целом, на уроках мы обратились к диалогу искусств, что позволило рассмотреть особенности постмодернистской поэзии в контексте культурного поля (куда, в первую очередь, вошли отечественные мульттексты и иллюстрации). Обращение к другим видам искусства, интерпретирующим образы постмодернистской поэзии, позволило повысить уровень художественного восприятия нашего класса.

При работе с поэзией постмодернизма, в первую очередь, необходимо было актуализировать читательский опыт учащихся, связанный с игровыми стихотворениями, которые изучались ими в 1-2 классах («Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» Т. Собакина, «РРРЫ!» Г. Кружкова, «Стук» О. Григорьева). Затем, обращаясь к неизвестным ранее произведениям, вошедшим в круг детского чтения и отчасти включённым в программу элективного курса, разработанного педагогами нашей школы «Увлекательное чтение» (Г. Сапгир «Людоед и принцесса», А. Усачёв «Если бросить камень вверх», А. Гиваргизов «На Барабан», «И всё-таки», И. Шевчук «Горбатого могила исправит») [9, с. 3-16], мы включали в уроки визуальные и аудиовизуальные художественные средства, дополняющие текстовую форму. Работа с иллюстрациями и мульттекстом позволила организовать занятие на сопоставление разных творческих интерпретаций художественных произведений, что вывело наших учащихся на развитие художественного восприятия. В частности, мы использовали материалы мультфильмов «Если бросить камень вверх» (реж. Э. Авакян, Россия, 1993), «Принцесса и людоед» (реж. Э. Назаров, СССР, 1977), «И всё-таки…» (реж. Е. Крюкова, Россия, 2009), «Про Сидорова Вову» (реж. Э. Назаров, СССР, 1985), иллюстрации Л. Савиной (2003) и Е. Костиной (2013).

В ходе формирующего эксперимента были проведены занятия по таким постмодернистским стихотворениям, как «Людоед и принцесса» Г. Сапгира, «Если бросить камень вверх» А. Усачёва, «На Барабан», «И всё-таки» А. Гиваргизова, «Горбатого могила исправит», «Дли-и-и-нная история», «Летикобра», «Дедозевх» И. Шевчука.

Так, например, на занятии по стихотворению «Людоед и принцесса» Г. Сапгира детям было предложено нарисовать принцессу, опираясь лишь на одну характеристику, данную автором (прекрасная/ужасная), а затем сравнить полученные образы с образами, созданными художниками-иллюстраторами.

В ходе эксперимента неоднократно проводилась работа на сравнение образов текста и мульттекста, где мы опирались на методические рекомендации О.И. Плешковой [5]. Перед первым просмотром мультфильма совместно с детьми был составлен план того, на что нужно обратить внимание: голос, речь героев, внешность, одежда, поведение, цвет, музыкальное сопровождение. Так, например, изучая стихотворение А. Гиваргизова «И всё-таки», мы вначале проработали то, как дети представляют себе образы героев из прочитанного текста. После просмотра одноимённого мультфильма детям было предложено сопоставить представленные ими образы героев с образами героев из мультфильма. Ответы были неожиданными. На наш взгляд, мультфильм помог детям по-новому взглянуть на образы, созданные в этом небольшом стихотворении, вывести учащихся на более высокий уровень художественного восприятия. Например, при работе со стихотворением, учащиеся делали предположения, что кошка стучит клювом и лает потому, что любит хозяина и хочет сама быть ему сразу за всех питомцев, а при просмотре мультфильма были очень удивлены тем, что кошка оказалась инопланетянином.

Для проверки результативности работы по развитию у младших школьников уровня художественного восприятия поэзии постмодернизма учащимся были предложены задания, подобные тем, что были на констатирующем эксперименте. По результатам выполненных работ было обнаружено повышение уровня художественного восприятия (увеличение количества детей, находящихся на констатирующем уровне, появление учащегося, близкого к уровню идеи).Мы обнаружили, что после проведения работы над особенностями постмодернистской поэзии с использованием диалога искусств у учащихся повысился уровень художественного восприятия. Всё это доказывает эффективность применяемой нами методики.

Таким образом, работа по развитию художественного восприятия произведений постмодернистской поэзии у младших школьников проходит эффективнее при использовании приема сравнения художественных произведений, содержащих сходные образы. При этом учащиеся от рассмотрения сходств и различий общего характера подходят к выделению частных деталей, что позволяет осознать специфику образа. Естественно, что младшие школьники еще не готовы к самостоятельному выполнению подобной работы, поэтому им необходима тщательно продуманная помощь учителя.


Библиографический список
  1. Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016 208 с.
  2. Чуковский К.И. Высокое искусство. М.: Советский писатель, 1988 349 с.
  3. Арзамасцева И.Н. Детская литература. М.: Академия, 2005 576 c.
  4. Плешкова О.И. Функции постмодернистского пародирования в современном искусстве для детей // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: Материалы Четвёртой Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 С. 26-34.
  5. Плешкова О.И. Технологии литературного образования: кино и мультипликация в процессе изучения литературы. Барнаул: АлтГПА, 2014 154 с.
  6. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987 415 с.
  7. Воюшина М.П. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой. М.: Высшая школа, 2003 С. 44-52.
  8. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Академия, 2007 416 с.
  9. Программа элективного курса по литературному чтению «Увлекательное чтение» / Авторы-разработчики Н.И. Туева, Н.Г. Кузьмина. Барнаул: МБОУ «СОШ № 117», 2017 17 с. (на правах рукописи).


Все статьи автора «Будянская Яна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: