РОЛЬ ИЗРАИЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ (2015-2018 ГГ.)

Иванов Иван Андреевич
Саратовская государственная юридическая академия
студент 1-го курса

Аннотация
В настоящей статье рассматривается такой значительный феномен, который сопровождает современную государственность как международная политика, указывается на основные особенности данной категории.
Анализируется процесс выстраивания взаимоотношений молодого, перспективного государства Израиль с международным сообществом, приводятся основные векторы развития в данном направлении.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Иванов И.А. Роль Израиля на современном этапе развития международной политики (2015-2018 гг.) // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/24976 (дата обращения: 26.02.2024).

В современных реалиях, условия взаимодействия государственных образований обеспечивают существование категориального феномена – международной политики, которая оказывает влияние на каждую отдельно взятую страну, а в то же время, на развитие международных отношений в целом.

Каждое государство или иное образование, в том числе, международная организация, по общему правилу, является субъектом международных отношений. Специфическая роль государственных образований в международной политике обуславливается необходимостью выполнения государством следующих функциональных задач:

- Организация деятельности по охране прав и интересов государства и ее граждан в отношениях с иными представителями международной политики, необходимость выстраивания линии сотрудничества и соответствия в рамках реализации внешнеполитической стратегии по отношению к иным государственным системам[1];

- Создание условий для выстраивания конструктивного диалога с иными государственными образованиями в аспекте реализации совместных направлений и создания благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства;

- Ликвидация возможных агрессивных, конфликтогенных факторов из отношений, из внешнеполитических связей государства.

Реализация данных стратегических направлений внешней и внутренней коммуникации обеспечивает стабильность государственной системы, внутригосударственных отношений, защищенность государства от внешних угроз, что является значительным в условиях угрозы применения развернутых боевых установок, ядерного оружия. Именно поэтому выстраивание отношений государства как субъекта международных политических отношений является актуальным в рамках внешней политики каждого государственного образования.

В настоящее время, наиболее «шаткая» позиция во внешнеполитических отношениях складывается у относительно молодого, богатого внутренними противоречиями, но динамичного государства Израиль. Данное государственное образование является своего рода экспериментальной площадкой, которая развивается в условиях крайне враждебного окружения, террористических и военных угроз. Именно поэтому выстраивание линии международной политики данного государства оказывает особое влияние на общее положение региона.

Израиль в период с 2015 по 2018 годы определил основные направления в рамках выстраивания внешнеполитических отношений. Итак, внешнеполитические отношения выстраиваются в соответствии со следующими векторами международных отношений:

1. В первую очередь, важнейшую роль в становлении внешнеполитического курса Израиля играют отношения с США, которые в последние годы остаются достаточно неоднозначными из-за многочисленных вмешательств последнего государства в выстраивание мирных взаимоотношений в регионе[2]. Неоднозначным для Израиля в 2017 году было вступление на должность президента США Д. Трампа в контексте поддержания линии международных взаимоотношений в рамках израильско-палестинского конфликта. Связано это, в первую очередь, с тем, что США в предыдущие годы активно проявляло себя в качестве гаранта стабильности в Ближневосточном регионе, выступая как единственный посредник, миротворец, гарант стабильности существования Израиля. Опасения государства являются небезосновательными, ведь вполне закономерно, что с приходом к власти нового главы государства возможны значительные изменения во внешнеполитическом курсе США, его отношении к положению Ближневосточного региона[3]. Только одно в таком положении остается неизменным – Израиль всегда являлся стратегическим партнером США. Именно это обусловило стремление данного государства повлиять на выстраивание будущих мирных отношений с США под властью нового президента, ведь отсутствие союзников в регионе ставит перед Израилем задачу, во-первых, в условиях конфликтных взаимоотношений обеспечить безопасность государственной целостности, путем установления определенного военного превосходства, в том числе в отношении «ядерной» составляющей, над иными государствами региона, во-вторых, реализовать направление по выстраиванию дружественных отношений с таким мощным внешним союзником как США. Решению данных задач посвящена деятельность государственных органов Израиля в период с 2017 по 2018 годы.

2. Одним из наиболее сложных вопросов во внешнеполитической активности Израиля остается конфликт с Ираном и иными странами региона, который на протяжении последних лет претерпевает постоянные стадии обострения взаимоотношений, сменяющиеся относительной стабильностью. В частности, по завершении военизированного конфликта и относительной стабильности, 18 июня 2017 года Иран снова продемонстрировал военную силу, что выражалось в нанесении ракетного удара по позициям Сирии и последующими угрозами повторного применения оружия, обоснованными оказанием помощи террористам государством Израиль[4]. Таким образом, за период 2017 – 2018 годов произошло значительное усложнение отношений в данном регионе из-за деятельности террористических организаций, что осложняет урегулирование взаимоотношений между странами. Однако, все же остается надежда на мирное урегулирование конфликтных взаимоотношений.

3. Особое внимание в международной политике следует обратить на выстраивание отношений с Индией, Китаем в рамках взаимного сотрудничества и поддержки. Израиль в период с 2015 по 2018 годы утвердил концепцию «мягкой силы», что стало революционным в процессе выстраивания взаимоотношений с иными государственными образованиями и основывается, в первую очередь, на выстраивании дипломатических отношений Израиля с Индией и Китаем. Данные страны проявляют неподдельный интерес к научно-техническим достижениям Израиля, стремятся к выстраиванию взаимовыгодных отношений в этом направлении. Такое стремление Израиля построить отношения на внешнеполитической арене обуславливается в первую очередь необходимостью оказания качественного противостояния Палестине, которое основывается на необходимости внешней поддержки предпринимаемых мероприятий со стороны стран-союзников, которые тем самым проводят линию легитимизации основных наступательных направлений Израиля в этом отношении[5].  Страны-союзники при этом получают значительные возможности в достижении определенного уровня развития военной инфраструктуры, а также иных важнейших направлений мирного характера. Итак, на протяжении последних лет Израиль активно реализуя концепцию «мягкой силы» за счет экспорта технологий и продуктов укрепляет свои внешнеполитические позиции. Именно данное направление политики оказало особое влияние на расширение информационного, технологического и научного присутствия Израиля в рядах других влиятельных государств. Возможность осуществлять внешнюю политику, не вступая в компромисс по «палестинскому вопросу» обуславливает возможность построения прочных международных отношений с другими государствами. Инвестируя в собственное социально-экономическое развитие государство создает перспективы для дальнейшего расширения внешнеполитического влияния.

4. Немаловажную роль также играют и отношения с Российской Федерации, которые также претерпевают значительные изменения в последнее десятилетие. С 2015 года Израиль встал на путь ухудшения отношений с Россией, что стало показательным, когда израильские руководители отказались от присутствия на параде Победы 9 мая 2015 года[6]. В условиях ухудшившихся отношений в период 2015 года с США данный конфликт не пошел на пользу развитию международных связей государства, направил его на путь подчинения притязаниям США в части уступок в отношении разрешения «палестинского вопроса». Россия же по большей мере рассчитывала на развертывание конфликтной ситуации между Израилем и Ираном. Данная позиция сопровождалась отсутствием шагов по направлению к разрешению конфликтной ситуации с Израилем[7].

Итак, из вышеперечисленных направлений внешней политики Израиля можно выделить значительные перспективы и влияние данного государства на международное сообщество в контексте цифровой дипломатии, что позволяет на основе развертывания внутреннего потенциала страны произвести значительную работу по укреплению международных отношений, получив при этом существенную поддержку государств, обладающих особым силовым потенциалом по отношению к иным представителям Ближневосточного региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние Израиля на международную политику в последние годы приобрело значительный масштаб:

- Увеличились международные связи между государствами за счет социально-экономического, технологического потенциала государства повысилась его роль в процессе обмена продукцией и технологией с союзнически настроенными странами;

- Повысилась масштабность военного потенциала страны, что является преимуществом по отношению к менее развитым в этом аспекте оппонентам из числа стран Ближневосточного региона;

- Произошло формирование линии противоборства в отношении Ирана, которая основывается на легализации действий Израиля странами международного сообщества;

- Остались неизменными конфликтные отношении со странами Ближневосточного региона, которые тем не менее уже прошли стадию обострения отношений, что привело к установлению временной стабильности и нейтральности.


Библиографический список
  1. Джабер Тахер М.А. Палестинская проблема в свете последних событий на ближнем востоке Журнал: Вестник московского государственного лингвистического университета. Серия: общественные науки. И.: Московский государственный лингвистический университет. 2011. С. 21-31
  2. Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Внешняя политика ИРИ в условиях революционного подъема на арабском востоке Журнал:  ислам на ближнем и среднем востоке. И.: Институт востоковедения РАН. 2014. С. 476-483
  3. Митрахович С.П. Иранский фактор в конфликте России с западом. Журнал: Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. Издательство: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2016. С. 25-31
  4. Косач Г.Г. Палестинское квазигосударство и ближневосточная политика Журнал: Вестник МГИМО университета. И.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. 2012. С.136-143
  5. Якимова Е.А. Формирование израильской внешнеполитической концепции в отношении стран Балтии в 2009-2012 годах Журнал: вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. И.: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 2014. С. 111-117
  6. Кортоев Р.Ю. О некоторых аспектах американской внешней политики в отношении исламской республики Иран в начале XXI века Журнал: Вестник адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. И.: Адыгейский государственный университет. 2010. С. 44-55
  7. Шленцова М.О., Слинько А.А. Проблема взаимоотношений Ирана и Израиля: внешнеполитический и внутриполитический аспекты Журнал: Аспирантские тетради. И.: Воронежский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2018. С. 181-183


Все статьи автора «Иванов Иван Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: