СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ)

Федоров Илья Юрьевич
Саратовская государственная юридическая академия
студент первого курса

Аннотация
В современном обществе одной из важнейших составляющих взаимоотношений является коммуникация, которая определяется процессами общения, обмана информацией между людьми. В данном контексте в содержательной части статьи рассматривается институт современных средств массовой коммуникации как инструмента воздействия на общественное сознание. Анализируются особенности влияния средств массовой коммуникации на массовое сознание, политическую элиту, формирование предпочтений в обществе. Указывается на роль средств массовой коммуникации в процессе становления представителей политического сообщества.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Федоров И.Ю. СМИ как инструмент политической коммуникации (традиционные СМИ) // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/24975 (дата обращения: 22.02.2024).

Построение государства и укрепление власти в стране возможно лишь в случае создания устойчивого канала взаимодействия между властными институтами и обществом. Коммуникативные связи с обществом на современном этапе является эффективным выстраивать посредством средств массовой коммуникации. Отношения государственной власти и общества путем использования средствами массовой коммуникации достаточно динамичное явление, что обуславливается постоянным обновлением, развитием, дополнением механизмов данного взаимодействия[1]. Итак, в современном политическом информационном пространстве выстраивание политической коммуникации позволяет достичь обмена информационными ресурсами между политической элитой и обществом. В этой связи институт средств массовой коммуникации является важной политической детерминантной.

Влияние средств массовой коммуникации характеризуется рядом основополагающих признаков, которые находят свое отражение в следующих элементах:

- Влияние средств массовой коммуникации определяется своим объемным, всеохватывающим характером;

- Развитие института средств массовой коммуникации определяет течение технологического и социального прогресса;

- Деятельность средств массовой коммуникации позволяет создать условия для деятельного развития конкурентоспособности государства в рамках экономической сферы, дает ему возможность занять место в системе мировой экономики[2];

- Развитие демократических институтов также происходит на основе деятельного участия средств массовой коммуникации;

- Коммуникативные каналы, выстраиваемые средствами массовой коммуникации, напрямую влияют на развитие отдельных областей мировоззренческой стороны человеческого существования, помогают выстраивать системы ценностных ориентиров.

Итак, в данном контексте средства массовой коммуникации становится одним из основных социализирующих институтов общества, который оказывает прямое воздействие на общественное мнение [3].

Институт средств массовой коммуникации распространяет свое влияние на достаточно широкий круг общественных отношений, что позволяет ему привлекать неограниченное количество граждан от общего охвата аудитории. Именно поэтому наиболее ценными признаками средств массовой коммуникации в условиях массовой культуры являются доступность, оперативность, широкий масштаб распространения. Вышеуказанные условия функционирования позволяют данному институту формировать в сознании граждан определенного рода политические ориентации и установки, определять характер и степень интереса населения по отношению к протекающим политическим процессам в обществе.

В целом, для обеспечения наиболее полного рассмотрения проблематики вопроса необходимо определить, что из себя представляет политическая коммуникация. Под термином «политическая коммуникация» понимается часть массовой коммуникации, которая основывается на взаимодействии между управляющими и управляемыми субъектами и подразумевает реализацию функций по составлению, передаче, получению и обработке сообщений, которые в полной мере оказывают значительное влияние на ход политики [4]. В контексте исследуемой проблематики необходимо определить особенности формирования политических предпочтений электората, особенности манипулятивного воздействия в условиях формирования политической культуры в обществе в аспекте функционирования средств массовой коммуникации.

Относительно особенностей формирования политических предпочтений электората возможно пояснить следующее:

- В первую очередь, политические предпочтения формируются на основе определенного уровня доверия избирателей к источнику информации – определенного средства массовой коммуникации;

- К тому же, источник информации, преподнося определенные сообщения, сопровождающиеся положительными оценками, позволяют создать определенного рода психологический контакт с аудиторией, достичь единства, общности интересов;

- В последующем, аудитория, проникшаяся доверием к источнику средств массовой информации, снижает уровень своей внимательности к достоверности, сомнительности, несоответствии в содержании информативного материала.

Наконец, данный алгоритм действий средств массовой коммуникации на основе создания изначально благоприятного впечатления позволяет в последующем сочетать в рамках сообщаемой политической информации истинные факты наряду с ложной информацией, что позволяет достичь результатов в аспекте формирования и воздействия на общественное мнение.

Следует также отметить, что в рамках коммуникационных средств особое место наряду со средствами массовой информации занимают неформальные источники, которые составляют значительную конкуренцию последним. В частности, неформальные коммуникационные средства – молва, слухи, политические граффити, служат чаще всего источником формирования негативного общественного мнения относительно политической элиты[5]. Однако существует также и некоторая позитивная роль – привлечение внимания населения к проблемам политики. Данный вид коммуникативных средств, в первую очередь, отличается особой эмоциональной окраской, что служит закреплению внимания аудитории, позволяет упростить информацию, наделить ее свойством смысловой доступности.

В тоже время, нельзя не отметить, что роль любого средства политической коммуникации чрезвычайно велика и оказывает определенное воздействие на формирование общественного отношения к политике[6]. В системе таких источников средства массовой коммуникации занимают не последнее место, что в особенности отмечается в условиях мощного развития технической стороны оснащения данного института. Особая роль в рамках функционирования средств массовой коммуникации как средства политической коммуникации отводится качеству передаваемых в массы сообщений. В связи с этим представители политической элиты во взаимодействии и через посредничество средств массовой коммуникации должны обеспечить ряд условий для достижения высокой эффективности предоставления информации:

- Информация должна отвечать требованиям яркости для усиления внимания аудитории;

- Для обеспечения понимания информации широкими массами передаваемая информация должна быть легкой для восприятия, доступной к пониманию;

- Одним из основных качеств предоставляемых гражданам сведений является оперативность и актуальность такой информации;

-  Немаловажным также является точность передачи информации, грамотность[7].

Соблюдение данных требований позволит политической элите как претендующему на власть и управление звену обеспечить высокую популярность у аудитории, сформировать мнение общественности о легальности данных представителей политической элиты, увеличить количество избирателей, а соответственно, обеспечит возможность победы на выборах. Однако, работа средств массовой информации также обязательно должна руководствоваться сведениями о целевой аудитории, на которую предполагается оказать влияние, от этого также зависит и приоритетное использование средств политической пропаганды.

Определить целевую аудиторию средств массовой коммуникации в традиционном смысле можно следующим образом[8]:

- Во-первых, необходимо обозначить, что знание своей аудитории один из важнейших показателей эффективности деятельности средств массовой коммуникации. К тому же, следует обратить внимание на тот факт, что целевую аудиторию традиционных средств массовой коммуникации составляют совершенно разнообразные граждане по отношению к их групповой принадлежности[9]. Так, в рамках привычных средств массовой коммуникации основная аудитория базируется на людях пожилого и среднего возраста, а средства массовой коммуникации, представленные в интернет-пространстве, определяются относительной молодостью своей аудитории;

- К тому же, в данных условиях следует предпринять меры по формированию системы постоянного изучения данной аудитории, чтобы обеспечить наиболее полное изучение ее интересов, потребностей[10];

- Еще одним звеном в налаживании взаимосвязи политической элиты в лице средств массовой коммуникации и общества является создание интерактивной связи с аудиторией, применение приемов манипулятивного влияния также могут сыграть определенную роль в формировании общественного мнения.

Таким образом, можно сделать вывод о значимости функционирования средств массовой коммуникации как источника воздействия политической элиты на общество, что позволяет в свою очередь укрепить взаимоотношения государства и общества, создать определенные доверительные отношения в данном аспекте, обеспечить сменяемость власти, ее легитимность.


Библиографический список
  1. Валовая М.Д. Политология М.: Магистр: ИНФРА-М. 2013
  2. Тавокин Е.П. СМИ. Власть. Реформы М.: ФГБОУ ВПО «РАНХиГС». 2016
  3. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов М.: НИЦ ИНФРА-М. 2015
  4. Примова Н.Э. Политология М.: ИНФРА-М. 2012
  5. Оришев А.Б. Политология М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М. 2012
  6. Тинт Ю.С. Политолоигя М.: РИОР: ИНФРА-М. 2011
  7. Зеленков М.Ю. Политология М.: Дашков и К. 2017
  8. Грязнова А.Г. Политология М.: ИНФРА-М. 2012
  9. Тавокин Е.П. Власть и СМИ М.: ФГБОУ ВПО «РАНХиГС». 2015
  10. Бербекова Т.Х. Политология М.: МГАВТ. 2015


Все статьи автора «Федоров Илья Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: