АНАЛИЗ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Калачева Анастасия Владимировна1, Ужегова Анна Михайловна2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», магистрант
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», к.с.н, доцент

Аннотация
В настоящей статье рассматриваются существующие формы и модели государственно-частного партнерства. Отражены механизмы сотрудничества публичного и частного сектора, применяемые в зарубежной практике при реализации проектов ГЧП. Приведены инструменты, используемые при реализации моделей-механизмов ГЧП.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Калачева А.В., Ужегова А.М. Анализ форм и моделей государственно-частного партнерства // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/12/25454 (дата обращения: 21.02.2024).

Государственно-частное партнерство, как механизм взаимодействия государства и частного сектора имеет свою классификацию. Существующие организационно-правовые формы партнерства представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Организационно-правовые формы ГЧП [1]

Федеральный закон № 224 не отражает конкретных форм механизма ГЧП, в связи с чем, актуальны классификации форм и моделей государственно-частного партнерства исследователей, опубликовавших свои труды до вступления в силу ФЗ.

Модели и механизмы ГЧП понятия схожие, представляющие собой принципиальные схемы и последовательности партнерского взаимодействия в проекте. Эти понятия введены для классификации проектов исходя из степени участия каждого частного партнера. При этом, понятие модели ГЧП отражает целевую направленность проекта. В отечественной практике употребляется понятие модели государственно-частного партнерства, а в зарубежной – механизмы. Модель характеризуется как конкретный проект партнерства, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих представителей частного сектора, для решения конкретных задач экономической политики государства [2].

Проанализировав классификацию проектов ГЧП, представленную в научной литературе, все множество проектов партнерства государства и частного бизнеса, исходя из целей и характера задач, которые необходимо решить для достижения конечной цели, можно разделить на отдельные модели. Каждым экспертом определяется набор моделей, согласно личному восприятию и пониманию сути государственно-частного партнерства.

Автор обращает внимание на следующие варианты моделей ГЧП. Согласно М.С. Айрапетяну, в зависимости от целей партнерства выделяются [3]:

  • Организационные модели – модели, не предполагающие значительного внедрения в отношения собственности. Взаимодействие публичного сектора и частного партнера происходит посредством привлечения специализированных «третьих лиц», делегирования отдельных функций, контрактных обязательств, а также посредством заострения внимания на возможности передачи инфраструктурных объектов во внешнее управление. Примером данной модели может послужить концессия.
  • Модели финансирования – модели, представленные такими формами ГЧП, как аренда, лизинг и др. Стоит отметить, что модели государственно-частного партнерства обладают схожими чертами с проектным финансированием, с точки зрения институциональной базы. Схожими принципами являются:
  • Наличие структуры реализации инфраструктурного проекта, обладающего уникальность;
  • Создание проектной компании – институциональной базы проекта, обладающей самостоятельностью;
  • Финансирование за счет генерируемых данным проектом будущих денежных потоков;
  • Выявление и оценка риска, возможности его диверсификации между партнерами;
  • Четкое разграничение ответственности и обязательств.

Модели кооперации – модели, включающие в себя широкий диапазон форм и методов объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага.

М.Е Коновалова выделяет пять видов моделей, которые продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1. Модели реализации проектов ГЧП

Модель

Финансирование

Собственность

Управление

Оператора

Частное

Частная/

государственная

Частное

Кооперации

Частное/

государственное

Частная/

государственная

Частное/

государственное

Концессии

Частное/

государственное

Государственная

Частное/

государственное

Договорная

Частное

Частная/

государственная

Частное

Лизинга

Частное/

государственное

Частная/

государственная

Частное/

государственное

Примечание: составлено автором. Источник данных [4]

Модель оператора – широко распространенная модель, которую характеризует четкое разделение ответственности между частным и государственным партнером с сохранением контролирующей функции государства.

Модель кооперации – используется в случаях, где конкретные услуги недостаточно четко определены, в связи с чем их сложно выделить отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений.

Модель концессии – модель, действующая в отраслях с продолжительным сроком реализации проектов, а также в случаях, где передача прав собственности от государства частному партнеру исключается по правовым или политическим соображениям.

Договорная модель как правило используется в энергетической отрасли, в которой инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек.

Модель лизинга – наиболее подходящая модель для сооружения общественных зданий.

Отметим, что на практике партнерства представляют собой совокупность различных признаков, преимуществ той или иной модели.

В зарубежном опыте реализации проектов государственно-частного партнерства применяется разнообразие механизмов сотрудничества публичного и частного партнера. Дифференциация этого разнообразия зависит от некоторых факторов, в частности:

  • от инвестиционных обязательств;
  • от объема правомочий собственности, передаваемых частному партнеру;
  • от принципов разделения рисков между партнерами;
  • от ответственности за проведение тех или иных видов работ;
  • прочее.

Выделяется восемь наиболее распространенных механизмов партнерства, которые перечислены в таблице 2.

Нижеперечисленные механизмы по большей степени характеризуют проекты с юридической точки зрения, в частности правомочий собственности.

Таблица 2. Механизмы реализации проектов ГЧП

№ п/п

Механизм, описание

1

BOT (Build, Operate, Transfer – строительство, эксплуатация/управление, передача)

Широко используемый механизм в концессиях. Объект инфраструктуры создается за счет концессионера, получающего по завершению строительства право управления в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении этого срока объект передается государству. Концессионер получает право использования, но не владения созданным объектом.

2

BOOT (Build, Own, Operate, Transfer – строительство, владение, эксплуатация/управление, передача)

У частного партнера правомочие владения и пользования, в течении срока действия соглашения между сторонами, по истечении которого он передается государству.

3

BTO (Build, Transfer, Operate – строительство, передача, эксплуатация/управление)

Механизм, предполагающий передачу объекта во владение государства сразу по завершению строительства. После он поступает в пользование частного партнера.

4

ВОО (Build, Own, Operate – строительство, владение, эксплуатация/управление)

Механизм, при котором созданный объект по истечении срока действии соглашения не передается государству, а остается в распоряжении инвестора.

5

BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer – строительство, эксплуатация/управление, обслуживание, передача)

Механизм, при котором акцентируется ответственность частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.

6

DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer – проектирование, строительство, владение, эксплуатация/управление, передача)

Особенностью данного соглашения является ответственность частного партнера как за строительство инфраструктурного объекта, так и за его проектирование.

7

DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация/управление)

Данный механизм предусматривает ответственность инвестора за финансирование строительства инфраструктурного объект.

8

BOLТ (Build, Own, Lease, Transfer – строительство, владение, аренда, передача) разработка Внешэкономбанка

Объект инфраструктуры создается инвестором за свой счет и закрепляется за ним на праве собственности, после чего передается в аренду муниципалитету для целей эксплуатации с последующим (после полного возмещения денежных затрат) переходом права собственности на объект к муниципалитету. Возмещение инвестиционных затрат осуществляется посредством арендных платежей.

Примечание: составлено автором. Источник данных [5]

Мировая практика выделяет следующие инструменты, используемые при реализации моделей-механизмов ГЧП [3]:

  • Контракт. Административный договор, заключаемый между государственным и частным партнером на осуществление определенных общественно полезных и необходимых видов деятельности. В качестве примера можно привести контракты, заключенные на выполнение работ, оказание услуг, управление объектом и др. При использовании данного инструмента право собственности не передается частному партнеру, а публичный партнер в свою очередь несет все расходы и риски по реализации проекта. Интерес частной стороны – получение по договору права на оговариваемую долю дохода и прибыли.
  • Аренда, лизинг. Особенность этих инструментов состоит в том, что на определенных договором условиях происходит передача частной стороне государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционный договор аренды предполагает возвратность предмета арендных отношений, при этом, правомочие распоряжения имуществом сохраняется за его собственником и не передается частному партнеру. В исключительных, оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. При договоре лизинга за лизингополучателем всегда остается право выкупа государственного или муниципального имущества.
  • Концессия. Особенность концессии заключается в следующем, государство или муниципальное образование в рамках партнерских отношений, являясь полноправным собственником имущества (предмета концессионного соглашения), уполномочивает частную сторону на выполнение в течение определенного периода времени функций и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования предмета концессии. Концессионер осуществляет плату на оговоренных соглашением условиях за пользование государственной или муниципальной собственностью. Право собственности на реализованный в рамках концессионного соглашения объект передается концессионеру.
  • Совместные предприятия. Относительно структуры и характера совместного капитала выделяют акционерные общества, либо предприятия с долевым участием сторон. Возможность принятия самостоятельных решений частным партнером определена долей в акционерном капитале. Также, в зависимости от величины доли в капитале распределяются риски сторон.
  • Контракт жизненного цикла. Контрактная форма государственно-частного партнерства, в соответствии с которой публичная сторона на конкурсной основе заключает соглашение с частным партнером на проектирование, строительство и дальнейшую его эксплуатацию на период срока жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными долями после ввода его в эксплуатацию. При этом частный партнер соблюдает условие поддержания объекта в соответствии с заданными функциональными требованиями.

Существенным преимуществом выбора той или иной модели является эффективное распределение рисков между участниками соглашения. В зарубежной практике наиболее распространенным механизмом ГЧП является ВОТ (строительство, эксплуатация/управление, передача), формой реализации которого является концессия. Также широкое распространение получил контракт жизненного цикла.

Применение ряда вышеописанных моделей государственно-частного партнерства в Российской Федерации невозможно, поскольку отсутствуют соответствующие нормативно-правовые акты. Либо модели противоречат уже существующему законодательству. Самой распространенной формой в отечественной практике, как и за рубежом является концессия. После принятия 224-ФЗ, а также разработки различных методологий и методических рекомендаций, все большее распространение получают соглашения о ГЧП и МЧП. 


Библиографический список
  1. Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению [Электронный ресурс] // Центр развития ГЧП. URL: World http://pppcenter.ru/assets/docs/Zakon-Block_28-09-2015_v01.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
  2. Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they work? // Finance & Development, 2008. No3. 17−21.
  3. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] // Портал Государственно-частное партнерство в России. 2009. URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html (дата обращения: 26.12.2018).
  4. Коновалова М. Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики, 2010. N 2 (34). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3082  (дата обращения: 26.12.2019).
  5. ГЧП-закон: что в имени тебе моем? // Информационные материалы консалтингового агентства «Vegas Lex». Июль, 2015. URL: https://www.vegaslex.ru/mobile/analytics/analytical_reviews/ppp_law_what_s_in_a_name/  (дата обращения: 26.12.2018).


Все статьи автора «a-g95»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: