УДК 159.923

ДЕТАЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ИНФАНТИЛЬНОСТЬ – DIT

Дацковский Исраэль
Кабинет клинической психологии и патопсихологии
г. Бейт Шемеш, Израиль, Ph.D., dibam55@hotmail.com

Аннотация
Во введении (первая часть статьи) дана общая постановка вопроса, во второй части статьи представлены краткие данные о видах инфантильности, третья часть занимается вопросами общих (неспецифических) признаков инфантилизма, в четвертой части приведен тест DIT (Detailed Infantilism Test), пятая часть статьи посвящена использованию теста и диагностике введенных в статье степеней инфантилизма на основании результатов тестирования, в шестой части кратко изложены результаты (недостаточные) испытания теста.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Дацковский И. Детальный тест на инфантильность - DIT // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25440 (дата обращения: 26.03.2019).

1.   Введение

В обществе лавинообразно увеличивается количество инфантильных молодых и не очень молодых людей, которые предъявляют поведение, не соответствующее их биологическому возрасту. Они не могут нормально жить в нормальном обществе, потому что они не могут (иногда – не хотят) брать на себя ответственность за себя и тем более за других, даже наиболее близких им людей, не могут (или не хотят) принимать ответственные решения, не могут (или не хотят) нести ответственность за свои действия, за свое поведение. Несколько сгущая краски, можно говорить о том, что тенденция нарастания слоя таких инфантильных людей начинает угрожать обществу, начинает разрушать его социальную ткань. В таких условиях существенно повышается актуальность своевременного диагностирования состояния инфантильности, и такая диагностика позволит как оценить масштаб проблемы и наметить общие, в первую очередь социальные, общественные и воспитательные способы ее решения в обществе, так и более подробно, чем это определено сегодня, оказывать индивидуальную помощь в решении, облегчении, иногда лечении этого состояния у конкретных людей.

2.   Виды инфантильности

Начнем с определений. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант». Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.
Оттуда же: Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Обычно при оценке инфантильного мышления, инфантильного поведения даются очень немногие и общие определения этого естественного для ребенка психического явления, психического состояния, которое перестает быть нормальным для детей более старших возрастов и тем более для подростков, молодых людей и взрослых. Приведем одно из них, из Большого Медицинского Словаря на сайте “Академик” (https://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/28859):

“Мышление инфантильное (синонимы: мышление прелогическое, мышление синкретическое) – мышление, при котором объединяются несовместимые звенья, не проводится различий между субъективными представлениями и объективным познанием действительности; свойственно детям раннего возраста, наблюдается также при некоторых патологических состояниях психики”.

Иногда добавляют про “детское поведение”, про наивность и пассивность (однако, пассивность у детей часто бывает очень избирательной), про избегание ответственности.

Важность проблемы подчеркивает Кирилл Елисеев (К. Елисеев, 2013): ” Умы миллионов обывателей (в особенности – Западного мира) оказались законсервированными в подростково-детском состоянии, с подростково-детскими интересами, взглядами на жизнь и пониманием (точнее, не-пониманием) своего места в мире.

В Штатах, например, уже вполне обыденным, распространенным явлением стали так называемые кидалты (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый). Кидалт — взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения. Впервые слово (кидалт) появилось в 1985 году в газете The New York Times для описания мужчин 30 лет и старше, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными, но красивыми и часто дорогими гаджетами. В психологии для обозначения этого склада личности используется термин «синдром Питера Пэна». Психологи объясняют «синдром Питера Пэна» как относительно мягкую, поверхностную форму эскапизма – стремления уйти от реальности в мир иллюзий”.

Еще одну оценку инфантильности вводят (в пределах своей теории) последователи Зигмунда Фрейда (З. Фрейд, 2014), описывая инфантильность взрослых либо как застревание, фиксация на определенной стадии развития, непреодоление соответствующего конфликта в детстве, либо как тип индивидуальной защиты, называемый регрессией. Хотя иногда этот тип поведения предъявляется взрослым нормально развитым и психически здоровым человеком с целью избежать ответственности.

С первой частью мнения З. Фрейда не очень согласен Карл Густав Юнг (К. Юнг, 1997), указывающий, что такое поведение во взрослости может указывать на следствия изнеженности, халатности, пассивности, алчности, злобы и прочих видов эгоизма. Но он же указывает на возможную зависимость человека, предъявляющего элементы инфантильности мышления и поведения.

Но если для ребенка такое мышление и соответствующее ему поведение является естественным, то относительно постоянное сохранение этих свойств и/или их частое использование в более старших возрастах и, особенно, во взрослости является заметным психическим отклонением недостаточного развития психических свойств.

Возможны самые разнообразные классификации инфантилизма с той или иной подробностью его разделения на виды и подвиды. Мы выделим несколько видов инфантилизма, которые представляются нам основными:

  • Инфантилизм социальный (общественный);
  • Инфантилизм воспитательный;
  • Инфантилизм соматический;
  • Инфантилизм психический;

Хотя инфантилизм всегда проявляется в психической сфере, его этиология при внимательном изучении оказывается намного более сложной. Первопричинами инфантилизма могут оказаться не только психические отклонения или травмы ЦНС. Эмиль Крепелин (Э.Крепелин, 2009) и ряд других психиатров (Михаил Осипович Гуревич (М.О. Гуревич, 1932), Василий Алексеевич Гиляровский (В.А. Гиляровский, 1954)) рассматривали некоторые варианты инфантилизма как атипичную форму олигофрении. Возможными причинами инфантилизма в литературе также называются и наследственные причины (наркомания, алкоголизм), причины, приобретенные в силу собственного девиантного поведения и проблемы физических и соматических отклонений (эндокринные, недоразвитие тех или иных органов и систем организма, включая органические проблемы мозга и проч.).

Можно предположить, что инфантильность мышления и поведения при психической форме инфантилизма, хотя и указывает в отдельных случаях на латентную форму олигофрении в ее высокой части измеряемого IQ (легкие формы дебилизма (IQ 65—69), который во всех его стадиях (лёгкая форма – IQ 65—69, умеренно выраженная форма – IQ 60—64 и тяжёлая форма – IQ 50—59) по МКБ-10 называется «умственная отсталость лёгкой степени» или «лёгкая умственная отсталость» F70), но чаще может свидетельствовать о минимальной мозговой дисфункции (ММД) или (синоним) минимальной церебральной дисфункции (МЦД) –  IQ 70—85.

Инфантилизму соответствует ряд рубрик МКБ-10: F 89; F 60.8; F 07.8. Диагностике и лечению инфантилизма посвящен длинный ряд работ (Макушкин Е.В. и др., 2015 и другие работы).

3.   Общие признаки инфантилизма

Приведем самые общие признаки инфантилизма, которые могут навести нас на мысль о необходимости более глубокой и точной диагностики этого состояния. Как правило, детский инфантилизм хорошо заметен явным отставанием развития и поведения от возрастной нормы. Гораздо труднее выявить инфантилизм у взрослых, хотя многие аспекты поведения вызывают вопросы о несоответствии естественных ожиданий и предъявляемого поведения. Выделим ряд общих, часто неспецифических признаков “взрослого” инфантилизма (по материалам статьи “что такое инфантильность”):

  • эгоцентризм – все должно вращаться вокруг него, без усилий с его стороны;
  • иждивенчество – социальная позиция;
  • совершает поступки, не задумываясь о последствиях, а лишь ориентируясь на свои потребности;
  • нет цели в жизни, кроме собственного комфорта;
  • нет адекватной оценки себя;
  • не стремится к самопознанию и саморазвитию;
  • не умеет решать проблемы, ждет когда кто-то решит за него.
  • боязнь ответственности;
  • застревание в детских переживаниях обидах;
  • склонность обвинять весь мир в своих неудачах;
  • не стремятся к развитию и новым знаниям;
  • неумение ставить цели и реализовывать их;
  • сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им все должны, а они никому;
  • сильная привязанность к родителям;
  • в работе стремятся переложить свои обязанности на других.

Детский инфантилизм выглядит совсем по-другому. Для типичной характеристики ребенка-инфантила воспользуемся характеристиками этого состояния, почерпнутыми из статьи “Инфантильный ребенок в школе”. По мнению авторов статьи, инфантилизм ребенка проявляется в следующих признаках:

  • в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации;
  • неумении сдерживать свои желания и эмоции;
  • детской непосредственности;
  • преобладании игровых интересов в школьном возрасте,
  • в беспечности;
  • повышенном фоне настроения;
  • недоразвитии чувства долга;
  • неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;
  • в повышенной подражаемости и внушаемости;
  • относительной слабости абстрактно – логического мышления, словесно-смысловой памяти;
  • дефицита познавательной активности при обучении;
  • в отсутствии школьных интересов, несформированности “роли ученика”
  • быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения;
  • в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;
  • недостаточной дифференциации межличностных отношений;
  • более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

Однако отметим, что приведенные как взрослые, так и детские признаки инфантилизма в большей мере описывают картину социального и воспитательного инфантилизма и заметно слабее соответствуют картине гораздо более тяжелого в диагностике и коррекции психического инфантилизма.

Как важный источник по вопросу диагностике и лечению детского психического инфантилизма отметим уже цитированную выше работу коллектива психиатров Исследовательского центра психиатрии им. В.П. Сербского (Макушкин Е.В. и др., 2015), однако использование рекомендаций данной работы требует достаточно высокого уровня специальных (профессиональных) познаний психиатра или патопсихолога.

4. Предлагаемый “детальный тест для диагностирования инфантилизма”(DITDetailedInfantilismTest)

Для выявления инфантильного поведения, в первую очередь, подростков, мы попытались выявить и перечислить гораздо большее число симптомов такого поведения, но отдавали предпочтение именно тем из них, которые легче выявляются внешним продолжительным наблюдением:

№№

п/п

Описание симптома

Симптом присутст-вует

(1 балл)

Симптом присутствует частично (0,5 балла)

Симптом отсутствует

(0 баллов)

1

Большое влияние на решения и планы оказывают изначальные представления, эмоции и сиюминутные желания

2

Заметный эгоцентризм (свойственный обычно ранним детским стадиям психического развития)

3

В анализе ситуации учитываются не все влияющие на ситуацию факторы

4

В анализе взаимодействия уже взятых в учет факторов рассматриваются не все связи и взаимодействия между факторами

5

Используется упрощенный и сокращенный анализ уже принятых для анализа факторов и их взаимосвязей

6

Те факторы и их связи, которые соответствуют начальной установке или сиюминутному эмоциональному состоянию, приобретают неоправданно завышенное влияние на конечное решение или выводы, а факторы и их связи, противоречащие начальной установке или сиюминутному эмоциональному состоянию, получают неоправданно заниженное влияние на конечное решение или выводы

7

Слабый и неполный учет предыдущего опыта, как своего, так и опыта других людей

8

Не воспринимается или понижена личная ответственность за принимаемые решения, за результаты своих действий или за действия, продиктованные другим

9

Заметная надежда на “в этот раз, авось, пронесет”

10

Живет во многом сегодняшним днем, затрудняется в отдаленном планировании. Планирование будущего представлено фантазиями и туманными планами без учета реальности

11

Объединяются несовместимые звенья как в планировании, так и в оценке ситуации

12

Даже при малых проблемах (например, медицинских) требует повышенного и неотступного внимания от окружающих и немедленного занятия этой проблемой

13

Непредсказуемость решений и поведения

14

Не проводятся различия между объективным познанием действительности и субъективными представлениями или ослаблено восприятие и осознание таких различий.

15

Строго следует заданным, даже не очень логичным инструкциям и понятным, посильным требованиям

16

Предпочитает однообразную монотонную, хорошо освоенную деятельность

17

При обсуждениях старается пассивно и некритично примкнуть к намечающемуся большинству или к мнению руководства

18

Избегает принимать на себя руководство чем-либо (людьми или действиями) из-за нежелания нести ответственность за результаты даже своих действий и тем более за деятельность людей.

19

Максимально возможное избегание риска

20

Часто не видит существующей (или надвигающейся) опасности

21

При коллективных действиях старается выбрать более пассивные и более легкие части общей работы

22

Затрудняется построить межличностные взаимоотношения не только для взаимовыгодной деятельности, но и даже в случае возможности получения личной выгоды

23

Ослаблено чувство обстановки, не замечает изменений обстановки или моральной атмосферы в коллективе при обсуждении или при выполнении действий

24

Ригидность, негибкость мышления при изменяющихся обстоятельствах, при появлении новой информации

25

Произвольное отбрасывание факторов и аргументов, которые могут привести к выводам, не соответствующим или даже противоречащим начальной установке или сиюминутному эмоциональному состоянию

26

Отсутствие вопросов для прояснения изначально непонятных вещей и для планирования необходимых действий для достижения поставленных целей. Отсутствие осознания, что ряд вещей остались непонятыми

27

Незавершенность планов, обилие пропусков действий в планировании

28

Значительные ошибки в планировании времени, необходимого, для выполнения тех или иных действий

29

Ошибки в необходимой последовательности и взаимозависимости элементов плана

30

Завышенная самооценка в возможностях решения той или иной проблемы, в реальном планировании, в своей возможности реализовать планируемое

31

Низкая самокритичность и низкая объективность в оценке своего поведения и своих решений

32

Недооценка реальных свойств партнеров и иных окружающих людей

33

Постоянные или частые попытки не принимать решений, откладывать решения на потом, “решил пока не решать”

34

Неуверенность в своих силах, трудности в начинании новых, особенно длительных действий, боязнь “перейти Рубикон”

35

Откладывание начала новых, не совсем стандартных и привычных дел “в долгий ящик”

36

Некритическое доверие к получаемой, в первую очередь от взрослых, информации, советам и указаниям

37

Интересы, не соответствующие биологическому возрасту (соответствующие более младшим возрастам)

38

Сохранение интереса к играм (компьютерным, азартным, монотонным) в возрасте за пределами безответственных периодов жизни

39

Малое сочувствие другим людям, относительное равнодушие к окружающим, особенно к тем, кто не входит в первый тесный круг общения

40

Мало фантазий (или они примитивно-простые, часто вульгарные) и сложных умственных построений, произвольных аналогий. Отсутствие оригинальных идей

41

Трудность нахождения общих свойств достаточно далеких предметов и явлений. Трудность создания аналогий

42

Трудности обобщения

43

Предпочитает рассказы и книги, не подразумевающие сложность чувств и тяжелых моральных переживаний

44

С энтузиазмом начав новое дело, но убедившись, что оно требует затрат существенных умственных или физических (не монотонных) усилий и затрат, а то еще и требует преодоления препятствий, оставляет дело незаконченным

45

Трудности со сбором информации даже для хорошей готовности к неизбежному делу в ближайшем будущем

46

При попытке окружающих направить такого человека к необходимым действиям или хотя бы к сбору информации, он отвечает дисфорической реакцией (“… сочетание аффективных расстройств гипостенического (тоска, тревога, страх) и гиперстенического (злоба, гнев) полюсов… Характерно приступообразное или пароксизмальное течение”. – Первый В.С. и др. 2013, с. 214, статья “Дисфория”)

47

Подчеркнутый индивидуализм и независимость даже при предложении бескорыстной помощи близкими людьми, что часто маскирует неотработанность правильных реакций на помощь и из-за боязни (нежелания) принимать на себя моральные обязательства в связи с получением помощи

48

Наличие симптомов психастении:

  1. Склонность к сомнениям и тревожным сомнениям (П.Б. Ганнушкин, 1933)

49

  1. Изначальная (базальная) тревога

50

  1. Дефензи́вность — (от лат. defensio — оборонять, защищать) — склонность человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или пассивно-оборонительную позицию.

51

  1. Периодически застревает в том или ином эмоциональном состоянии (эмоциональная вязкость, инертность, тугоподвижность, вялость)

52

  1. Ранимое самолюбие

53

  1. Чувство неполноценности

5.  Использование теста DIT

 

Изначально понятно, что часть указанных симптомов входят также в клиническую картину явной олигофрении, но она диагностируется несколько иными тестами.

Мы не включили в перечень симптомы, которые хотя и могут указывать на инфантильность мышления и поведения, но чаще эти симптомы входят в симптомокомплексы и синдромы других психических или психологических отклонений. Например, трудности обучения, хотя и характерны для инфантилизма, но сами по себе являются синдромом, включающем много частных симптомов. Также не включен признак общей пассивности, что может быть просто признаком типа характера, темперамента, эмоционального фона.

Отметим, что основной особенностью теста (в отличие от многих типов известных и использующихся тестов) является невозможность ни заполнения теста самим исследуемым, ни человеком, наблюдающим исследуемого короткое время, например, при психологическом/психическом обследовании. Заполнять приведенную анкету и, тем более, делать по ней выводы может только достаточно объективный человек, наблюдающий пациента долгое время в многочисленных ситуациях и обладающий некоторым уровнем специальных познаний (заполнять должен чаще всего учитель, а делать диагностические выводы – психолог (клинический психолог, патопсихолог) или психиатр). Редкий родитель обладает необходимым уровнем объективности оценки своего ребенка и необходимым пониманием значения данной проверки. В силу этого трудно заполнять такую анкету, например, психологу по рассказам и оценкам родителей при своих весьма кратких наблюдениях ребенка, не проявляющих большое количество ситуаций, во множественности которых только и можно увидеть те или иные признаки инфантилизма или, наоборот, признаки его отсутствия.

Понятно, что у одного пациента практически никогда не встретятся не только все перечисленные симптомы, но и даже их большинство. Также изначально понятно, что каждому возрастному периоду адекватны только часть вопросов. Например, вопрос 39 более адекватен старшим возрастам, а вопрос 32 – младшим. Можно предположить, что для каждого возраста хорошо адекватными будут 30-32 вопроса. Поэтому нами предположено относительно малое количество баллов, которые нужно набрать для диагностики инфантильности.

Обилие предложенных параметров позволяет проводить более дифференцированное диагностирование, чем просто установление наличия или отсутствие факта инфантилизма. Полагаем, что можно предложить следующие границы оценок:

Пограничное состояние – 9-17 баллов;

Инфантильность I степени (наиболее легкая степень) – 18-26 баллов;

Инфантильность II степени (средняя степень) – 27-35 баллов;

Инфантильность III степени (весьма яркое выражение инфантильности) – 36 и более баллов.

6.  Испытания теста DIT. Его дальнейшее использование

Испытания теста DIT проведены на весьма небольшой, нерепрезентативной группе подростков. Эти испытания показали достаточно высокие как валидность, так и надежность теста. Но испытания ни в коем случае нельзя считать завершенными в связи с малостью группы, на которой эти испытания проводились. Поэтому первой задачей по продвижению теста и его использованию является продолжение его использования в испытательном, проверочном режиме со сравнением результатов диагностики при использовании теста DIT с экспертными заключениями о состоянии и уровне инфантильности проверяемых этим тестом.

Заметим также, что при испытании теста мы столкнулись с заметным количеством случаев, когда основной признак, выпирающий во всех других классификациях признаков инфантилизма – эгоцентризм – не был не только ведущей характеристикой испытуемого, но и даже иногда не был сколь-нибудь заметной характеристикой человека. В этих случаях  диагноз инфантилизма скорее следовал из недостаточных умений анализа обстановки и недостаточных возможностей принятия решений испытуемым при неплохих показателях обучаемости, что скорее подтверждает взгляд исследователей о том, что часто инфантилизм чаще, чем можно было бы предположить, следует из скрытой формы олигофрении или из диагноза ММД.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, система­тика. М.: «Север», 1933.
  2. Гиляровский В.А. Психатрия. М.: Медгиз, 1954
  3. Гуревич М.О. Психопатология детского возраста. М.: Госмедиздат, 1932.
  4. Елисеев К. Инфантильность: тропинка в детство или путь в могулу. 23.06.2013. [электронный ресурс]. URL: https://eot-leningrad.livejournal.com/9354.html (дата обращения: 23.12.2018)
  5. Инфантильный ребенок в школе. [электронный ресурс]. URL http://shishkinily.narod.ru/infant.html (дата обращения: 23.12.2018)
  6. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2009.
  7. Макушкин Е.В. и др., Клинические рекомендации по диагностике и лечению инфантилизма у несовершеннолетних.  М.: 2015 [электронный ресурс]. URL https://psychiatr.ru/download/2247?view=1&name=KlinRek2.pdf (дата обращения: 23.12.2018)
  8. Первый В.С. и др. Психиатрический словарь. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2013
  9. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: «Азбука», 2014.
  10. Что такое инфантильность – признаки, виды, что такое инфантилизм у мужчин, женщин? [электронный ресурс]. URL: http://kak-bog.ru/chto-takoe-infantilnost-priznaki-vidy-chto-takoe-infantilizm-u-muzhchin-zhenshchin (дата обращения: 23.12.2018)
  11. Юнг К. Конфликты детской души. М.: “КАНОН +”, 1997.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Исраэль (Владимир Модестович) Дацковский»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация