УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. ПОНЯТИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Черенкова Ирина Евгеньевна
Московская финансово-юридическая академия

Аннотация
Статья раскрывает понятия и теоретический аспект государственной службы.

Ключевые слова:


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Черенкова И.Е. Государственная служба. Понятия и теоретический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25361 (дата обращения: 21.12.2018).

Теоретическое понятие государственной службы комплексное правовое явление, которое отражает не только организационный статус, но и субъекта государственной службы – государственного служащего, в том числе в понятие входят элементы содержания: наименование должностного лица, функции, полномочия, гарантии, права и обязанности, ответственность.

Государственная служба представляется и как комплексный правовой институт административного права, который охватывает профессиональную сферу деятельности государственных органов власти.

Вместе с тем, само понятие государственного служащего, по мнению Н.М. Конина «включает в себя практическое и профессиональное участие граждан России в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения полномочий (прав и обязанностей) на государственной должности, в конкретном государственном органе, в соответствии с федеральными законами».

А.М. Волков приводит следующее определение: «государственный служащий – это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, то есть лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалованье) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций»

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2004 г. № 58-ФЗ (далее – ФЗ № 58 «О системе государственной службы в РФ») приводит определение понятия государственной службы в России, которая заключается «в профессиональной деятельности граждан РФ в исполнении их полномочий на службе России, федеральных органов власти и иных федеральных госорганов, органов государственной власти субъектов Федерации, а так же лиц замещающих аналогичные должности, установленные в Конституции РФ, в федеральных законах в целях непосредственного исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих должности, определенные конституциями, уставами, законами субъектов России для исполнения полномочий».

Как следует из приведенного определения, законодатель выделяет достаточно широкий круг субъектов, относящихся к органам власти различных уровней (федеральной и субъектов РФ) всей системы государственного аппарата власти в России.

Госслужащие России, являясь гражданами РФ, как и иные субъекты права, имеют права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, между тем, с момента замещения должностей государственной службы они автоматически становятся субъектами государственно-служебных правоотношений.

Правовой статус госслужащих заключается в содержании их прав, обязанностей и ответственности, именно поэтому для этой категории служащих установлены специальные ограничения и запреты, о чем говорится в ст.ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Возникновение, реализация и прекращение правоотношений связанных с государственной службой следует рассмотреть в контексте с некоторыми условиями. А именно, госслужащий не может быть принят на государственную службу и не может находиться на гражданской службе в случае: недееспособности или ограниченной дееспособности принятые решением суда,  вступившим в законную силу; осуждения, по приговору суда, вступившего в законную силу, в случае наличия судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с доступом к такой информации или сведениям; заболевания, подтвержденного заключением мед. учреждения; родства с гражданским служащим, связанных с подчинением одного из них; выхода из гражданства РФ и гражданство иного государства; представления заведомо подложных документов или ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных или подача лживых сведений о доходах,  об имуществе и обязательствах материального характера (долгов, кредитов).

С учетом избранной темы исследования для статьи, связанной с контролем за исследуемой категорией лиц, необходимо акцентировать внимание на те запреты,  которые связаны с прохождением государственной службы. А именно, госслужащим запрещается: параллельно с прохождением службы заниматься коммерческой деятельностью; продолжать исполнение обязанностей государственной службы в случае избрания или назначения на государственную должность или в органе местного самоуправления (например, избрания депутатом), либо в органе профсоюза как в первичной, так и созданной в ином госоргане, так как это может препятствовать эффективности его служебной деятельности.

Госслужащим запрещается приобретать акции, от которых может быть получен доход; запрещено быть представителем или поверенным в чьих-либо делах; брать при исполнении должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (дорогостоящие сувениры, премии и награды), получать почетные и специальные звания от иных лиц, за исключением научных. Запрещено госслужащим ездить в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы России за счет ресурсов физических и юридических лиц, использовать средства технического оснащения в личных целях.

Запрещено госслужащим разглашать информацию, связанную с трудовыми обязанностями и отнесенную к служебной и государственной тайне, вступать в трудовые споры, и связанными с ними забастовки, собрания, митинги, запрещено участие в партиях, религиозных учреждениях, вступление в иные организации и учреждения, не связанные со служебной деятельностью и использовать свое служебное положение в иных интересах, не отвечающих служебным обязанностям.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы о том, что законом установлены названные запреты препятствующие, по мнению законодателя,  эффективности работе госслужащего, для полнейшей самоотдачи, требующейся при прохождении службы, так как эти лица обязаны полностью посвятить себя службе государству, обществу, России.

В теоретической и научно-практической литературе и науке административного права среди способов организации контроля за законностью деятельности госслужащих выделяются, во-первых, те, которые являются внутри- аппаратными, например, контроль начальника за действиями госслужащего (отчеты), во-вторых, требующие  структурного  закрепления, к ним относятся вся система правоохранительных и правообеспечивающих органов:  следствие,  суды,  прокуратура.

Ежегодной обязанностью госслужащих является представление в установленном законе порядке сведений о доходах, о себе и членах своей семьи в декларации, настоящие положения предусматриваются ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Основными отличительными признаками, характеризующими государственную службу являются:

- деятельность на публичной профессиональной основе;

- правовой основой является соответствующий федеральный закон или закон субъекта РФ;

- именование ее служебной (построенной  на основе иерархического  подчинения);

- в содержание входят:  функции, полномочия соответствующие должности (регламенту) замещаемой госслужащим; права и обязанности,  ограничения и ответственность.

Статус федерального госслужащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации, неодинаковы и их следует отличать, хотя и включают общие ограничения, обязательства, правила поведения, права, обязанности и ответственность, они регулируются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы или законодательством субъекта РФ.

Например, Государственная Дума РФ выполняет законодательную функцию в пределах, установленных Конституцией РФ. Министерства и ведомства осуществляют исполнительную и организационно-распорядительную деятельность. Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В зависимости от срока службы выделяются госслужащие, назначаемые на должности госслужбы на определенный и неопределенный срок, и на срок обучения в образовательном учреждении профобразования и на определенный срок госслужбы (по контракту).

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.  При этом они относятся к разным группам и для их занятия установлены различные квалификационные требования.

Изложенные исследования свидетельствуют о том, что в системе государственной и муниципальной службы избираются различные по содержанию и объему организационно-правовые средства, применяются  различные способы профилактики коррупции, и все они в целом имеют комплексный подход на основе программ, и отражают общий активный потенциал антикоррупционной политики проводимой на региональном уровне в системе государственного управления. 

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Черенкова Ирина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация