УДК 376; 376.2

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Голавская Татьяна Геннадьевна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово
учитель русского языка и литературы

Аннотация
В данной статье представлен опыт организация уроков русского языка в 5-6 классах для детей с НОДА в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рассмотрены этапы урока открытия нового знания, приемы, особенности деятельности детей с ДЦП.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Голавская Т.Г. Организация уроков русского языка в 5-6 классах для детей с НОДА в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Из опыта работы // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25321 (дата обращения: 01.04.2019).

В основе уроков в соответствии с  требованиями ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает получение знаний учащимися не в готовом виде, а в результате  самостоятельной деятельности. На каждом этапе урока деятельность учеников должна быть организована таким образом, чтобы дети сами ставили цель, выбирали наиболее оптимальные пути её достижения, основываясь на уже имеющемся опыте или приобретая его, могли оценить, насколько им удалось достичь цели и как эти знания и умения можно применить в дальнейшей жизни.  Учителю в этой ситуации надо  направить учеников по верному пути, не подавляя их инициативы, давая право на собственное мнение, порой и ошибочное.

Цель статьи – поделиться опытом проведения уроков открытия нового знания по русскому языку в 5-6 классах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Большинство учеников, обучающихся в школе, имеют диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Для данной категории детей характерны быстрая утомляемость, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, неустойчивое внимание, неравномерный темп деятельности. Некоторые дети зачастую не воспринимают смысл инструкций, заданий при фронтальном первичном объяснении, не способны их выполнять самостоятельно, им необходимо дополнительное разъяснение, уточнение. Нарушения общей и мелкой моторики, речевые нарушения (дизартрия, заикание, дислексия и дисграфия), сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, связанный с ограниченностью социальных контактов,  создают трудности в процессе обучения. Учебная мотивация у большинства детей находится на среднем уровне. Все это необходимо учитывать при подготовке и проведении урока.

На этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности использую такие приемы, как рифмованное начало урока, загадки, пословицы и поговорки, стихи о языке, культуре речи. Иногда задаю ученику выучить стихотворение, с этого начинается урок. Считаю, что использование таких приемов помогает поддержать в учениках интерес к языку, стремление узнать его историю, умение правильно и выразительно говорить.

Большой интерес у детей вызывает использование ребусов (http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator), шарад, прослушивание музыкальных фрагментов. Например, при изучении тем «Гласные в приставках пре- и при-», «Соединительные  o и e в сложных словах», «Несклоняемые существительные» и др. использую музыкальную заставку из передачи «Радионяня».

Очень важно создать положительный  эмоциональный настрой в начале урока и сохранить его до конца, т.к.  дети с ДЦП очень ранимые, остро переживают неудачи. Приветствие, доброжелательный тон, настрой на совместную работу  способствуют эффективному сотрудничеству.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии предполагает, что ученик  осознает потребность открытия новых знаний и умений.  Пробное действие позволяет ребенку осознать свое индивидуальное затруднение. С этой целью использую прием «Проблемная ситуация». Например, при изучении темы «Буквы а и о в корне –гор- – -гар-» предлагаю следующее задание: заполните пропуски, объясните написание. Какое слово будет лишним в каждом ряду? Почему?

1)         Сл…жить, сл…гать, загар;

2)         Р…стительность, гореть, р… сток;

3)         горелый, прик…снуться. к…саться.

Ученики вспоминают, что они знают по теме «Чередующиеся гласные в корне слова», выявляют группу слов, написание которых они не знают.

Использование приема «Инсерт» помогает ученикам определить, что они уже знают по данной теме, что надо узнать, что требует объяснения, уточнения. Для каждого ученика готовлю распечатку текста, оставляю поля для маркировки. В начале работы дети не записывают тезисы, а называют их. В последующем записи не ведут только те ученики, которые испытывают трудности в процессе  письма.  Данный прием очень важен при обучении детей с ДЦП, потому что  требует внимательного чтения, не позволяет пропустить нужную информацию.

На этапе выявления места и причины затруднений ученики осознают, каких знаний им не хватает для выхода из затруднения. Например, они знают, что написание чередующейся гласной зависит от суффикса или согласного в корне, но эти знания не помогают объяснить  написание гласной в корне –гор- – -гар-. Приемы «Мозговой штурм», «Подводящий диалог» помогают выявить  место и причину затруднений.

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации предусматривает формулировку  темы и задач урока, выбор способа разрешения проблемы, метода и средств. Используется прием «Проблемный поиск». Например, при изучении в 5 классе темы «Буквы о-а в корнях –раст-, ращ-, -рос-» ученики самостоятельно определили тему и задачи урока, с помощью учителя сформулировали три гипотезы,  объясняющие написание гласных в корне, и проверили их, объединившись в группы.

На этапе реализации построенного проекта ученики действуют в соответствии с планом (алгоритмом) выполнения данной работы, готовят защиту групповой работы.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи предполагает выполнение заданий по новой теме в парах или группах. Ученики объясняют каждое действие, проговаривая его. На данном этапе используются приемы «Лови ошибку», Снежный ком»  и др. Работа в группах и парах очень важна для учеников с НОДА, т.к. они испытывают сложности в процессе коммуникации.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону предусматривает выполнение заданий каждым учеником самостоятельно. Необходимо учитывать темп выполнения задания конкретным ребенком, чтобы создать для него ситуацию успеха. Детям с нарушениями моторики предлагается выполнить задание, только вставляя буквы в распечатанной карточке или на компьютере, сделать часть упражнения. Эталон для проверки может быть вынесен на слайд презентации, но так как темп выполнения задания у детей неравномерный, то чаще всего образец представлен в письменном виде.

На этапе включения в систему знаний и повторения используются приемы: «Найди ошибку», «Верю-не верю», тестирование и др.  Особенно дети любят составлять кроссворды,  но это задание могут выполнить на уроке немногие ученики из-за проблем с моторикой. Интересные задания подобраны в  «Рабочей тетради по русскому языку» для 5-6 классов. Особенно нравятся детям задания: «Магический квадрат», «Для настоящих сыщиков», «Объяснялки» и т.д.

Домашнее задание предлагается ученикам на выбор в зависимости от степени сложности, а также ребята могут его сформулировать сами. Ученики делают электронные игры (викторины, кроссворды, пазлы и др.)  на сайте https://learningapps.org/login.php, презентации, творческие задания, например, продолжить сказку, составить рассказ по пословице, подобрать слова, связанные с  профессией своих родителей.

Завершающий этап рефлексии учебной деятельности на уроке предусматривает соотнесение задач, поставленных на уроке, с его результатами. Мы используем приемы: «Синквейн», «Шкатулка»,  «Цветотехника», «Свободный микрофон», «Шаг за шагом». Что касается последнего приема, то те дети, которые не могут самостоятельно передвигаться, называют новые термины, понятия, сидя на месте.

На уроках обязательно соблюдается ортопедический режим. Дети, нуждающиеся в смене позы, встают за конторку или ложатся на кушетку. Обязательно проводится динамическая пауза, которую можно связать с темой урока. Например, при изучении в 6 классе темы «Ситуация общения» использовался материал о том, как приветствуют друг друга разные народы. В ходе динамической паузы детям предложено было это повторить, что вызвало положительные эмоции.

Таким образом, организуя урок в соответствии с новыми требованиями, мы стремимся воспитать личность, способную самостоятельно организовать свою деятельность и добиться успехов не только в учебе, но и во взрослой жизни.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 класс. Интеллектуальное развитие школьников. М., 2004.
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику Ладыженской Т.А. “Русский язык. 5 класс”. ФГОС. Автор/составитель: Вовк С.М. М., 2017.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику Ладыженской Т.А. “Русский язык. 6 класс”. ФГОС. Автор/составитель: Вовк С.М. М., 2017.
  4. Шутова Г. Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Как провести урок открытия нового знания? Советы учителя. URL: http://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Голавская Татьяна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация