УДК 340

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Срибный Алексей Александрович1, Маркова Наталья Ивановна1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцинa

Аннотация
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Для того чтобы использовать рассматриваемый механизм с наибольшей эффективностью необходима развитая нормативная база. В данной статье рассматриваются способы регулирования, со стороны государства, по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Срибный А.А., Маркова Н.И. Нормативно-правовая база в сфере энергоэффективности и энергосбережения // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25292 (дата обращения: 27.03.2019).

Ведение политики энергоэффективности должно происходить с поддержкой соответствующим законодательством, нормативными документами, механизмами реализации и контроля. Документы федерального уровня направленные на улучшение энергоэффективности должны быть скоординированы с региональными и муниципальными программами для того, чтобы создать единую систему программных документов. [1, c.43].

Для выполнения задач, которые были поставлены Президентом и Правительством РФ необходимо актуализировать и ввести новые строительные стандарты, нормы и своды правил, направленные на улучшение энергоэффективности в строительной сфере.

Требуется модернизация методологии региональных программ, направленных на улучшение энергоэффективности. На настоящий момент очень важной является проблема необоснованно большого по количеству, но неэффективного списка показателей, с помощью которых контролируется выполнение таких региональных программ. При проведении обзора утвержденных программ в регионах, оказалось, что они не основываются на анализе сложившейся региональной ситуации, и некоторые программы имеют неосновательный характер и никак не контактируют между собой [1, c.43]. Во многих регионах до сих пор не определен необходимый состав мероприятий по повышению энергоэффективности. Совокупность этих недостатков приводит к низкой результативности и эффективности таких региональных программ.

Существенным недостатком нормативной и правовой базы об энергосбережении и повышении энергоэффективности, который отрицательно влияет на ее применение, является отсутствие принятых требований к энергетической эффективности зданий и сооружений. Несогласие и различие позиций относительно состава этих требований между федеральными органами исполнительной власти мешают их утверждению. В то же время, без них раздел законодательства об энергоэффективности является недостаточно полным, к тому же, применение этих требований к зданиям, фактически, не является возможным. Отсутствие требований к энергетической эффективности зданий затрудняет выполнение некоторых мер государственного регулирования в части повышения энергетической эффективности жилых зданий, таких как определение и обозначение класса энергоэффективности многоквартирных домов и требований к составу проектной документации. [2]

Однако, помимо несовершенства нормативной базы существуют другие проблемы, связанные регулированием данной области государством. Законодательство РФ об энергосбережении и повышении энергоэффективности было разработано на основе опыта Евросоюза, но требуется его актуализация с учетом существующей ситуации в стране и особенностей технического и правового регулирования.

Следующие важные нормативные и правовые акты регламентируют сферы энергосбережения, энергоэффективности и процессы теплоснабжения:

1. Указ Президента № 889 от 04 апреля 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности экономики». Данный документ определяет долгосрочные цели по уменьшению на 40% национальной энергоемкости ВВП по сравнению с значениями 2007 года. Более того, повышению энергоэффективности в управлении жилищным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством было уделено особенное внимание. В этом законе были установлены обязанности России в рамках Киотского протокола, а также определяет основные общие цели по повышению энергоэффективности.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2010 года №579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Этот указ вместе с другими дополнительными документами регулируют деятельности в сфере повышения энергетической эффективности жилищного фонда.

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ “О теплоснабжении”. Данный нормативных документ определяет правовые основы экономических отношений, которые возникают при производстве, транспортировке, потреблении тепловой энергии (тепловой мощности), теплоносителя по средствам систем теплоснабжения, строительстве, эксплуатации и развитии таких систем. Более того, федеральный закон устанавливает задачи и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю и регулированию в области теплоснабжения, а также определяет права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций.

4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон относится к новым зданиям и зданиям после реконструкции или капитального ремонта. Документ устанавливает необходимость проведения энергетического обследования и получения энергетического паспорта здания для ввода его в эксплуатацию. Также данный нормативный акт обязует потребителей энергетических ресурсов устанавливать приборы учета. Согласно закону, правовое регулирование сферы энергосбережения и повышения энергоэффективности происходит на основании таких положений как:

-        рациональное, эффективное использование любых энергетических ресурсов, принимая во внимание ресурсные, экологические, социальные, производственные и технологические условия;

-        планирование энергосберегающих мероприятий для повышения энергоэффективности;

-        комплексность и системность проводимых мероприятий;

-        меры стимулирования и поддержки энергосбережения.

5. Приказ от 17 февраля 2010 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» принятый Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

6. Приказ Минэнерго России от 19 апреля 2010 года № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».

7. Распоряжение от 27 декабря 2010 года № 2446-р «О государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»». Задачами данной программы являются: значительное уменьшение доли энергетических издержек, уменьшение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему, обеспечение населения РФ качественными энергоресурсами по доступным ценам, создание механизмов поддержки деятельности энергосервисных компаний, создание комплексной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергоэффективности.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

9. Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 19 «Об утверждении положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований». Можно выделить главные цели энергетического обследования здания: сбор объективной информации об объеме используемых энергоресурсов, оценка потенциала энергосбережения, расчет основных показателей энергетической эффективности и ее повышение, формирование типовых мероприятий по улучшению энергетической эффективности и энергосбережению.

10. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 года № 161 «Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома»

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р «Об энергетической стратегии России на период до 2030 года». Описанная в распоряжении стратегия характеризует энергетическую эффективность как одно из важнейших актуальных направлений развития России.

12. Постановление Правительства от 13 апреля 2010 г. № 235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации на объекты капитального строительства». Энергоэффективность строительных проектов заложена в установленных в постановлении требованиях к проектной документации.

13. Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2010 года № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсосбережения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений». Недостаток Постановления Правительства №235 и приказа Минэкономразвития №229 заключается в том, что эти документы определяют общий системный подход и принципы, но конкретные показатели энергетической эффективности и информации для уменьшения потребления энергии не определены.

14. Приказ Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010 года № 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Данный нормативный документ определяет требования к зданиям и содержит методику расчета энергетических характеристик. Описанная методика обязательна для применения при создании и реализации программ, направленных на повышение энергетической эффективности во всех регионах РФ. В этом приказе представлены 5 групп целевых показателей, одна из которых касается муниципальных жилых домов, зданий и сооружений.

15. Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 года № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений и сооружений»

16. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 июня 2012 года № 252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

17. Областной закон от 25.12.2009 № 117-ОЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области” регулирует отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Свердловской области.

Органы государственной власти Свердловской области в соответствии с федеральным законом, регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводят государственную политику в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Свердловской области.

18. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.08.2010 № 100-ПК “Об утверждении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Свердловской области”

19.  Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.09.2017 № 90-ПК “Об утверждении форм отчетов о фактическом исполнении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Свердловской области, за 2017 – 2019 годы”

20. Постановление Правительства Свердловской области от 24.03.2010 N 472-ПП «О региональной программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Свердловской области на 2010-2015 годы и целевых установках на период до 2020 года» направлена на развитие систем жизнеобеспечения, повышение их экономической, энергетической и экологической эффективности и обеспечение энергобезопасности на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

В последнее время профессиональное сообщество подготовило и предоставило немало предложений для того, чтобы сделать государственное регулирование в сфере энергосбережения и энергоэффективности качественнее и результативней. Однако, все еще сохраняется необходимость дальнейшей модернизации и актуализации нормативных и правовых документов. Очень важным является организация взаимодействия потребителей с энергоснабжающими компаниями, использование технологий «Умный дом» при проектирование, строительстве и эксплуатации различных объектов. Требуется наладить деятельность энергосервисных компаний, которая нуждается в законодательной поддержке.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гашо Е.Г., Пузаков В.С., Степанова М.В. Особенности реализации политики энергосбережения в регионах. // Аналитический сборник – М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2012.
  2. Туликов А.В. Совершенствование государственного регулирования в области повышения энергоэффективности зданий // Журнал «Энергосбережение» №2-2016. М: ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС». 2016. С. 4-11.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Срибный Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация