НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА»

Серебрякова Татьяна Александровна1, Семенова Лидия Эдуардовна2, Семенова Вера Эдуардовна3
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
2Нижегородский институт развития образования, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
3Нижегородский институт развития образования, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования

Аннотация
В статье обсуждается проблема экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста с позиций реализации основных идей национального проекта «Десятилетие детства». Показана не только значимость решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения, но и выделены приоритетные актуальные направления данной деятельности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Серебрякова Т.А., Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Направления экологической работы с детьми в рамках реализации национального проекта «Десятилетие детства» // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25281 (дата обращения: 22.02.2024).

Детство… Период жизни, такой непродолжительный по времени (всего 6-7 лет!), и такой важный для человека, его развития и личностного становления. Не случайно к изучению феномена «детство» обращаются не только ученые, но и деятели культуры.

«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт…Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. …У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей…», – пишет знаменитый французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо [7, с. 379].

«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство», – рассуждает другой французский писатель и философ Антуан де сент Экзюпери в своей аллегорической повести-сказке «Маленький принц».

Выдающийся психолог ХХ столетия Людмила Филипповна Обухова [6] характеризует детство как период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых «невозможно представить себе процесс развития.

Однако японский инженер и бизнесмен, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» [3] считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно, без каких-либо усилий в два, три или четыре года. То, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. Они готовы учиться всегда, но сами научиться практически ничему не могут. Очень важно, кто вел ребенка за руку в детские годы, и какими дорогами.

С нашей точки зрения, эти «дороги» детского развития очень четко «прорисовывает» Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», вступивший в силу с 29 мая 2017 года и принятый как упрочение тех достижений, которые были осуществлены в рамках реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». При этом, анализируя и оценивая результаты деятельности, в качестве приоритетного, ключевого момента как дальнейшая перспективная линия выделяется защита духовного и нравственного здоровья детей. А что, как не природа и общение с ней, может это здоровье сберечь?

«Не случайно утром вспыхивают росы, светляками на ладонях у листвы, так глядит на нас природа, будто просит нашей помощи, защиты и любви», – отмечал в одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко. Именно взаимодействие с миром природы, таким разнообразным, удивительным, загадочным и непредсказуемым, неисчерпаемо богатым красками, запахами, звуками, объективно может оказать решающее влияние не только на интеллектуальное, но и на личностное развитие ребенка. Именно поэтому вопросы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста сохраняют свою актуальность на протяжении многих десятилетий.

Какие же на сегодняшний день можно выделить направления работы по экологическому воспитанию дошкольников?

Традиционно первым, с нашей точки зрения, следует назвать использование основных методов и форм организации экологической работы с детьми, позволяющих заложить основы знаний о мире природы, а также умений экологически грамотно с ней взаимодействовать. В первую очередь, здесь необходимо говорить о широком использовании в работе с детьми активных методов и форм жизнедеятельности ребенка, к числу которых можно отнести следующие:

- игры экологического содержания. Игра – это, пожалуй, самая эмоционально насыщенная деятельность ребенка. Положительный же эмоциональный фон, для экологического развития дошкольников имеет большое значение. Именно посредством использования всего диапазона игр (дидактических, словесных, подвижных, ролевых и т.д.) можно обеспечить расширение диапазона знаний, представлений детей о мире природы. К тому же игровая деятельность способствует и развитию у детей способности видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием, а также оказывает влияние на пробуждение гуманных чувств детей по отношению к природе, познавательного к ней отношения;

- специально организованные наблюдения в природе. Как метод, наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более (или менее) длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематичность целенаправленного восприятия позволяет проследить предмет или явление в развитии, отметить происходящие в нем качественные и количественные изменения, а включенное в его процесс активное же мышление помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного и, как результат, установить на только внешне воспринимаемые, но и глубинные связи и зависимости, существующие в мире природы. Вместе с тем, говоря о методе наблюдения, следует отметить, что огромное значение в плане результативности его применения имеет деятельность педагога, который определяет цели наблюдения, планирует его ход, обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого предмета или объекта и т.д. Для ребенка же наблюдение – это сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального (исследование А.А.Люблинской [4]). На основе совместной деятельности анализаторов, а также благодаря рассказу воспитателя у детей формируются представления о мире природы, развиваются мышление, речь, материалистическое мировосприятие. Не случайно известный отечественный психолог Б.Г.Ананьев [1] предлагает трактовать наблюдение как сложную психическую деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной для дошкольников, а результатом овладения детьми деятельностью наблюдения является развитие у них такого личностного образования, как наблюдательность;

- не меньшее значение имеет и использование таких активных методов и форм организации экологической работы с детьми, как моделирование и экспериментирование.

Вторым направлением экологической работы дошкольных образовательных учреждений, с нашей точки зрения, следует выделить применение инновационных методов и форм организации работы с детьми. Акцент здесь мы считаем целесообразным сделать на применении метода проектов, активно вошедших в последнее время в практику работы ДОО / ДОУ. Задачами проектов в рамках экологической работы с дошкольниками является: формирование у детей представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; развитие практических умений по разрешению экологических проблем; воспитание ценностных ориентаций, потребностей и привычек активной деятельности по охране окружающей среды. Предоставляя возможность интегрировать самые разные виды и формы жизнедеятельности детей, проекты в контексте требований ФГОС ДО позволяют не только поддерживать детскую инициативу и активность, но и оформить ее в виде значимого продукта – проекта. В процессе проектировочной деятельности дети не просто получают знания, но и учатся применять их в повседневной жизни, удовлетворяя, тем самым, свою познавательную активность.

Интерес сохраняется и к такому важнейшему направлению экологической работы с детьми, как обеспечение эффективной развивающей среды экологической направленности. Обращаясь к классикам прогрессивной педагогической мысли (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Ф.Фребель; К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева), следует отметить, что в их трудах отмечается факт прямой зависимости эффективности развития детей дошкольного возраста от тех условий, в которых находится ребенок. В этой связи для ознакомления детей с миром природы и их экологического образования особое значение имеет организация предметно-пространственной развивающей среды. При этом многие современные ученые природную развивающую среду определяют как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Экологический же ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка. Как подчеркивают Н.Ф.Винокурова и И.А.Шевченко «ландшафт выступает важнейшим компонентом реального, «жизненного» мира и рассматривается согласно современным средовым подходам в образовании как реальная эколого-образовательная среда, как образовательное пространство. Окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродным окружением, воспитывает ее» [9, с. 52]. К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести: групповой уголок природы, зимний сад, комнату природы, живой уголок, экологическую лабораторию, озелененные пространства территории участка ДОО / ДОУ. Однако, вместе с тем, эффективной экологической работы с детьми можно достичь лишь при условии грамотной организации этого ландшафта, что предполагает, с одной стороны, – реализацию экологического подхода к организации жизни растений и животных (что может быть обеспечено знанием морфофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта), а, с другой, – учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста (т.е. их возрастных особенностей и возможностей).

Так, отличительной особенностью методики экологического образования в дошкольном возрасте является необходимость обеспечения непосредственных контактов детей с объектами природы, «живого» общения с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Исходя из этого, базовыми основами оформления ландшафта для дошкольников должны стать следующие принципы:

- принцип социо-эмоционального развития ребенка средствами природы, направленный на формирование у детей навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействия с природным окружением;

- принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы;

- принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка, предполагающий развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм ее предметов и объектов;

- принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка;

- принцип формирования экологически грамотного природопользования, предполагающий становление у детей навыков рационального природопользования и экологически грамотного поведения в природе;

- принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении, дальнейшем содержании и уходе за ним, позволяющий формировать у каждого малыша ценностного, субъектного отношения к каждому живому объекту.

Как считает С.Н.Николаева [5], четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта позволит детям увидеть и осознать неразрывную связь живых организмов с внешней средой; морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания; появление нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой. Другими слова, только грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит ценностное отношение ко всему живому.

Как часть эколого-развивающего пространства, с нашей точки зрения, можно рассматривать попытку современных педагогов активно интегрировать разные виды детской деятельности, обогащая и насыщая их при этом экологическим содержанием.

И, несомненно, значимым направлением в экологической работе с детьми является повышение экологической компетентности и грамотности взрослых (как родителей, так и педагогов). Семья и дошкольное учреждение, несмотря на различие своих воспитательных функций, – два очень важных социальных института, определяющих и логику, и направление (векторы) развития ребенка. Если в дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, то «семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» (В.А.Сухомлинский [8, с. 55]).

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет работу по формированию экологического сознания как на занятиях, так и в повседневной жизни: детей (на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям). Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими знаниями и умениями во многом зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению и тем задачам, которые оно решает. Более того, примером для формирования у детей основ экологической культуры, несомненно, является поведение родителей, а потому воспитание в детях положительного отношения к природе возможно лишь тогда, когда родители сами обладают этой экологической культурой. «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму», – писал В.Г.Белинский [2, с. 175].

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души».

Следуя этим поэтическим словам Н.Луконина, главный результат экологической работы с детьми можно определить как усвоение ребенком вечных человеческих ценностей – милосердия, сострадания, стремления к добру и неприятию зла.

Полагаем, что именно интегративный подход к реализации всех выше обозначенных нами направлений экологической работы с детьми дошкольного возраста позволит обеспечить ее эффективность, в том числе и в плане реализации ориентиров на развитие духовности и нравственного здоровья, отмеченных в национальном проекте «Десятилетие детства».zdaeq3


Библиографический список
  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Белинский В.Г. Избранные статьи. – М.: Детская литература, 1972. – 223 с.
  3. Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с.
  4. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Наука, 1959. – 539 с.
  5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 256 с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.
  7. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н.Джибладзе; сост. А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. – 656 с.
  8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Том 1. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
  9. Shevchenko A.I., Vinokurova N.F., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2017. – №8. – Р. 20-30.


Все статьи автора «Семенова Лидия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: