Детство… Период жизни, такой непродолжительный по времени (всего 6-7 лет!), и такой важный для человека, его развития и личностного становления. Не случайно к изучению феномена «детство» обращаются не только ученые, но и деятели культуры.
«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт…Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. …У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей…», – пишет знаменитый французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо [7, с. 379].
«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство», – рассуждает другой французский писатель и философ Антуан де сент Экзюпери в своей аллегорической повести-сказке «Маленький принц».
Выдающийся психолог ХХ столетия Людмила Филипповна Обухова [6] характеризует детство как период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых «невозможно представить себе процесс развития.
Однако японский инженер и бизнесмен, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» [3] считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно, без каких-либо усилий в два, три или четыре года. То, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. Они готовы учиться всегда, но сами научиться практически ничему не могут. Очень важно, кто вел ребенка за руку в детские годы, и какими дорогами.
С нашей точки зрения, эти «дороги» детского развития очень четко «прорисовывает» Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», вступивший в силу с 29 мая 2017 года и принятый как упрочение тех достижений, которые были осуществлены в рамках реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». При этом, анализируя и оценивая результаты деятельности, в качестве приоритетного, ключевого момента как дальнейшая перспективная линия выделяется защита духовного и нравственного здоровья детей. А что, как не природа и общение с ней, может это здоровье сберечь?
«Не случайно утром вспыхивают росы, светляками на ладонях у листвы, так глядит на нас природа, будто просит нашей помощи, защиты и любви», – отмечал в одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко. Именно взаимодействие с миром природы, таким разнообразным, удивительным, загадочным и непредсказуемым, неисчерпаемо богатым красками, запахами, звуками, объективно может оказать решающее влияние не только на интеллектуальное, но и на личностное развитие ребенка. Именно поэтому вопросы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста сохраняют свою актуальность на протяжении многих десятилетий.
Какие же на сегодняшний день можно выделить направления работы по экологическому воспитанию дошкольников?
Традиционно первым, с нашей точки зрения, следует назвать использование основных методов и форм организации экологической работы с детьми, позволяющих заложить основы знаний о мире природы, а также умений экологически грамотно с ней взаимодействовать. В первую очередь, здесь необходимо говорить о широком использовании в работе с детьми активных методов и форм жизнедеятельности ребенка, к числу которых можно отнести следующие:
- игры экологического содержания. Игра – это, пожалуй, самая эмоционально насыщенная деятельность ребенка. Положительный же эмоциональный фон, для экологического развития дошкольников имеет большое значение. Именно посредством использования всего диапазона игр (дидактических, словесных, подвижных, ролевых и т.д.) можно обеспечить расширение диапазона знаний, представлений детей о мире природы. К тому же игровая деятельность способствует и развитию у детей способности видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием, а также оказывает влияние на пробуждение гуманных чувств детей по отношению к природе, познавательного к ней отношения;
- специально организованные наблюдения в природе. Как метод, наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более (или менее) длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематичность целенаправленного восприятия позволяет проследить предмет или явление в развитии, отметить происходящие в нем качественные и количественные изменения, а включенное в его процесс активное же мышление помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного и, как результат, установить на только внешне воспринимаемые, но и глубинные связи и зависимости, существующие в мире природы. Вместе с тем, говоря о методе наблюдения, следует отметить, что огромное значение в плане результативности его применения имеет деятельность педагога, который определяет цели наблюдения, планирует его ход, обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого предмета или объекта и т.д. Для ребенка же наблюдение – это сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального (исследование А.А.Люблинской [4]). На основе совместной деятельности анализаторов, а также благодаря рассказу воспитателя у детей формируются представления о мире природы, развиваются мышление, речь, материалистическое мировосприятие. Не случайно известный отечественный психолог Б.Г.Ананьев [1] предлагает трактовать наблюдение как сложную психическую деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной для дошкольников, а результатом овладения детьми деятельностью наблюдения является развитие у них такого личностного образования, как наблюдательность;
- не меньшее значение имеет и использование таких активных методов и форм организации экологической работы с детьми, как моделирование и экспериментирование.
Вторым направлением экологической работы дошкольных образовательных учреждений, с нашей точки зрения, следует выделить применение инновационных методов и форм организации работы с детьми. Акцент здесь мы считаем целесообразным сделать на применении метода проектов, активно вошедших в последнее время в практику работы ДОО / ДОУ. Задачами проектов в рамках экологической работы с дошкольниками является: формирование у детей представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; развитие практических умений по разрешению экологических проблем; воспитание ценностных ориентаций, потребностей и привычек активной деятельности по охране окружающей среды. Предоставляя возможность интегрировать самые разные виды и формы жизнедеятельности детей, проекты в контексте требований ФГОС ДО позволяют не только поддерживать детскую инициативу и активность, но и оформить ее в виде значимого продукта – проекта. В процессе проектировочной деятельности дети не просто получают знания, но и учатся применять их в повседневной жизни, удовлетворяя, тем самым, свою познавательную активность.
Интерес сохраняется и к такому важнейшему направлению экологической работы с детьми, как обеспечение эффективной развивающей среды экологической направленности. Обращаясь к классикам прогрессивной педагогической мысли (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Ф.Фребель; К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева), следует отметить, что в их трудах отмечается факт прямой зависимости эффективности развития детей дошкольного возраста от тех условий, в которых находится ребенок. В этой связи для ознакомления детей с миром природы и их экологического образования особое значение имеет организация предметно-пространственной развивающей среды. При этом многие современные ученые природную развивающую среду определяют как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Экологический же ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка. Как подчеркивают Н.Ф.Винокурова и И.А.Шевченко «ландшафт выступает важнейшим компонентом реального, «жизненного» мира и рассматривается согласно современным средовым подходам в образовании как реальная эколого-образовательная среда, как образовательное пространство. Окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродным окружением, воспитывает ее» [9, с. 52]. К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести: групповой уголок природы, зимний сад, комнату природы, живой уголок, экологическую лабораторию, озелененные пространства территории участка ДОО / ДОУ. Однако, вместе с тем, эффективной экологической работы с детьми можно достичь лишь при условии грамотной организации этого ландшафта, что предполагает, с одной стороны, – реализацию экологического подхода к организации жизни растений и животных (что может быть обеспечено знанием морфофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта), а, с другой, – учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста (т.е. их возрастных особенностей и возможностей).
Так, отличительной особенностью методики экологического образования в дошкольном возрасте является необходимость обеспечения непосредственных контактов детей с объектами природы, «живого» общения с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Исходя из этого, базовыми основами оформления ландшафта для дошкольников должны стать следующие принципы:
- принцип социо-эмоционального развития ребенка средствами природы, направленный на формирование у детей навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействия с природным окружением;
- принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы;
- принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка, предполагающий развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм ее предметов и объектов;
- принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка;
- принцип формирования экологически грамотного природопользования, предполагающий становление у детей навыков рационального природопользования и экологически грамотного поведения в природе;
- принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении, дальнейшем содержании и уходе за ним, позволяющий формировать у каждого малыша ценностного, субъектного отношения к каждому живому объекту.
Как считает С.Н.Николаева [5], четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта позволит детям увидеть и осознать неразрывную связь живых организмов с внешней средой; морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания; появление нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой. Другими слова, только грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит ценностное отношение ко всему живому.
Как часть эколого-развивающего пространства, с нашей точки зрения, можно рассматривать попытку современных педагогов активно интегрировать разные виды детской деятельности, обогащая и насыщая их при этом экологическим содержанием.
И, несомненно, значимым направлением в экологической работе с детьми является повышение экологической компетентности и грамотности взрослых (как родителей, так и педагогов). Семья и дошкольное учреждение, несмотря на различие своих воспитательных функций, – два очень важных социальных института, определяющих и логику, и направление (векторы) развития ребенка. Если в дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, то «семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» (В.А.Сухомлинский [8, с. 55]).
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет работу по формированию экологического сознания как на занятиях, так и в повседневной жизни: детей (на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям). Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими знаниями и умениями во многом зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению и тем задачам, которые оно решает. Более того, примером для формирования у детей основ экологической культуры, несомненно, является поведение родителей, а потому воспитание в детях положительного отношения к природе возможно лишь тогда, когда родители сами обладают этой экологической культурой. «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму», – писал В.Г.Белинский [2, с. 175].
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души».
Следуя этим поэтическим словам Н.Луконина, главный результат экологической работы с детьми можно определить как усвоение ребенком вечных человеческих ценностей – милосердия, сострадания, стремления к добру и неприятию зла.
Полагаем, что именно интегративный подход к реализации всех выше обозначенных нами направлений экологической работы с детьми дошкольного возраста позволит обеспечить ее эффективность, в том числе и в плане реализации ориентиров на развитие духовности и нравственного здоровья, отмеченных в национальном проекте «Десятилетие детства».zdaeq3
Библиографический список
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Белинский В.Г. Избранные статьи. – М.: Детская литература, 1972. – 223 с.
- Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Наука, 1959. – 539 с.
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 256 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н.Джибладзе; сост. А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. – 656 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Том 1. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
- Shevchenko A.I., Vinokurova N.F., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2017. – №8. – Р. 20-30.