Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) – оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.
По мнению С.П. Евсеева, «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных лицом с ограниченными возможностями во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» [1, с. 42]. Из этого определения вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция, оздоровительно-восстановительная, развивающая, воспитательная.
Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентиры на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную. Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом [2].
Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения. Основные средства адаптивной двигательной рекреации – это виды физических упражнений, не вызывающие чрезмерных напряжений (дартс, боулинг, бильярд, бочча, элементы танцев, аэробики, шейпинга, сюжетные и подвижные игры, плавание, гидроаэробика, игры на воде, спортивные и подвижные развлечения и др.) Проведение занятий на открытом воздухе, в бассейне, с использованием музыкального сопровождения, это важные условия эффективной адаптивной двигательной рекреации (АДР). [3].
Основными формами занятий физическими упражнениями в рекреации являются гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, теннис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард), занятия в оздоровительных клубах, центрах, санаториях и т.п. а так же самодеятельные формы организации активного досуга. Также сюда относится комплектование групп по интересам, семейная адаптивная двигательная рекреация, адаптивная двигательная рекреация в группах, объединяющих здоровых людей и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. [4].
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г. Кемерово относится к учреждениям, в которых адаптивная двигательная рекреация выступает в качестве дополнительного направления деятельности, где основными является адаптивное физическое воспитание, физическая реабилитация и др. В школе основными средствами АДР являются: динамические паузы, прогулки, дартц, настольный теннис, элементы танцев, сюжетные и подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам (пионербол, баскетбол), плавание, игры на воде, спортивные и подвижные развлечения и др.
Наши ребята очень тесно сотрудничают с попечителями, Северо – Кузбасской энергетической компанией (ОАО «СКЭК»). Мы проводим совместные мероприятия экологической и оздоровительной направленности не только на территории нашей школы, но и выезжаем на территории организаций ОАО «СКЭК». Например, ежегодный спортивный праздник «Мой веселый звонкий мяч» проходит в спортивном зале АО «Кемвод». Мы проводим эстафеты с различными мячами: футбольными, волейбольными, теннисными, массажными, фитоболами различного размера. Каждую осень наши попечители приглашают детей на турбазу «Березовый уют». Ребята гуляют в лесу у прекрасного озера, дышат свежим лесным воздухом, играют на спортивных и игровых площадках, участвуют в развлекательных играх и соревнованиях, дискотеке. Это помогает преодолевать психологические комплексы (неуверенности, отчужденности).
Участие в областных соревнованиях по боулингу среди людей с ограниченными возможностями здоровья, в которых принимают участие спортсмены разных возрастных категорий, позволяет ребятам поверить в свои силы, расширяет круг общения. Городская спартакиада среди воспитанников детских домов, учреждений интернатного типа и общеобразовательных школ психолого-педагогической поддержки и смена летнего лагеря совместно со здоровыми детьми позволяют детям с ограниченными возможностями легче социализироваться и овладеть коммуникативными навыками. Квест «Искатели сокровищ», который проводится на территории школы, настолько понравился ученикам, что стал традиционным мероприятием. Квест представляет собой соревнования по ориентированию с использованием карты-схемы школьного двора. Ребята ищут спрятанный клад. Также проводятся семейные рекреационные мероприятия на базе клуба по месту жительства Ленинского района, в которых участвуют родители совместно с детьми.
Все рекреационные мероприятия обеспечивают активный отдых ребятам и приобщают к здоровому образу жизни. Проведение занятий на открытом воздухе, в бассейне, с использованием музыкального сопровождения является неотъемлемой частью организации адаптивной двигательной рекреации обучающихся в школе детей.
Библиографический список
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000.
- Пономарев Н. И. Физическая культура – элемент культуры общества и человека. СПб.,1996.
- Адаптивная двигательная рекреация. URL:https://lektsii.org/8-43224.html (дата обращения: 19.10.2018).
- Организация адаптивной двигательной рекреации; StudFils Файловый архив студентов. ГЦОЛИФК. URL: https://studfiles.net/preview/2898814/page:26 (дата обращения: 19.10.2018).