УДК 376; 376.2

АДАПТИВНАЯ РЕКРЕАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Курасова Татьяна Геннадьевна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»
г. Кемерово, учитель физической культуры

Аннотация
В этой статье мы предлагаем педагогам, работающим в школах и интернатах, обучающих детей с поражением опорно-двигательного аппарата, познакомиться с формами рекреативной деятельности, которые развивают у обучающихся коммуникативные компетенции, помогают адаптироваться в социуме. Надеемся, что наш опыт работы будет полезен тем учреждениям, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья или реализуют инклюзивное образование.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Курасова Т.Г. Адаптивная рекреация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/11/25277 (дата обращения: 14.11.2018).

Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) – оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.

По мнению С.П. Евсеева, «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных лицом с ограниченными возможностями во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» [1, с. 42]. Из этого определения вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция, оздоровительно-восстановительная,  развивающая,  воспитательная.

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентиры на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную. Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом [2].

Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения. Основные средства адаптивной двигательной рекреации – это виды физических упражнений, не вызывающие чрезмерных напряжений (дартс, боулинг, бильярд, бочча, элементы танцев, аэробики, шейпинга, сюжет­ные и подвижные игры, плавание, гидроаэробика, игры на воде, спортивные и подвижные развлечения и др.) Проведение занятий на открытом воздухе, в бассейне, с использованием музыкального сопровождения, это важные условия эффективной адаптивной двигательной рекреации (АДР). [3].

Основными формами занятий физическими упражнениями в рекреации являются  гигиеническая  гимнастика, шейпинг, аэробика,           прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, теннис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард), занятия в  оздоровительных клубах, центрах, санаториях и т.п. а так же самодеятельные формы организации активного досуга. Также сюда относится комплектование групп по интересам, семейная адаптивная двигательная рекреация, адаптивная двигательная рекреация в группах, объеди­няющих здоровых людей и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инва­лидов. [4].

МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г. Кемерово относится к учреждениям, в которых адаптивная двигательная рекреация выступает в качестве дополнительного направления деятель­ности, где основными является адаптивное физическое воспитание, физическая реабилитация и др. В школе основными средствами АДР  являются:  динамические паузы, прогулки, дартц, настольный теннис, элементы танцев, сюжет­ные и подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам (пионербол, баскетбол),  плавание, игры на воде, спортивные и подвижные развлечения и др.

Наши ребята очень тесно сотрудничают с попечителями, Северо – Кузбасской энергетической компанией (ОАО «СКЭК»). Мы проводим совместные мероприятия экологической и  оздоровительной направленности не только на территории нашей школы, но и выезжаем на территории организаций ОАО «СКЭК». Например, ежегодный спортивный праздник «Мой веселый звонкий мяч» проходит в спортивном зале АО «Кемвод». Мы проводим эстафеты с различными мячами: футбольными, волейбольными, теннисными, массажными, фитоболами различного размера. Каждую осень наши попечители приглашают детей на турбазу «Березовый уют». Ребята гуляют в лесу у прекрасного озера, дышат свежим лесным воздухом, играют на спортивных и игровых площадках, участвуют в развлекательных играх и соревнованиях, дискотеке. Это помогает преодолевать  психологические комплексы (неуверенности, отчужденности).

Участие в областных соревнованиях по боулингу среди людей с ограниченными возможностями здоровья, в которых принимают участие спортсмены разных возрастных категорий, позволяет ребятам поверить в свои силы, расширяет круг общения. Городская спартакиада среди воспитанников детских домов, учреждений интернатного типа и общеобразовательных школ психолого-педагогической поддержки и смена летнего лагеря совместно со здоровыми детьми позволяют детям с ограниченными возможностями легче социализироваться и овладеть коммуникативными навыками. Квест «Искатели сокровищ», который проводится на территории школы, настолько понравился ученикам, что стал традиционным мероприятием. Квест представляет собой соревнования по ориентированию с использованием карты-схемы школьного двора. Ребята ищут спрятанный клад. Также проводятся семейные рекреационные мероприятия на базе клуба по месту жительства Ленинского района, в которых участвуют родители совместно с детьми.

Все рекреационные мероприятия обеспечивают активный отдых ребятам и приобщают к здоровому образу жизни. Проведение занятий на открытом воздухе, в бассейне, с использованием музыкального сопровождения  является неотъемлемой частью организации адаптивной двигательной рекреации обучающихся в школе детей.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В.  Адаптивная физическая культура. М., 2000.
  2. Пономарев Н. И.  Физическая культура – элемент культуры общества и человека. СПб.,1996.
  3. Адаптивная двигательная рекреация. URL:https://lektsii.org/8-43224.html (дата обращения: 19.10.2018).
  4. Организация адаптивной двигательной рекреации; StudFils Файловый архив студентов. ГЦОЛИФК.  URL: https://studfiles.net/preview/2898814/page:26 (дата обращения: 19.10.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курасова Татьяна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация