УДК 34

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН К ВЫПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ СОВЕТА РЫНКА И ОРГАНИЗАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

Шапуро Владислав Валерьевич1, Овчинников Никита Владимирович1
1Смоленский государственный университет

Аннотация
За период с 2016 года по сегодняшний день в сфере энергетики было создано более 40 блокчейн-проектов, над стартапами по использованию смарт-контрактов работает 120 энергетических компаний во многих странах мира.
Несмотря на активный и идейный, быстро развивающийся рынок электроэнергетических стартапов, все же существуют некоторые проблемы по внедрению блокчейна в жизнь потребителей.
Цель работы - определить, насколько применение блокчейна обеспечивает безопасность деятельности ФАС и ее взаимодействие с органами и организациями.
Задачи работы:
1) изучение понятия «блокчейн»;
2) изучение текущего состояния блокчейна в деятельности ФАС;
3) определение целесообразности внедрения блокчейна в деятельности ФАС.
Данная работа состоит из двух глав. Первая - теоретическая. В ней будет исследовано понятие блокчейн, какие связанные с ним проблемы поднимаются на теоретическом уровне, где технология может быть применена. Вторая - проектная. В ней будет проведен анализ того, насколько применение блокчейна обеспечивает безопасность деятельности ФАС.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Шапуро В.В., Овчинников Н.В. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/06/25126 (дата обращения: 29.06.2018).

Введение

За период с 2016 года по сегодняшний день в сфере энергетики было создано более 40 блокчейн-проектов, над стартапами по использованию смарт-контрактов работает 120 энергетических компаний во многих странах мира.

Несмотря на активный и идейный, быстро развивающийся рынок электроэнергетических стартапов, все же существуют некоторые проблемы по внедрению блокчейна в жизнь потребителей.

Цель работы – определить, насколько применение блокчейна обеспечивает безопасность деятельности ФАС и ее взаимодействие с органами и организациями.

Задачи работы:

1) изучение понятия «блокчейн»;

2) изучение текущего состояния блокчейна в деятельности ФАС;

3) определение целесообразности внедрения блокчейна в деятельности ФАС.

Данная работа состоит из двух глав. Первая – теоретическая. В ней будет исследовано понятие блокчейн, какие связанные с ним проблемы поднимаются на теоретическом уровне, где технология может быть применена. Вторая – проектная. В ней будет проведен анализ того, насколько применение блокчейна обеспечивает безопасность деятельности ФАС.

1. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности)

В Российской Федерации идет постоянное совершенствование информационных технологий, улучшение законодательной базы в области межведомственного информационного взаимодействия, внедряются новые технологии и Федеральная антимонопольная служба РФ здесь не исключение.

В соответствии с Приказом ФАС России от 26.06.2012 N 418 “Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности)”(Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2012 N 25243) установлена:

Предметом государственного контроля является соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации советом рынка и организациями коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности).

ТАБЛИЦА 1 – БЛОК-СХЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ СОВЕТА РЫНКА И ОРГАНИЗАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

Для реализации указанного процесса требуется оптимизация и быстрота, однако существует ряд проблемных вопросов.

Одним из наиболее значимых препятствий является недостаточность технического обеспечения в ведомствах. Действительно, технологии постоянно развиваются и совершенствуются, но эти показатели не являются достаточными для осуществления бесперебойного эффективного взаимодействия. В Российской Федерации (далее – РФ) технологическая платформа для налаживания взаимодействия по согласованию и контролю посредством “единого окна” наиболее развита, хотя все же еще не подготовлена до конца.

При изучении данного проблемного вопроса становится ясно, что необходимо создать основополагающие правовые рамки, включая принятие законов о сохранении тайны и правил, обеспечивающие конфиденциальность и безопасность при обмене информацией.

Следующий наиболее явный барьер при осуществлении указанного информационного взаимодействия посредством технологии “единое окно” – нормативная несогласованность.

Очень трудно охватить всю сферу действия антимонопольного органа, обеспечить необходимыми каналами взаимодействия все направления.

Проанализировав данные проблемные вопросы, было установлено, что необходимо предложить возможные пути совершенствования технологии “единое окно” и рассмотреть перспективы ее развития.

Наиболее целесообразной отправной точкой на пути такого совершенствования может стать построение технологии “единого окна” на актуальной сегодня платформе «блокчейн» (Blockchain).

Блокчейн (транслитерация от англ. blockchain – цепочка блоков) представляет собой одну из наиболее обсуждаемых технологий последних лет. Причем дискуссии о перспективах ее применения уже вышли за рамки технических и коммерческих кругов и стали предметом рассмотрения на государственном уровне. Так, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития России рассмотреть возможность применения технологии блокчейн при разработке программы “Цифровая экономика”. Банк России инициировал создание консорциума для изучения и продвижения блокчейна на банковском рынке. Весьма пристальное внимание проблематике блокчейна уделяется и на различных дискуссионных площадках, среди которых следует особо выделить Петербургский международный юридический форум, где данная тема уже второй год подряд рассматривается в рамках различных круглых столов. Все это обусловливает необходимость в более пристальном рассмотрении перспектив применения данной технологии в контексте действующего российского законодательства, в том числе в разрезе использования так называемых смарт-контрактов, которые являются одним из наиболее перспективных и в то же время противоречивых с правовой точки зрения направлений применения данной технологии.

В самом общем виде блокчейн представляет собой децентрализованную распределенную базу данных (“учетную книгу”) обо всех подтвержденных трансакциях, совершенных в отношении определенного актива, в основе функционирования которой лежат криптографические алгоритмы. Преимуществами блокчейна выступают его: 1) децентрализация, которая минимизирует риски отказа работы в случае выхода из строя отдельной системы; 2) повышенная степень безопасности за счет использования средств криптографии при осуществлении каждой трансакции; 3) невозможность изменения данных блокчейна задним числом; 4) оперативность за счет автоматизированного обмена данными, в котором отсутствует человеческий фактор; 5) прозрачность, поскольку все действия в рамках блокчейна документируются и доступны для ознакомления всем участникам системы. Все это создает беспрецедентные условия для высокого уровня доверия к данным блокчейна со стороны заинтересованных лиц. Во многом оно обеспечивается за счет используемых криптографических алгоритмов и системы консенсуса.

Применяемая при создании блоков (записей о совершенных трансакциях) технология асимметричного шифрования предотвращает возможные манипуляции данными блокчейна, “увековечивая” тем самым каждую произведенную трансакцию. Технически это достигается при помощи последовательного шифрования данных о каждой трансакции. Любой заносимой в блок записи о трансакции присваивается криптографический идентификатор (хэш), создаваемый по результатам выполнения сложной математической операции по его вычислению (proof of work) особым участником системы (майнером) и последующего подтверждения данного результата большинством участников системы (нодов). Впоследствии хэш такой трансакции добавляется в заголовок записи о следующей трансакции и т.д., в результате чего хэш трансакции на вершине цепочки содержит зашифрованные данные обо всех предыдущих операциях, записанных в блоке. Как следствие, вмешаться и изменить уже внесенную в блокчейн трансакцию нельзя, так как это скомпрометирует всю цепочку и будет отвергнуто системой. Таким образом, всегда можно определить, кому и в какой момент времени принадлежит конкретный актив, и существует единая для всех версия правды относительно его принадлежности, которая не может быть пересмотрена по инициативе какого-либо пользователя или посредника. Не подтвержденная большинством участников системы трансакция будет отвергнута и не станет частью блокчейна, в связи с чем данную систему иногда именуют системой, основанной на консенсусе (consensus-based system). Указанные качества придают блокчейну свойство доверенной среды для не доверяющих друг другу лиц (trustless trust) [2, с. 103].

Технические детали функционирования блокчейна весьма непросты для понимания обычного человека, в частности юриста, однако для формирования представления о перспективах правового регулирования отношений, связанных с его использованием, целесообразно выделить две основные разновидности блокчейна: публичный и частный.

Публичный блокчейн не предполагает ограничений по доступу в систему: каждое лицо имеет возможность присоединиться к ней, установив соответствующее программное обеспечение, и совершать соответствующие трансакции. В рамках публичного блокчейна все обладают равными правами по доступу к его сведениям, отсутствует администратор или оператор системы с наличием особых прав, например по изменению данных в нем. Классическим примером такого рода блокчейна является платежная система “Биткоин”.

Частный блокчейн представляет собой закрытую информационную систему, доступ к которой регламентируется определенным лицом (администратором), распределяющим среди участников права по доступу и внесению изменений в отношении данных блокчейна. Частный блокчейн может быть создан в рамках отдельной организации или консорциума организаций и адаптирован к потребностям такого рода организаций.

Реалистично смотря на вещи, следует признать, что только частный блокчейн имеет перспективы быть органично имплементированным в систему правового регулирования, правда, при условии как минимум частичной утраты тех преимуществ, которые есть у публичного блокчейна.

Процесс шифрования, известный как хеширование, выполняется большим количеством разных компьютеров, работающих в одной сети. Если в результате их расчетов все они получают одинаковый результат, то блоку присваивается уникальная цифровая сигнатура (подпись). Как только реестр будет обновлен и образован новый блок, он уже больше не может быть изменен. Таким образом подделать его невозможно. К нему необходимо только добавлять новые записи. Важно учесть то, что реестр обновляется на всех компьютерах в сети одновременно.

Распределенная природа баз данных blockchain особенна тем, что она делает взлом хакерами практически невозможным, поскольку для этого нужно было бы одновременно получить доступ к копиям базы данных на всех компьютерах в сети. Технология также позволяет обезопасить личные данные, так как процесс хеширования необратим. Если даже оригинальный документ или транзакция будут в дальнейшем изменены, то в результате они получат другую цифровую подпись, что сигнализирует о несоответствии в системе.

В октябре 2016 года ФАС совместно со Сбербанком запустила проект по обмену документами, основываясь на технологиях blockchain. Эта система получила название Digital Ecosystem. Помимо Сбербанка, участие в проекте приняли такие организации, как Аэрофлот, “Русский Уголь”, “ФортеИнвест”. Как утверждают представители ФАС, внедрение Digital Ecosystem позволит ускорить процесс передачи информации и документов между организациями, сократить количество дублируемой информации, сократить затраты человеческих ресурсов и временные затраты, а также повысить открытость передаваемой информации. Эти функции на данный момент активно выполняются с помощью облачных средств хранения и распространения данных. Главным недостатком облачного подхода является то, что вся информация централизована у одного провайдера. Преимущество Digital Ecosystem в данном вопросе – факт того, что информация хранится у всех партнеров, что позволяет достичь доверия не только к системе, но и между бизнесом и государством [3, с. 26].

По словам Андрея Цариковского, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, организация может ослабить контроль за компаниями и учреждениями по мере внедрения технологии блокчейна.

Это предположение он высказал в рамках бизнес-бранча «Блокчейн для банковской сферы», организованного ИД «Коммерсант» при поддержке кластера информационных технологий фонда «Сколково».

«Это очень хорошее направление. Возможно, оно будет способствовать тому, что в будущем деятельность нашего контрольно-надзорного органа сведётся единственно к работе руководителей, подтверждающих действие организации электронной подписью. Все остальное будет делаться без нашего участия, – сказал Цариковский. – В идеальной системе контроля, каждая транзакция представлена контролеру. Однако, в этом нет необходимости и это нереально. При отсутствии некой искусственной контролирующей силы, все сами следят за соблюдением правил игры. Система на основе блокчейна может послужить доказательством этого».

В итоге не удивительно, что первое слово после стартовой дискуссии было предоставлено представителю государственной структуры – Федеральной антимонопольной службы – в лице ее статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского, который сравнил хранилище на базе блокчейн со “стеклянным сейфом”. Видно, что именно там находится, кто к этому всему прикасается, но изъять или изменить документы без огласки невозможно.

Трудность в работе ФАС, по его словам, кроется “во взаимном недоверии: часто куда-то все пропадает, теряется информация, поэтому мы стали создавать многоступенчатую систему, основываясь на нескольких стадиях. Первый этап – это электронный документооборот между ФАС, Сбербанком и хозяйствующими субъектами, второй – создающий этот самый документооборот блокчейн”.

В итоге ведомство просто выбрало ту технологию, которая существует на данный момент, достаточно хорошо разработана и наиболее ему подходит по эффективности.

“Вектор очень хороший, я мечтаю, что наш контрольно-надзорный орган дойдет только до наличия в нем его руководителя, который будет электронной подписью подтверждать наши действия, все остальное будет делаться без нашего участия. Идеальная система контроля, чтобы каждая транзакция была представлена контролеру, но это нереально и не нужно. Когда уходит некая искусственная контролирующая сила, все сами следят за соблюдением правил игры. Система блокчейна может ответить на этот вопрос”, – сказал Андрей Цариковский. При этом присутствовавшие в зале банкиры невольно подумали о возможности переноса этого опыта в надзорные структуры ЦБ.

Заместитель руководителя ФАС считает, что для внедрения и дальнейшего применения технологии блокчейна внесения кардинальных изменений в действующее законодательство не требуется.

Технология «блокчейн» позволит усовершенствовать организацию построения технологии «единое окно».

Во-первых, это сокращение затрат на бюрократический аппарат. Распределенный реестр для государственных функций позволит уйти от ведомственной монополии на информационные ресурсы и реализовать механизм “единого окна”.

Во-вторых, это снижение коррупции. Блокчейн позволит обеспечить достоверность данных.

В-третьих, это обеспечение безопасности. На блокчейне возможно обеспечить механизм прослеживаемости. С одной стороны, это, конечно, даст возможность контроля товарных потоков и, соответственно, реализации различных государственных политик, но, с другой стороны, это даст потребителям уверенность в качестве и безопасности товаров, а бизнесу – возможность равной конкуренции.

Блокчейн в перспективе позволит уйти от таких процедур, как декларирование, в том числе налоговое и таможенное, которые, по сути, обременяют бизнес. Блокчейн трансформирует сертификацию и лицензирование, даже позволит полностью от них отказаться. При этом доверие граждан, бизнеса и власти будет взаимным и высоким. Блокчейн – это прежде всего технология обеспечения доверия [4, с. 88].

Таким образом, рассмотрев инструмент «блокчейн», можно сделать вывод, что эта технология может стать весьма благоприятной почвой для построения технологии “единого окна” с целью налаживания межведомственного информационно-технического взаимодействия.

Стоит ли россиянам ожидать появления блокчейнов в сфере энергетики в скором времени? Откровенно говоря, вряд ли. На данный момент развитие этой технологии даже в сфере финансов в России идет медленно. Что же касается энергетики, то сейчас единственным «сподвижником» здесь стала компания Qiwi, которая ведет переговоры с «Таврида электрик», группой производственных и научно-исследовательских предприятий, которые специализируются на разработке и серийном производстве вакуумного коммутационного оборудования и аппаратуры. «Работа в этом направлении начнется с создания рабочей группы совместно с компанией Qiwi, которая является одним из пионеров на финансовом рынке именно по внедрению такого рода технологий», – говорит Дмитрий Песков, глава направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. Он также добавляет, что в России потребуется не менее пяти лет для перехода блокчейна на уровень полноценных проектов. «По оценке специалистов, для превращения блокчейна в саморегулируемые организации, накопления цифровых активов и прочее потребуется не менее пяти лет. В ближайшие годы в России мы увидим первый пилотный проект на блокчейне с точки зрения его использования как цифрового реестра. Более сложные вещи – сделки, умные контракты… до таких моделей нам еще 5‑7‑10 лет», – отмечает господин Песков.

В то же время многие эксперты признают, что пока попытки найти применение технологии блокчейн в энергетике кажутся некой модой. Никаких ощутимых выгод на сегодняшний день это не приносит, особенно в России с ее централизованной энергосистемой. И пока энергия в России будет вырабатываться в своем большинстве на центральных электростанциях, идея блокчейнов будет оставаться в лучшем случае нишевым решением.

Заключение

Глобальный спрос на энергию находится на рекордно высоком уровне, и стареющие энергосистемы постоянно борются за удовлетворение спроса. К счастью, технология блокчейн в энергетике способна помочь.

В частности, для повышения эффективности сетевой инфраструктуры до конца 2018 года постановлением Правительства РФ будут созданы условия для реализации эксперимента по внедрению в практику технологии распределенных реестров (блокчейн) на основе сбора и обработки данных по энергопотреблению на розничных рынках, а к февралю 2019 года – пилотного проекта по повышению качества электроснабжения потребителей за счет внедрения новых технологий и оптимизации деятельности сетевых организаций. Помимо этого, документом предусмотрены меры по повышению надежности и качества функционирования энергоустановок благодаря внедрению четких критериев эффективности, а также механизма возврата средств инвесторам, использующим новые технологии. В 2021 году на основе данных экспериментов будут определены общие условия использования технологии блокчейн и смарт-контрактов для мониторинга потребления электроэнергии, ведения интеллектуального учёта электроснабжения и расчетов между участниками.

В целях развития рынка интеллектуальной распределенной энергетики к сентябрю 2018 году будут отобраны площадки для реализации пилотных проектов по интеграции в общую энергосистему активных энергетических комплексов и агрегаторов энергоресурсов. К ноябрю 2019 года будет установлен порядок функционирования в электроэнергетике систем хранения электрической энергии. В 2020 году с учетом опыта реализации пилотных проектов должны быть определены общие условия участия таких предприятий в обращении электроэнергии и их взаимодействия с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Просто и доступно о blockchain. Что это и как работает. URL: https://golos.io (дата обращения: 11.05.2018).
  2. Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. 2017. N 5. С. 94 – 117.
  3. Садчиков А. Блокчейн не то, что кажется [Интервью с К. Корищенко] // Банковское обозрение. 2018. N 2. С. 25 – 27.
  4. Ференец В. Блокчейн: кому нужен “стеклянный сейф”? // Банковское обозрение. 2017. N 3. С. 88 – 89.
  5. Что такое биткоин? URL: https://coinspot.io (дата обращения: 11.05.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шапуро Владислав Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация