УДК 353

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ, ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Нагуманова Ольга Мунировна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В статье были рассмотрены три методики по оценки программ, проектов развития территорий., две из которых были разработаны и применены в Российской Федерации и одна — в Великобритании.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Нагуманова О.М. Методики оценки программ, проектов развития территорий // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/05/24974 (дата обращения: 07.06.2018).

В п. 15 Постановления Правительства РФ № 588 от 02.08.2010 г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» указано: «Оценка планируемой эффективности государственной программы … осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации». В п.16 уточняется, что «обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки» [5].

С началом административной реформы в России в 2003 году, в основе которой лежит концепция «New public management» (NPM) – ей соответствуют понятия «бюджетирование, ориентированное на результат», «аутсорсинг государственных услуг», «частно-государственное партнерство» и т.п. – началось внедрение различных оценок в государственном управлении. а сегодняшний день в РФ в той или иной степени получили внедрение практически все элементы оценивания [7]:

– оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ;

– оценка регулирующего воздействия;

– бюджетирование, ориентированное на результат;

– оценка государственных программ.

Еще в ходе первой административной реформы был декларирован переход к так называемому «управлению по результатам», предполагавшему жесткую связь целей и затрат на их достижение во всех структурных подразделениях органов исполнительной власти [4]. Это в свою очередь означало овладение программно-проектными технологиями и их постоянное использование в процессе государственного (федерального и регионального) и муниципального управления, следовательно, постоянную оценку результативности принимаемых программных решений [6]. К сожалению, эти намерения, подтвержденные примерами существовавшей в то время зарубежной практики такого подхода к организации государственного управления, по мере спада интереса к наиболее сложным новациям административной реформы, не были реализованы в должной мере.

Степень внедрения разнится по регионам (по времени, по комплексности), и в целом пока нет общего представления о развитии и функционировании системы оценивания в России. Зарубежный опыт внедрения оценивания имеет богатую историю, наиболее активно процессы оценок развиваются в США, Великобритании, Германии, в некоторых странах ЕС (Италия, Германия) эти процессы играют важную роль и на региональном уровне.

В ходе данной работы мною были оценены три методики по оценки программ, проектов развития территорий., две из которых были разработаны и применены в Российской Федерации и одна — в Великобритании

1. Методика оценки результативности стратегического планирования [1].

Краткая характеристика:

Методика состоит из трех глав и восьми приложений. В главе первой показаны общие положения, указывается, что:

Оценка должна быть:

  • аналитической,
  • систематической,
  • надежной,
  • ориентированной на результат,
  • полезной заказчику.

Приводятся различия оценки и мониторинга, указывается, что настоящая методика позволяет оценить:

  1. процесс стратегического планирования и систему стратегического партнерства;
  2. непосредственный результат стратегического планирования – стратегический план (содержание и форма);
  3. конечные результаты стратегического планирования – улучшения в экономике и качестве жизни населения города, происходящие вследствие реализации стратегического плана.

Использование данной методики для проведения оценки в нескольких городах, позволяет решить две задачи:

  • выявить типичные ошибки или недоработки, возникающие в процессе стратегического планирования в городах;
  • выявить города, обладающие передовым опытом в том или ином элементе стратегического планирования.

В настоящей методике оценка результативности стратегического планирования определяется как вектор из четырех оценок следующих составляющих:

  1. процесс стратегического планирования и система стратегического партнерства;
  2. содержание стратегического плана;
  3. оформление и продвижение стратегического плана;
  4. результаты процесса стратегического планирования и реализации стратегического плана.

Глава 2. Описание методики оценки качества стратегического
планирования описывает инструментарий, форму отчета и требования к экспертам [1].

По итогам оценки эксперт представляет отчет, который содержит следующие сведения:

  • где, когда, кем и как проводилась оценка;
  • списки материалов, использованных для оценки, их краткая характеристика;
  • заполненный оценочный лист с комментариями;
  • общие выводы.

Для оценки могут привлекаться квалифицированные специалисты, имеющие опыт консультирования местных властей по проблемам социально-экономического развития и управления. Если оценка проводится несколькими экспертами в различных городах, то для обеспечения единства подходов и критериев оценки необходим инструктаж в форме однодневного семинара [2].

Проведение оценки требует 2-3 полных рабочих дней для подготовки к визиту в город и предварительного изучения документов, 2-3 дней работы эксперта в городе, включая проведение интервью и изучение документов на месте и 1-2 дня для подготовки отчета и итоговых рекомендаций.

Глава 3 описывает сам регламент и рекомендации по проведении оценки и заполнения отчета.

Вывод: Данная методика оценивала стратегическое планирование муниципальных структур и выявила прежде всего большие различия между самими муниципалитетами в ведении программ развития территорий. Оценка также показала, что ввод унифицированного плана стратегического развития территории невозможен в виду существенных различий в экономическом, географическом и социальном плане данных город России.

Все запланированные методикой мероприятия и были запротоколированные.

Фактические результаты программы все же отличались от целей, хотя и указывалась, что цель подразумевала общую оценка, однако фактически главный упор оценки был сделан на содержании стратегических программ муниципалитета.

2.  “Институт экономики города” осуществлял проект “Разработка и внедрение методики оценки в практику управления социально экономическим развитием городов”. 2002 — 2003 год.

Краткая характеристика:

Проект Института экономики города стал одним из первых масштабных проектов, по внешней оценке, среднесрочных программ городского развития в России. Он является во многом экспериментальным, значение его результатов велико как для заказчиков, так и для исполнителей, и потому он не ограничивается собственно оценкой городских программ.

Перед оценщиками ставились более широкие задачи:

— разработать методику оценки управленческих решений в области муниципального социально экономического развития на примере программ городского развития, применить известные в сообществе оценщиков общие методические подходы к муниципальному управлению и развитию, а также адаптировать их к особенностям развития современного российского города;

— оценить на основе разработанной методики несколько программ социально экономического развития и целевых программ, реализуемых в пилотных городах;

— обучить теории и практике оценочной деятельности специалистов органов местного самоуправления, создавая экспертные группы оценщиков с их участием и привлекая их к оценке пилотных программ.

Практика применения:

Эти программы были разработаны в Кунгуре (Пермская область), Городце (Нижегородская область) и Междуреченске (Кемеровская область). Почему остановились именно на этих городах? Потому что их администрации обладали опытом разработки социально экономических программ, применяли и совершенствовали систему планирования городского развития, а также имели способность и желание осваивать и самостоятельно применять на практике методику оценки.

Результаты по городу Междуреченск. Основные выводы оценки.

Программа, безусловно, оказывает благоприятное воздействие на социальный климат в среде малоимущих категорий горожан, поскольку основные категории благо получателей программы —пенсионеры, ветераны войны и дети из малообеспеченных семей. Качество предоставления социальных услуг в Междуреченске соответствует заявленным в программе обязательствам и остается на высоком уровне. Бюджет Междуреченска является в значительной мере социально ориентированным, что выгодно отличает его от бюджетов соседних шахтерских городов Кемеровской области. Помимо финансовой поддержки благополучателей, программа также способствует улучшению психологического состояния малоимущих слоев населения. Основные рекомендации. Основная рекомендация — повысить адресность предоставления социальных услуг путем сужения целевых групп и улучшения за счет этого качества предоставления услуг. Среди благополучателей программы есть горожане, которые в действительности не нуждаются в некоторых из оказываемых услуг. Отдельный блок рекомендаций касается мер, направленных на повышение эффективности бюджетных затрат на программу, а также увязки в дальнейшем, при разработке годовых целевых программ, планов мероприятий с бюджетным планированием.

3. В Великобритании существует система, которая называется «Best value» (или «Best value regime»), которая была создана в 1999, но ее положения вступили в силу в апреле 2000 года. Этот механизм направлен на контроль процесса реализации и оценку эффективности исполнения программ.

Краткая характеристика.

«Best value regime» подразумевает проведение опроса исполнителей и населения, оценки экспертов. Существует четыре этапа оценивания:

1. анализируется, насколько успешно достигнуты цели;

2. проводятся опросы;

3. сопоставляются полученные выгоды с результатами других провайдеров тех же услуг;

4. оценивается конкурентоспособность предоставленных услуг.

Отличие данной программы от предыдущих в том, что она направлена в первую очередь на диагностику работы муниципальных органов и улучшения их деятельности.

Практика применения.

В Лондоне данная методика была применена еще в 1998 году и частично применяется по сегодняшний день. Результаты оценки показали, что качество стратегического планирования напрямую зависит от слаженности и работы муниципальных служб.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Жихаревич Б.С. (руководитель коллектива), Н.Б. Жунда, к.э.н. И.А. Карелина  Леонтьевский центр при подержки Фонда Евразии территориальное планировани. .[Текст]  Практическое пособие. Том 2. Как оценить качество стратегического планирования, Санкт-Петербург, 2005 год.
  2. Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ, .[Текст]  2005 год, 360 с.
  3. Казанцев Н.М., Бухвальд Е.М., Бахтизин А.Р. и др. Экономико-правовые институты регулирования регионального развития Российской Федерации /Под ред. Н.М. Казанцева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. ЗАО «Гриф и К», .[Текст] 2013. 468 с.
  4. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
  5. Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
  6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (ред. от 02.11.2015) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». СЗ РФ. 22.11.2010. № 47. Ст. 6166.
  8. Федеральный закон от 28 июня 71,0418унции. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». СЗРФ от 30 июня 2014 г. № 26 (часть I) ст. 3378.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нагуманова Ольга Мунировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация