ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ильевская Ольга Юрьевна1, Сахарчук Наталья Юрьевна2
1Кемеровский государственный университет, магистрант кафедры акмеологии и психологии развития
2Кемеровский государственный университет, доцент кафедры акмеологии и психологии развития

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу формирования сбалансированной временной перспективы студентов, занимающихся общественной деятельностью, посредством рефлексивных семинаров. Проведенное исследование позволяет утверждать, что специально разработанная программа рефлексивных семинаров оказала влияние на эффективность формирования содержательных характеристик сбалансированной временной перспективы студентов. Данная проблематика имеет малоизученный характер.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ильевская О.Ю., Сахарчук Н.Ю. Особенности становления временной перспективы личности студентов, занимающихся общественной деятельностью // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/03/24878 (дата обращения: 21.02.2024).

На процесс формирования временной перспективы личности студентов оказывает влияние обучение в вузе, т.к. на сегодняшний день руководство высших учебных заведений стремится выпустить не только грамотных и конкурентоспособных специалистов, владеющих необходимыми знаниями, умениями, навыками и готовых применять их на практике, но и социально-активных личностей, умеющих адаптироваться в любой новой ситуации, расставлять приоритеты, обладающих коммуникативными и лидерскими качествами, навыками рационального распределения собственного времени, навыками самостоятельной постановки целей, определением способов и средств для их достижения и т.д. А этому способствует развитие общественной деятельности в вузе и все большее участие в ней студентов.

Сбалансированная временная перспектива определяется Ф. Зимбардо как оптимальное восприятие времени и характеризуется высокими уровнями таких показателей, как позитивное прошлое, будущее, гедонистическое настоящее и низкими уровнями показателей негативное прошлое и фаталистическое настоящее [1].

Экспериментальную группу формирующего эксперимента становления сбалансированной временной перспективы составили 25 студентов 1-4 курсов Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, занимающихся общественной деятельностью.

На этапе констатирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента были использованы следующие методики для оценки временной перспективы студентов: тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) [2], опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо) [1], методика «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская) [3]. Также был использован метод математической и статистической обработки результатов исследования – критерий Стьюдента для зависимых выборок.

Программа формирования временной перспективы для студентов вуза была составлена на основе анализа полученных результатов констатирующего эксперимента, включала 24 групповых занятия и осуществлялась средствами рефлексивных семинаров, направленных на понижение уровня негативного прошлого и повышение уровня будущего в структуре временной перспективы студентов, повышение показателей смысложизненных ориентаций студентов и определение ощущаемости протекания настоящего, прошедшего и будущего времени студентов.

Результаты, полученные после обработки данных с помощью критерия Стьюдента, показали наличие значимых изменений значений по следующим показателям (Таблица 1).

Таблица 1 – Сравнение средних значений показателей первого и второго замеров в экспериментальной группе с помощью критерия Стьюдента

Показатели

Среднее значение в группе

Уровень значимости различи (p)

До проведения эксперимента

После проведения эксперимента

Негативное прошлое

2,76

2,22

0,00

Фаталистическое настоящее

2,48

2,17

0,01

Цели в жизни

33,84

36,12

0,03

Ощущаемость прошедшего времени

-0,72

2,28

0,00

Ощущаемость будущего времени

2,20

4,16

0,01

По результатам проведения рефлексивных семинаров по опроснику временной перспективы Ф. Зимбардо в экспериментальной группе были выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерам по шкалам «Негативное прошлое» и «Фаталистическое настоящее». По тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерами по шкале «Цели в жизни». По методике «Семантический дифференциал времени» выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерами по шкалам: «Ощущаемость прошедшего времени» и «Ощущаемость будущего времени».

По результатам второго замера, в сравнении с первым, наблюдается повышение большинства представленных показателей, по шкалам «Негативное прошлое», и «Фаталистическое настоящее» получены низкие баллы, что говорит о том, что разработанная нами программа способствует формированию сбалансированной временной перспективы у студентов, занимающихся общественной деятельностью.

Таким образом, содержательные характеристики сбалансированной временной перспективы студентов формируются в процессе общественной деятельности и взаимодействия с социумом. Степень включенности (участие в различных видах общественной деятельности: педагогический отряд, волонтерский отряд, студенческий совет и т.д.) студентов в общественную деятельность в вузе, оказывает влияние на эффективность развития содержательных характеристик сбалансированной временной перспективы. Специально разработанная программа способствует повышению эффективности процесса формирования сбалансированной временной перспективы у студентов.


Библиографический список
  1. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе. М., 2007.
  2. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.
  3. Вассерман, Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009.


Все статьи автора «Ильевская Ольга Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: