ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воробьева Юлия Павловна
Уральский государственный экономический университет
студентка магистратуры

Аннотация
Статья посвящена изучению концепции развития регионального образования, созданию первых государственных образовательных стандартов, и регионального компонента образовательного стандарта. Созданию концепции развития образования, учитывающей особенности современного состояния общества. Рассматриваются характерные черты концепции развития регионального образования и его эффективность.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева Ю.П. Выработка концепции развития регионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/02/24817 (дата обращения: 21.02.2024).

В настоящее время происходит переход к постиндустриальному обществу, который сопровождается трансформацией всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Образование является основой для этих изменений. Одним из ярких примеров этого является появление концепции развития сферы образования в регионах.

Сложившаяся ситуация в стране, в системе образования, новые потребности и возможности населения требуют изыскивать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существенным условиям. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. В свою очередь, изменились и требования к качеству образования, связанные с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностям экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования – освоением образовательных стандартов, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, гражданином страны, семьянином. Новые подходы образования не вписываются в традиционную модель.

Создание концепции развития образования, учитывающей эти особенности современного состояния общества – насущная потребность времени. В данной статье рассмотрим, каким образом осуществляется её выработка.

Концепция в общепринятом, научном понимании — это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов[1].

«Концепция регионального развития – руководящая идея развития региона как части территориального развития, система представлений о стратегических целях и приоритетах региональной политики государства, её важнейших направлениях и средствах реализации целей»[2].

Стратегия – это план действий, разработанный, исходя из реальных возможностей муниципального образования, опирающийся на глубокий анализ прошлых результатов, внешней и внутренней среды, с учётом прогноза их изменения в будущем и направленный на достижении главных целей местного самоуправления и его миссии[3].

Стратегия развития муниципального образования должна базироваться на теории программно – целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения – количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития города.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года. Цель имеет качественный измеритель и должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности её достижения. Практическое значение имеет декомпозиция целей управления муниципального образования по уровням управления.

В качестве глобальной цели I уровня можно принять следующую цель – полное материальное благосостояния и всестороннее развитие личности населения муниципального образования[4].

Глобальная цель II уровня разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности: градостроительная, производственная, агропромышленная, социальная, экономическая и управленческая цели.

В зависимости от характеристики муниципального образования на первый план могут выходить те или иные цели, однако всегда они должны работать в комплексе на общую глобальную цель. Особо следует остановиться на сущности экономической цели, которая состоит, в общем и целом в необходимости соблюдения пропорций планомерного развития муниципального образования на основе максимизации доходов бюджета, роста чистой прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, роста инвестиций, развития рыночных институтов и малого предпринимательства на территории муниципального образования.

Планирование целей целесообразно осуществлять во всех временных горизонтах (25 лет, 10 лет, 5 лет, 1 год) с использованием трёх основных методов планирования: директивное планирование («сверху»), индивидуальное планирование («снизу»), комбинированное («сверху – вниз»). Методика программно  – целевого управления позволяет проводить декомпозицию глобальных целей муниципального образования до конкретных критериев качества жизни населения (около 100 критериев). Исходными данными для формирования целей являются[5]:

- социально-экономическое положение региона;

- общая схема декомпозиции целей развития;

- схема классификации стратегических целей развития;

- схема взаимосвязи методов планирования региона;

- классификация целей организации;

- схема декомпозиции целей человека;

- схемы классификации критериев эффективности по методам планирования.

Муниципальное образование как объект управления имеет свои специфические особенности, которые определяются тем, какая территория и населенные пункты входят в его состав.

В целом разработку стратегии развития муниципальных образований можно определить как особый вид работы, состоящей в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе.

Рассматривая особенности концепции развития региона в целом как особого вида планирования, можно отметить такие его характерные черты как:

- устремленность в средне – и долгосрочную перспективу;

- ориентация на решение ключевых для планируемой системы целей, от достижения которых зависит выживание и прогресс;

- обязательное сбалансирование целей стратегического плана с объёмом и структурой ресурсов;

- учёт всех позитивных и негативных факторов развития планируемой системы таким образом, чтобы мероприятия концепции усиливали влияние позитивных факторов и ослабляли воздействие негативных моментов;

- предвидение изменений внешней и внутренней среды планируемого объекта с целью приспособления к ним развития объекта.

Особенности концепции развития территорий по сравнению с другими видами планирования могут быть отмечены по целому ряду параметров: сроки действия; административный статус; объект планирования и широта его охвата; методы разработки (эксперты или практики); способы обеспечения реализации; мониторинг выполнения; механизм осуществления необходимых корректировок.

Среди важнейших особенностей планирования развития региона необходимо отметить следующее: концепция развития региона носит рекомендательный характер; процесс разработки осуществляется демократически, то есть в него вовлекаются все заинтересованные целевые группы, и он ведётся в форме обсуждений, согласований, в нём участвуют и население, и предприятия, и представители бизнеса и общественности. При разработке концепции преобладают практические подходы с использованием элементов научных исследований, анализов, обобщений.  Концепция развития публикуется в доступной для всех горожан форме, с диаграммами, схемами. Она охватывает, только лишь основные важнейшие цели и направления развития региона. Охватываемый период может быть различным: от 2 – 3 лет до 10-15 лет.

В современных условиях значение разработки концепции развития региона постоянно возрастает. В условиях социально-экономических преобразований, концепция является наиболее адекватным инструментом, способным объединить усилия администрации и общества в целом для поддержания в регионе устойчивого развития какого-либо направления[6].

Проведение в жизнь эффективной региональной образовательной политики обусловлено как наличием в нашей стране значительных природных, экономических, социокультурных и демографических различий, так и необходимостью обеспечения сбалансированного развития территориальной, производственной и образовательной систем каждого региона, превращения образования в мощный фактор социокультурного развития.

Создание первых государственных образовательных стандартов (ГОС) стало своеобразным инструментом управления содержанием образования и его компонентами: федеральным и национально-региональным. При этом содержание национально-регионального компонента образовательного стандарта формировалось субъектами РФ. На федеральном же уровне система взглядов, принципов и приоритетов развития регионального образования не была обоснована.

Уже в самом начале реализации принципа регионализации образовательных систем можно было обнаружить элементы бессистемности и беспорядочности действий образовательных учреждений и органов управления образованием различных регионов. Разработанные в различных субъектах РФ концепции развития регионального образования имели разный уровень теоретической обоснованности.

Во-первых, региональный компонент содержания образования рассматривался преимущественно как средство реализации потребностей и интересов населения конкретной территории, при этом игнорировались или недооценивались интересы других субъектов образования (государства, социума, личности), имеющих равное право на реализацию своих потребностей в региональных образовательных учреждениях (Татарстан, Республика Саха (Якутия) и др.). Следствием этого стали такие негативные явления в образовании, как: излишняя автономизация и абсолютизация регионального компонента; утверждение его приоритетности по отношению к федеральному компоненту; ослабление его связи с русским языком и русской культурой; превращение образовательного учреждения, реализующего программы с региональным компонентом с обучением на родном (нерусском) и русском языках, в инструмент этнической мобилизации и использование его в качестве фактора перевода федеральных отношений в конфедеративные.

Вторая тенденция проявилась в неготовности научно-педагогической общественности регионов к разработке концепций и технологий модернизации образования, практической деятельности по проектированию региональных систем образования; низком уровне осознания образовательных потребностей населения региона. Кроме того, некоторые учёные отмечали определенные издержки в регионализации образования: низкий уровень реализации социально-адаптивной функции образования, недостаточное осознание его культурных смыслов и ценностей непосредственными участниками, а также отставание содержания образования от темпов социально-экономического развития региона.

Все это стало следствием непродуманной регионализации, характеризовалось отсутствием системности в организации этого процесса, фрагментарностью и дискретностью образовательного процесса, недостаточной преемственностью между различными уровнями образования. При этом инициативы «снизу» не имели соответствующей социальной и научно-методической поддержки[7]. В результате так и не была создана выверенная конструкция содержания образования, не были получены ответы.

Усиление региональной проблематики в образовании — естественный ответ на процесс унификации и стандартизации образования, длившийся десятилетия и приведший к тому, что сфера образования перестала быть предметом самостоятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников образовательной деятельности.

Новая система приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач, актуализированных с появлением новых поколений федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), требует серьезной разработки концептуальных оснований современной региональной образовательной политики. При этом важно, чтобы формируемая концепция не исключала прикладных решений для развивающейся системы образования, отражая открытость новым видениям проблем управления образовательной средой[8].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Таким образом, федеральный государственный образовательный                    стандарт – это нормативный документ, учитывающий региональные особенности развития образования и личности обучающихся, а именно  соответствие интересам государства, отдельно взятого региона, потребностям развития личности; нормализацию учебной нагрузки обучающихся, приведение её в соответствие с требованиями разноуровневой подготовки в различных типах образовательных организаций с учётом преемственности в обучении.

Последние поколения ФГОС предусматривают инвариантный и вариативный компоненты содержания образования, отражающие современный уровень и тенденции развития науки и производства, познавательные интересы обучающихся, учитывающие местные условия развития региона. В новый категориальный аппарат, раскрывающий современную парадигму образовательной политики, понятие «национально-региональный компонент содержания образования» не вошло. Однако объективная потребность в нормативах, относящихся к компетенции регионов, учитывающих запросы и интересы проживающих здесь людей, имеется. Этот компонент необходим при отборе содержания образования.

Для выполнения важной миссии образования – способствовать социальной стабильности и прогрессу, восстановлению и развитию культурного и кадрового потенциала посредством гармонизации отношений в макро-, мезо- и микросоциуме прежде всего в таких системах, как человек – природа, человек – общество, общество – природа, человек – человек, общество должно развиваться и постоянно обновляться. Для этого необходимо разрабатывать инновационные программы и проекты на региональном и локальном уровнях, преодолевать трудности и проблемы, связанные с нарушением баланса между государственными и региональными перспективами, инициативой и регламентацией. В связи с этим на первый план выходят необходимость установления консенсуса между разнообразными духовными ценностями в качестве цели образования, идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей.

Общей основой современной стратегии образования может стать гуманистическая парадигма, суть которой составляют: признание человека как высшей ценности, приоритет его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Чтобы гуманизм перестал быть абстрактным и декларативным, необходимо избавляться от «догоняющей» стратегии развития образования и перейти к опережающей, способной выполнять гармонизирующую миссию, помогающую продвижению общества в завтрашний день. При этом региональная политика в образовании способна воплотить следующие принципы: приоритет образования как ценности; создание единого, хотя и внутренне дифференцированного образовательного пространства; обеспечение единства и преемственности отечественных и мировых культурных ценностей; приоритет процесса и результатов воспитания перед обучением; обучение и воспитание как помощь в самореализации внутреннего потенциала обучающегося; обеспечение единства и взаимодополнения государственных и региональных интересов в сфере образования.

В ходе реализации региональной программы социально-преобразующей деятельности должно происходить создание культурологической микросреды в образовательном учреждении и окружающем его социуме.

В. М. Монахов и В. Е. Фирстов, обеспокоенные положением в российском образовании, называют ситуацию кризисной и считают, что внедрение трёх поколений ФГОС в области высшего образования и двух поколений в области среднего образования не дало ощутимых положительных результатов.

Чрезмерное увлечение реформами привело к тому, что после очередного эксперимента система образования находится в некотором неравновесном состоянии, когда процессы самоорганизации не успевают пройти полностью, а вновь начатая реформа «смывает» значительную часть ранее полученного положительного опыта. В результате образование теряет ценность и перестает играть заметную роль в экономической, культурной, политической и нравственной областях.

Для выхода из сложившейся ситуации среди целей системы образования они выделяют учёт факторов внешней среды и их анализ, который имеет три уровня: глобальный, федеральный, региональный. Глобальный уровень рассматривает систему образования по отношению к международным образовательным организациям (главным образом ЮНЕСКО) и организациям стран Европы, связанным Болонской декларацией, к которой в 2003 г. присоединилась Россия.

Федеральный уровень – в рамках общественных отношений, сложившихся в современной России. В этом случае внешние факторы являются естественным следствием того, что всякий педагогический процесс реализует определенную функцию. В свою очередь, реализация такой функции зависит от процессов в обществе, т. е. происходит процесс корреляционного взаимодействия, который ранее практически не затрагивался.

Региональный уровень – в рамках общественных отношений, сложившихся в регионах современной России. Внешние факторы являются естественным следствием того, что на уровне регионов произошло рассогласование между системой образования и рынком труда, сыграли свою роль демографический аспект, спад экономики малых городов и сельских районов и т. д.

В. М. Монахов предлагает концепцию модернизации образования РФ как адаптивной открытой системы, когда аттрактором цели выступают требования ФГОС, вариативная часть которого определяется профессиональными запросами рынка труда. Модель адаптивного управления образованием в этом случае предусматривает следующие основные структурные элементы:

- блок формирования образовательных траекторий для реализации целей образования согласно ФГОС;

- блок выделения оптимальных образовательных траекторий, реализующих требуемое качество обучения;

- блок адаптации реализует обратную связь между предыдущими блоками при корректировке целей образования в случае изменения параметров ФГОС.

Предлагаемая концепция модернизации российского образования предусматривает адаптивное управление системой образования[9]. Регионализация образования, передача управления образованием на региональный уровень – это опыт многих стран, позволяющий оперативно реагировать на запросы местного рынка труда. В то же время, в самом ФГОС третьего поколения перечень всевозможных компетенций включает более сотни наименований, что подвергает сомнению педагогически валидную диагностику такого рода результатов. В стандарте достаточно искусственно разграничены эмоциональные, ценностные, перцептивные, мнемонические, когнитивные, исполнительские и творческие способности, которые в жизни в чистом виде не существуют[10].

В завершение отметим, что создание региональных образовательных систем предполагает разработку каждым регионом концепции и программы развития, обеспечивающих самостоятельную и взвешенную образовательную политику, отражающую социально-экономические проблемы региона, местные культурные традиции, перспективы развития территории, а также указывающую пути интеграции в федеральное образовательное пространство[11].

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка. Существенно снижается возможность реализации форм культурного поведения и самореализации взрослых и, соответственно, детей, воспринимающих их стиль, образ и нормы поведения. С учётом этих факторов концепция развития  образования основывается на следующих принципах:

- расширение социальных связей воспитанников с окружающим миром;

- формирование целостного образовательного поля вокруг субъекта;

- создание системы, интегрирующей весь комплекс образования, воспитания, развития и социального становления личности в условиях сельского социума.

Правовой основой концепции развития является Закон РФ «Об образовании»[12] и другие федеральные законы в области образования.

Концепция развития исходит из того, что должны быть созданы условия для реализации Закона РФ «Об образовании» в полном объёме.

Концепция развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация концепции может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевым моментом концепции выступает идея развития, понимаемая в триединстве задач:

- создание необходимых условий для развития и социализации личности учащегося;

- запуск механизмов развития и саморазвития самого образовательного учреждения;

- превращение образовательного процесса в действенный фактор развития личности учащегося, при этом образовательный процесс в учреждении понимается как ценностное единство процессов развития, обучения, воспитания.

Концепция развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В случае успешного выполнения концепции неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем развития образовательных учреждений, которые станут инициаторами новых проектов.

Технология управления развитием региона в общих подходах и используемых методах идентична методике стратегического управления бизнес-структурами. То есть она предполагает прохождение ряда последовательных, логически взаимосвязанных этапов, процедур, которые направлены на реализацию поставленных целей[13].

На первом этапе осуществляется постановка цели. Цель может быть определена исходя из существующих или потенциальных проблем. Необходим управленческий анализ, чтобы оценить актуальность и приоритетность проблемы.

На втором этапе необходимо проведение анализа и оценки факторов внешней и внутренней среды объекта. Результатом анализа должно стать установление причины проблемы, установления её взаимосвязи с различными факторами деятельности муниципального образования. Важно определить пути её решения с учётом внешних и внутренних факторов.

С помощью количественного и качественного анализа внешней и внутренней среды, в которой действуют субъекты территориального планирования, уточняются и оцениваются внутренние и внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития муниципального образования, оценивается конкурентоспособность муниципального образования на рынках финансов, труда и потребительском рынке.

Третий этап – это прогнозирование. Прогноз представляет собой научно-обоснованное суждение о том, что будет в будущем с объектом, каковы альтернативные пути его развития и сроки функционирования. Как правило, при прогнозировании разрабатывается три сценария: оптимистический, пессимистический, наиболее реалистичный.

Четвёртый этап – стратегическое планирование развития муниципального образования. На данном этапе необходимо уточнить цель. Далее идёт разработка проекта стратегического плана, в который следует включить показатели, отражающие степень успешности его реализации. Для повышения качества разрабатываемой концепции необходимо обеспечить её оценку экспертами и обществом.

Пятый этап – организация реализации концепции. Необходимо определить кто, что, в какие сроки, и с использованием каких ресурсов будет делать. Реализация концепции должна предусматривать при необходимости её корректировку и внесение изменений в стратегический план.

Шестой этап – стратегический контроль в ходе реализации концепции. Контроль предполагает сравнение фактически достигнутых результатов с запланированными.

В то же время на муниципальное образование в ходе выработки концепции накладываются дополнительные ограничения и требования, которые фигурируют в соответствующих документах. В России в 2014 году был принят ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»[14]. Закон регулирует те отношения, которые возникают между участниками планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, её субъектов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования (ст. 1, п. 3.).

Система стратегического планирования должна быть основана на следующих принципах: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности, прозрачности, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям, программно-целевой принцип.

Следовательно, система планирования должна обеспечивать единство направления развития отдельных отраслей и территорий в рамках приоритетов, установленных Президентом РФ.

В законе определено, что муниципальные образования определяют долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития, которые согласованы с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и её субъектов (ст. 6, п.1).

В настоящее время сложилась иерархическая система составления концепций развития. Регионы при разработке концепции развития образования, должны руководствоваться также и документами более высокого уровня.

В этой системе на высшем уровне находится ежегодное послание Президента РФ и Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года[15]. Данная концепция определяет основные направления долгосрочного социально-экономического развития нашей страны, с учётом развития событий в будущем. Сформулированы цели развития, способы и этапы их достижения. Разработаны индикаторы развития, параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В рамках исследования темы концепции развития образования, необходимо отметить, что в 2014 году также была и разработана Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы[16]. Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития.

В Концепции сказано, что новая федеральная целевая программа призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым – развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.

Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указ Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»[17], Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы[18]). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.

В течение последующих пяти лет на реализацию Федеральной целевой программы планируется потратить более 88 млрд. руб. из федерального бюджета и более 80 млрд. руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.

Такая новая программа призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то, что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьёзные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать выводы.

Как мы определили, что в общепринятом и научном понимании, концепция представляет собой систему взглядов, то или иное понимание каких-либо происходящих явлений и процессов.

Концепция регионального развития – это руководящая идея развития региона как части территориального развития, система представлений о стратегических целях и приоритетах региональной политики государства, её важнейших направлениях и средствах реализации целей.

Главной целью разработки концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные происходящие изменения ситуации в обществе. Другими словами, стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям.

Процессы, происходящие внутри, должны быть направлены на цели концепции, а не на решение текущих местных задач. Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития и специфические задачи. Она должна быть направлена на увеличение потребления ресурсов, а также и на повышение эффективности использования существующего потенциала.

Региональная политика образования является важным элементом в системе государства. Стоит выделить то, что в современный период времени существует некоторый ряд проблем в образовательной сфере регионов.

Для более успешного развития данной сферы, необходима чёткая и правильная выработка концепции развития образования. При этом, необходимо отметить, что, важным является то, что разработчики концепции должны учитывать все происходящие процессы как внутри субъекта, так и учитывать все внешние факторы, происходящие в целом в России. То есть каждым регионом при разработке концепции развития образования, нужно изучать проблемы региона, местные культурные традиции, перспективы развития территории.


Библиографический список
  1. Молев М.Д. Региональная сфера обслуживания: концепция развития / М.Д. Молев // Сервис plus. 2009. № 3. С. 29-32.
  2. Модельный закон об основах региональной политики: Принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-8 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // СПС «Консультант-плюс».
  3. Активизация социально – экономического развития городов и регионов  // Евроград. – 2012. – №        1. – С. 5.
  4. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление / А.Г. Воронин. – М.: ФиС, 2010. – 176 с.
  5. Егоршин А.П. Стратегический план развития города: программа социально – экономического развития / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 78 с.
  6. Гужин А.А. Стратегическое развитие как особый вид планирования в муниципальных образованиях / А.А. Гужин, Н.А. Захарова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2015. – № 6-1. – С. 60-63.
  7. Боргояков С. А. Формирование этнокультурной идентичности учащейся молодежи малочисленных народов в системе поликультурного образования / С.А. Боргояков // Педагогика. – 2015. – № 9. – С. 45—55.
  8. Бозиев Р. С. Формирование этнокультурной идентичности учащихся в контексте национальной политики РФ / Р.С. Бозиев // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 3—13.
  9. Монахов В. М. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования / В.М. Монахов, В.Е. Фирсов // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 24—35.
  10. Дахин Л. Н. Проекты в образовании и образование через проекты / Л.Н. Дахин // Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 3—15.
  11. Айдарова Г.П. Региональный аспект образовательной политики / Г.П. Айдарова // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. – № 3 (38). – С. 128-132.
  12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30.07.2017.
  13. Орлянская А.А. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования / А.А. Орлянская, Ю.М. Ильяева // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – № 19. – С. 108-112.
  14. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // «Российская газета», N 146, 03.07.2014; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30.10.2017.
  15. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 15.02.2017.
  16. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р // «Собрание законодательства РФ», N 2, 12.01.2015, ст. 541.
  17. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 // «Российская газета», N 102, 09.05.2012.
  18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2014, N 17, ст. 2058; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 06.04.2017.


Все статьи автора «Воробьева Юлия Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: