УДК 353

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Нагуманова Ольга Мунировна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В статье рассматривается термин «качество жизни», его понятие. Эффективность управления, мотивация сотрудников администрации муниципального образования в повышении качества жизни населения.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Нагуманова О.М. Качество жизни населения муниципального образования: понятие, сущность и характеристика // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/01/24799 (дата обращения: 23.09.2018).

Актуальность статьи заключается в том, что стратегические цели планирования как самостоятельные определители развития местного сообщества – муниципального образования, цели и основные направления устойчивого социально-экономического целевого развития получили распространение в развитых странах ещё в восьмидесятых годах прошлого века, в России же с разрушением централизованных систем директивного планирования городов и муниципальных образований  управление оказалось в состоянии неопределенной вариантности действий.

Качество  жизни  –  сложное  многомерное  явление,  охарактеризовать  которое  однозначно и измерить отдельными показателями не представляется возможным. Качество жизни  человека  как  био‑социо‑духовного  существа  зависит  одновременно  от  уровня  и  качества  удовлетворения  материальных,  социальных  и  духовных  потребностей, а также от условий его физиологического, социального и духовного развития [16]

«Термин «качество жизни» был введен при обсуждении проблем индустриальных и постиндустриальных обществ чтобы обозначать аспекты общественной жизни, плохо поддающиеся чисто количественным методам измерения и оценки – впервые этот термин упоминал Дж. Гэлбрейт в книге «Общество изобилия», подразумевая все блага, которые только может предоставить потребителю «развитое индустриальное общество», «общество менеджеров»» [4, с. 143].

Качество жизни представляет собой многокомпонентную систему и является исторической категорией, изменяющейся в процессе эволюции социума. Оно отражает степень комфортности различных сфер для жизнедеятельности человека в определенный исторический период. Будучи изменчивой, эта категория не предполагает существования ее постоянного определения, так как качество жизни по‑разному понимается в отдельных странах и должно означать удовлетворение потребностей людей в определенных общественных условиях. Однако вне зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается категория «качество жизни населения», важнее всего оценка взаимосвязи жизненного уровня со средой проживания. При этом качество жизни определяется как удовлетворение потребностей населения в здоровой окружающей среде и материальных благах в соответствии с ценностной ориентацией данного социума [16]

«Понятие “качество жизни” с середины 60-х гг. ХХ века, преобразовано от публицистического до научных категорий и стало важным инструментом при познании реальности и принятии управленческих решений [14].

Важнейшим аспектом при анализе качеств жизни является изучение социального самочувствия людей, их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на социальные изменения и свое положение в обществе.

«Во-первых, к настоящему времени сформировалась идеология управления, в соответствии с которой управление является каким-то автономным, самодостаточным явлением, существующим для себя и удовлетворяющим своим функционированием самого себя. В такой парадигме результаты управления остаются как бы за ее пределами.

Во-вторых, имеется огромное количество публикаций, описывающих разные концепции управления, механизмы подготовки и принятия управленческих решений, организационное поведение, менеджмент, консалтинг и т. д., но даже не ставятся вопросы о результатах управления, тем более об их эффективности»» [10; 11; 12].

В-третьих, к субъектам управления у нас в большинстве относятся как к обыкновенным предприятиям, учреждениям и организациям, которые непосредственно производят капитал, товары, услуги, информацию, т.е. продукты, имеющие потребительскую ценность [14, С. 5].

«Из такой посылки делаются и адекватные ей выводы: «…эффективность управления – один их 5 основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной, поскольку результат управления не всегда выражается прибылью и приводит к непосредственному и опосредованному результатам. Непосредственный результат скрывает роль управления в его достижении, прибыль часто выступает как опосредованный результат, который может быть не только экономическим, но и социальным, социально- экономическим, социально-психологическим и т. п.» [15, С. 334-335].

В-четвертых, «в зарубежной литературе результаты управления напрямую увязываются с созданием реально потребляемых потребительских благ, очевиден сугубо «рыночный» подход: «соответствующие блага» без определения их характера, актуальности и полезности.» [6; 7].

«В рыночном обществе, основу которого составляют отношения «производство — потребление», такой подход целесообразен и конструктивен, проблема результатов управления и его эффективность представляется очень важной для каждого управленца, управленческой системы, и принципиальной для общества в целом. Только зная, измеряя и оценивая результаты управления, можно по принципу обратной связи находить источники, факторы и ресурсы, как управленческих успехов, так и поражений.» [4]

«Исходя из этого, качество жизни человека нами определяется как системообразующее свойство его жизнедеятельности, как результат и как критерий оценки эффективности целенаправленной деятельности органов государственного и муниципального управления, бизнеса, институтов гражданского общества и самого человека, а с другой стороны, как результат воздействия естественной среды по созданию оптимальных условий для удовлетворения базовых потребностей человека и поддержаний его родовидового существования.» [8]

Возрастающие скорости происходящих в РФ перемен вынудили принять Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 году, и способствовало установлению максимально приближённого к народу органу публичной власти – местного самоуправления со всеми вытекающими последствиями, такими как – конкуренция во всех сферах коммунального хозяйства  и материального обеспечения, и заставили местную власть принять на себя ответственность за перспективу развития муниципального образования.

Усложнение функций и превращение города в самостоятельную хозяйственную организацию делает традиционные подхлоды к управлению неэффективными, важные значения приобретают способности местных властей осуществить свои функции, исходя не из текущих и личных целей и интересов, а на основе долгосрочной стратегии развития.

Анализ практик стратегического планирования развитых стран свидетельствует о проблемах, возникающих на этапе реализации программных документов по новым путям прогнозирования социально – экономических процессов развития городов, новым методам формирования городской политики, усилению регулирующего воздействия органов местного самоуправления на реализацию стратегических планов.

Принципиально важными стоят вопросы комплексной характеристики результатов управления и ориентирующих положений:

1. Результат необходимо соотносить не только с интересами и целями субъектов управления, но и с целевыми ожиданиями и потребностями общества, групп людей и отдельных личностей.

2. Следует проводить сравнительные измерения результата управления и затрат ресурсов, времени и человеческих сил на их достижение с результатом управления и затратами в различных регионах и странах.

3. Оценки результатов проектировать на будущее, что предполагает определить:

  • устойчивость результата управления;
  • выявить потенциалы воспроизводств результатов управления;
  • прогнозирование влияния результата управления на изменение качества жизни соответствующих субъектов управления.

4. Выражение результата управления в качестве общественной ценности.

«Исходя из таких размышлений, можно полагать, что эффект представляет собой сумму двух моментов:

1) разницы между полученными результатами и потраченными ресурсами, имеющей положительное значение и свидетельствующей о пользе, принесенной человеческими усилиями;

2) способности этой разницы удовлетворять реальные жизненные потребности общества и отдельных личностей.» [7]

«Эффективность в системе «субъект управления – взаимодействия (воздействия) – управляемые объекты» по структуре, объему и актуальности производимых и потребляемых ими материальных, социальных и духовных продуктов» [9, С. 334-335].

«Шкала качества жизни есть отражение уровня удовлетворения потребностей, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость и направлен в сторону цели, причем  в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста против нещадной эксплуатации личности.» [4, С. 4-5].

Достижение поставленных целей уменьшает дисбаланс, напряжение, устраняет физиологические и психологические раздражители, потребности то есть испытываемые человеком нехватки чего-то, достижимого путем выполнения мотивирующей деятельности, необходимой для поддержания нормальной жизнедеятельности. Человек в процессе работы стремится к удовлетворению потребности по критерию качества жизни, физиологической и социальной (пищи, одежды, жилья, семьи, общения и др.).

Мотивация сотрудников администрации муниципального образования в повышении качества жизни населения считается важнейшим фактором в эффективности и повышении производительности работы до максимума – с имеющимися ресурсами, сырьем и оборудованием. Правильно замотивированные люди способны на гораздо большее оговоренного в должностных инструкциях и буквально способны «свернуть горы».

Чугунова Эмилия Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии ЛГУ им. А. А. Жданова, возглавляющая научную группу по исследованию профессиональной мотивации, как совокупности сил, побуждающих человека к деятельности и классифицирует её по трём основным направлениям:

Доминантная – сознательный выбор желанной и  интересной профессии на основе личных профессиональных интересов, успешного активного обучения профессии и овладения профессиональными умениями и навыками. Удовлетворенность трудом, цельный и устойчивый интерес к профессии, субъективно проявляющийся «в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его».

Ситуативная – финансовые и семейные обстоятельства преобладали при выборе профессии, далеко не всегда согласовывались с истинными интересами человека: «В периоды экономического спада и массовой безработицы у людей может не быть выбора, и им, возможно, придется выбрать такую профессию, которая, по их мнению, позволит им найти работу и даст средства к существованию. … Необходимость помогать семье или содержать детей может также заставлять людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были развязаны руки».

Потребности и степень их удовлетворения находятся в динамическом развитии и показывают общее качество жизни, имея тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Достаточно высокая эффективность муниципальных служащих администрации невозможна без их заинтересованности в конечных результатах и положительного отношения к выполняемым работам, что возможно только лишь когда процесс работ и достижения ее результатов позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его личных потребностей – в современном информативном мире это духовные.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Попов В.В. Стратегии экономического развития. – М., Изд.дом Высшей школы экономики, 2011. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. // http://sbiblio.com/biblio/archive/socprogn/6.aspx.
  2. Бирман И. Уровень жизни: вопросы-материалы-сравнения-некоторые ответы. – М., 2007.
  3. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. – М., ГУ ВШЭ, 2003.
  4. Глухов В.В., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. – Спб, Наука, 2008.
  5. Джабраилова Д.А. Макроэкономические факторы и инструменты повышения уровня и качества жизни населения России. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., Ростов н/Д, 2006.
  6. Зиятдинов А.Р. Государственное регулирование качества жизни в условиях рынка. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Казань, 2007.
  7. Прокопович А.Б. Социально-географический анализ качества жизни населения. Диссертация на соискание ученой степени. Самара, 2004.
  8. Кузьминов В.А. Качество жизни как приоритетный параметр макроэкономики. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Москва, 2015.
  9. Мамедова Э.Р. Социально-экономические приоритеты повышения качества жизни населения. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Махачкала, 2013.
  10. Матвеева Т.Ф. Теоретико-методологические аспекты системного управления качеством жизни населения региона. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Кемерово, 2015.
  11. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. – М.: ГАРДАРИКИ, 2016.
  12. Методика оценки качества жизни. – М.: ВНИИТЭ, 2016.
  13. Сарансков В.Е., Грузина Е.С. Качество жизни: к вопросу о сущности и содержании понятия // Повышение качества жизни населения – важнейшая проблема Российской Федерации: Сборник научных статей по материалам III Международного форума «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» / Фонд «Социальная инноватика» // Тюриков А.Г., Парфенов В.Г. и др. в 2-х ч. – М: Муниципальный мир, 2015.
  14. Симакина М. А. Сущность концепции качества жизни в современных российских исследованиях // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 210-214.
  15. Ходос Е.М. Социально-философские аспекты качества жизни. Дис. …канд. филос. наук, Пенза, 2015.
  16. Кулькова И. А., Плутова М.И. Взаимосвязь статистических показателей качества жизни и показателей естественного воспроизводства населения муниципальных образований // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. №3 (65). С. 92–99.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нагуманова Ольга Мунировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация