ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ РЕКТОРОВ В РОССИИ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
магистрант ФИиП

Аннотация
В данной статье рассматривается эволюция правового положения ректора университета от появления первых высших учебных заведений до настоящего времени. Проведен сравнительный анализ нормативных правовых документов, регламентирующих права и обязанности главы университета.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Эволюция развития института выборов ректоров в России // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/01/24776 (дата обращения: 23.02.2024).

Эволюция системы образования прошла долгий путь от организации прими­тивных школ до формирования многоуровневой системы, высшей институциональной формой которой является университет. Первые университеты появились в Европе (в Болонье, Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах) в конце XI – начале XIII вв. Именно в этот период были заложены основы иерархической и организационной структуры современных вузов.

Наряду со становлением образования зарождалась и процедура выборов главы университета (ректора). Слово ректор имеет латинское происхождение и в переводе означает правитель, руководитель. Согласно энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ректором не всегда называлось лицо, возглавляющее университет. Так, например, «в римской империи со времен Константина Великого ректором назывался в некоторых провинциях наместник, подчиненный префектам или экзархам.
Со времен эпохи Возрождения (XV—XVI в.) ректором назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Иногда почетное звание ректор университета носит глава государства (Бавария, Баден, Саксония) или принц царствующего дома, по назначению государя. В англиканском духовенстве ректором называется лицо, самостоятельно заведующее церковным приходом. В России должность ректора существует в университетах, духовных академиях и семинариях и в состоящем при академии художеств высшем художественном училище» [1].

В разных странах устанавливались свои правила и особенности в процедуре выборов ректора университета. Так, устав Парижского университета XIII века регламентировал проводить выборы ректора из состава магистров аристократического факультета. В Италии же сформировалась иная форма внутренней организации университета, ориентированная на студентов и построенная в зависимости от их происхождения из различных частей Европы (наций). В Болонье наций было так много, что, группируясь, они образовали две самостоятельные корпорации, каждая из которых выбирала ректора из своего состава [2].

Предпосылки создания первого российского высшего учебного заведения были сделаны еще во время правления Бориса Годунова, однако из-за сопротивления духовенства, планы по открытию вуза не были осуществлены. Только в 1755 году благодаря стараниям Ломоносова М.В. и Шувалова И.И. в Российской империи было открыто первое высшее учебное заведение – Императорский Московский университет. Университет подчинялся непосредственно высшему государственному органу – Правительствующему сенату. Главными должностными лицами университета являлись куратор и директор. Первым куратором МГУ стал Шувалов И.И., в чьи обязанности входило назначение преподавателей и ведение учебного процесса. Директор, в свою очередь, подчинялся куратору и с его ведома непосредственно руководил университетом: занимался бухгалтерским учетом, утверждал бюджет ВУЗа, осуществлял представительские функции.

Во время царствования Александра I в 1804 году был утвержден первый Устав Московского университета [3], внесший большой вклад в историю отечественного образования. До этого времени деятельность университета регулировалась Указом императрицы Елизаветы Петровны «Об учреждении Московского университета». Он состоял из 16 глав. Правовому статусу ректора, его выборам и полномочиям была отведена 2 глава, которая так и называлась «О ректоре». В 13 параграфе указанной главы говорится, что «ректор Университета избирается ежегодно общим собранием из Ординарных Профессоров и представляется Главным Училищ Правлением чрез Министра Народного Просвещения на Высочайшее утверждение». Остальные параграфы (14-23) отведены правовому статусу ректора: он отвечает за внутренний порядок Университета, имеет право присутствовать на всех собраниях и комитетах, распечатывает все конверты на имя Университета, хранит большую Университетскую печать и др.

Появление нового университетского Устава [4] в 1835 году совпало с правлением Николая I. Согласно указанному документу, управление университетами перешло к попечителям учебных округов, подчинённых министерству народного просвещения. Правовой статус ректора университета также изменился: он стал избираться на 4 года из Ординарных Профессоров по большинству голосов и утверждаться в звании Высочайшей властью, у него появилось право делать выговоры и замечания профессорам и зависящим от него чиновникам.

В период «Великих реформ» Александра II у Московского университета начался новый этап, который совпал с отменой крепостного права и вступлением России на путь капитализма. В это время осуществляется перестройка в системе российского образования, и в 1863 году утверждается новый Университетский устав [5], который в своей сущности отражал происходившие реформы и стремился открыть новые возможности для совершенствования научной деятельности и развития отечественного просвещения. Серьезное внимание было уделено учебной деятельности: организации занятий и семинаров. Данный устав в сравнении с двумя предыдущими стал самым либеральным. Он возобновил автономию университетов, а также заново ввел выборность ректоров и профессоров университетов, которая была фактически уничтожена во время правления Николая I. Ректор стал избираться советом университета на четыре года из ординарных профессоров и утверждаться в должности Высочайшим приказом. Правам и обязанностям ректора отведены параграфы 27-36. Некоторыми его полномочиями являлись: открытие и закрытие Университетского Совета и правления, где он председательствовал; управление и слежение за учебным процессом.

Начавшиеся «контрреформы» Александра III оставили свой след на системе отечественного образования XIX века. С   появлением нового Устава Московского Университета 1884 года ректора стали избираться Министерством Народного Просвещения, что явилось результатом неготовности государства далее предоставлять автономию университетам.

Выборность ректоров была возвращена в 1987 году, когда был подписан приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 12.06.1987 г. «Об утверждении Положения о порядке выборов ректоров высших учебных заведений», регламентировавший процедуру выбора ректоров тайным голосованием коллектива преподавателей вуза [7].

В настоящее время базовым в системе правового регулирования образования в РФ является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8]. В соответствии с  указанным нормативным правовым актом,  законодательством Российской Федерации в сфере образования, а также Уставами ВУЗов руководитель образовательной организации (ректор) избирается общим собранием, конференцией работников либо назначается учредителем образовательной организации, а также в установленных федеральными законами случаях Президентом Российской Федерации (ректоры МГУ и СПБГУ) либо Правительством Российской Федерации (Национальный университет «Высшая школа экономики» или «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова»).

В заключение стоит отметить тот факт, что сегодняшнее правовое положение руководителя высшего учебного заведения явилось результатом многовекового опыта по установлению необходимых прав, обязанностей и должностных полномочий для нормального функционирования образовательного учреждения.


Библиографический список
  1. Брокгауз Ф.А.,  Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXVIА (52). Резонанс и резонаторы — Роза ди-Тиволи.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.runivers.ru/lib/book3182/10183/. (Дата обращения: 18.12.2017).
  2. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=147639. (Дата обращения: 18.12.2017).
  3. Университетский Устав (5 ноября 1804): [Электронный ресурс] // Летопись Московского университета. М., 1993-2017. URL: http://letopis.msu.ru/documents/327. (Дата обращения: 20.12.2017).
  4. Университетский Устав (26 июля 1835): [Электронный ресурс] // Летопись Московского университета. М., 1993-2017. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2123. (Дата обращения: 20.12.2017).
  5. Университетский Устав (18 июня 1863 года): [Электронный ресурс] // Летопись Московского университета. М., 1993-2017. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760 (Дата обращения: 20.12.2017).
  6. Университетский Устав (18 августа 1884): [Электронный ресурс] // Летопись Московского университета. М., 1993-2017. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2761 (Дата обращения: 20.12.2017) .
  7. Как правильно выбрать ректора [Электронный ресурс] // Сейчас.ру. URL:https://www.lawmix.ru/content?id=149 (Дата обращения: 20.12.2017).
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: