СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Воробьева Юлия Павловна
Уральский государственный экономический университет
студентка магистратуры

Аннотация
Статья посвящена вопросу социально-экономического развития регионов, приоритетным направлениям политики государства, изучены основные факторы устойчивого развития региона, рассмотрен вопрос о переходе к новой экономической системе путем глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева Ю.П. Социально-экономическое развитие региона: особенности и факторы государственного регулирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24348 (дата обращения: 23.02.2024).

Социально-экономическое развитие государства напрямую зависит от развития регионов, его образующих, поэтому приоритетным направлением политики Российской Федерации является повышение социально-экономического состояния регионов [4, c. 83].

Как показывает практика, успешное социально-экономическое развитие региона во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти и конечно от качества ее исполнения.

Содержание управления социально-экономическим развитием на региональном уровне и его инструменты определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития регионов.

Эффективная система управления социально-экономическим развитием региона должна соответствовать следующим критериям [3, c. 101]:

- быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов;

- соблюдать достаточной силой воздействия;

- быть эффективной и в тоже время не снижать эффективности регулируемых процессов;

- использовать систему социально-психологической мотивации;

- быть достаточно простой для понимания;

- основываться на практическом опыте;

- быть адаптивной;

- учитывать долговременные интересы;

- стимулировать прогрессивное развитие [3, c. 102].

В итоге вся система государственное управления должна быть нацелена на увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни населения, то есть способствовать социально-экономическому развитию региона.

В современных экономических условиях, оказывающих влияние на эффективность управления региональным развитием, возникает необходимость использования новых подходов и методов управления регионами, которые бы позволили разнообразить действующий инструментарий, повысив эффективность принимаемых решений, расходования государственных ресурсов, использования материальных средств и человеческого капитала.

В теории и практике управления региональным развитием выделяются следующие основные подходы к управлению региональным развитием: территориально-проблемный, системный, системно-институциональный, процессный, программно-целевой, ресурсный, ситуационный, рефлексивный, кластерный, типологический, маркетинговый, ценностно-ориентированный и др. [2, c. 106].

Российская практика управления региональным развитием продемонстрировала, что многие подходы и применяемый в рамках каждого из них инструментарий показывают низкую эффективность. Это проявляется в том, когда формулируемые цели, долгосрочные установки и приоритеты регионального развития не соответствуют текущему уровню социально-экономического развития региона, его экономическому и производственному потенциалу, особенностям состояния правовой базы, требованиям основных участников и заинтересованных лиц процесса управления регионом: населения, групп общественности, предпринимательских структур, органов государственной власти [5, c. 77].

Среди подходов, имеющих значительный потенциал в российской практике управления региональным развитием, выделяется ценностно-ориентированный подход. Указанный подход к управлению региональным развитием имеет ряд важных отличий от условно традиционных подходов, состоящих в следующем:

- оценка деятельности органов управления осуществляется на основе результатов, представляющих ценность для основной группы стейкхолдеров – населения, в то время как в рамках традиционных подходов она осуществляется в зависимости от объема освоенных ресурсов и количества выполненных задач;

- процесс целеполагания основан на необходимости построения образа будущего региона, который распространяется на все аспекты стратегического управления региональным развитием. В рамках же традиционных подходов управления региональным развитием процесс целеполагания основан на анализе внешней и внутренней среды, учете текущего состояния регионального развития;

- обратная связь предполагает построение глубоких и интенсивных коммуникаций, при этом в рамках традиционных подходов она, как правило, формальная [9, c. 78];

- управленческие действия в рамках ценностно-ориентированного подхода направлены на построение неформальных связей и контактов, организацию сетевых связей. В традиционных же подходах управленческие действия однонаправлены и односторонни [9, c. 79].

Ценностно-ориентированный подход стратегического управления региональным развитием требует от лиц, принимающих решения, знания ключевых ценностей, имеющих значение для основных групп стейкхолдеров. Такие ценности будут описывать в конечном итоге структуру управленческих решений в отношении долгосрочного регионального развития.

Технологией, которая может в полной мере реализовать принципы ценностно-ориентированного подхода к управлению, становится VISION. Данная технология используется преимущественно в отношении управления организациями частного сектора.

В российской теории и практике регионального развития данная проблематика практически не раскрывается. Лишь некоторые исследователи сделали попытки анализа отдельных аспектов применения технологии VISION в отношении регионального развития.

По определению А. И. Пригожина, VISION (видение, образ будущего) представляет собой качественное изображение желаемого состояния на более-менее длительную перспективу. При планировании управления экономическими системами с использованием технологии VISION даже сроки достижения/реализации качественного представления желаемого состояния объекта, в будущем ставятся условными или отсутствуют вовсе [6, c. 127].

Видение образа будущего не является ни проектом, ни программой, а хронологическое время заменяется социальным, в котором единица времени не год, месяц, день, а расстояние между двумя событиями.

Формирование образа будущего предполагает необходимость использования определенных стратагем, выражающих ключевую идею и преимущества в образе желаемого будущего региона.

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.

Переход к новой экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, изменение структуры собственности, а также совершенствование федеративной системы, расширение экономических прав регионов [4, c. 60].

Основные факторы устойчивого развития региона можно разделить на 7 основных блоков:

1) экологические факторы:

− природно-климатические условия;

− техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.) [8, c. 107], причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат расположен в Иркутской области, однако он загрязняет акваторию озера Байкал, которая относится и к Бурятии;

2) финансово-экономические факторы:

− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;

− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов;

− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;

− влияние экономической нестабильности;

3) промышленно-производственные факторы:

− наличие мощной производственной базы;

− наличие на территории региона минеральных ресурсов;

− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро- и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.) [9, c. 78];

4) наличие в регионе развитой инфраструктуры:

− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;

− связь, телекоммуникации, доступность интернета;

− рыночная инфраструктура;

5) продовольственная безопасность региона:

− состояние сельского хозяйства региона;

− состояние торговой сети;

− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;

− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК [11, c. 6];

6) региональный маркетинг:

− узнаваемость региона в федеральных СМИ;

− бренды региона;

− национальные, региональные праздники, торжества;

7) социальная сфера, культура, общественная деятельность:

− развитая социальная сфера;

− научные, образовательные учреждения;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;

− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;

− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);

− межнациональные, межрелигиозные отношения [11, c. 8].

Приоритетным направлением нового этапа экономических изменений является инновационная модернизация экономики регионов России. В достижении этой цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, в связи с этим должны измениться приоритеты их деятельности [9, c. 79]. На предшествующем этапе их главная задача состояла в создании условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций. Условия меняются, и на первый план сегодня выходят проблемы ориентации на создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

Основными стратегическими приоритетными направлениями социально-экономического развития регионов должны стать: повышение эффективности управления региональной власти; повышение инвестиционной и инновационной активности региона; повышение эффективности использования природно-ресурсной базы региона; развитие человеческого потенциала региона. Все это не возможно без эффективного взаимодействия образования, бизнеса и власти [10, c. 165].

Тенденции социально-экономического развития регионов в последние годы дают основание считать, что использование инноваций является главным локомотивом перехода на магистральный путь развития и, следовательно, формирования стратегий инновационного развития субъектов Российской Федерации.

Системное обоснование «точек роста» является ключевым этапом при формировании полноценных, эффективных стратегий инновационного развития регионов. Для этого органы регионального и муниципального управления должны привлекать регионально-муниципальное научно-экспертное сообщество [7, c. 82]. Только совместными усилиями действующих властей и научно-экспертным сообществом можно выделить «точки роста» и обосновать стратегические перспективы развития региона и муниципальных образований.


Библиографический список
  1. Баликаев К. А. Приоритеты государственного управления реструктуризацией промышленного комплекса национальной экономики : дис. … канд. эконом. наук. М, 2015.
  2. Моисеев В.В. Взаимодействие власти и бизнеса: институциональные механизмы и пути совершенствования: монография. – Орел: ОФ РАНХиГС, 2013. – 256 с.
  3. Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А. И. Пригожин. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2014. – 432 с.
  4. Воробьева Е.И. Направления повышения инвестиционной активности банков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2014. – №2. – С. 83-88.
  5. Попенкова Д.К. Эволюция категорийного менеджмента // Международный научно – исследовательский журнал. – 2015. – № 11 – 1 (42). – С. 77-79.
  6. Пригожин А. И. Цели бизнеса: формирование и развитие // Общественные науки и современность. – 2015. – № 1. – С. 127-138.
  7. Рущицкая О.А., Куликова Е.С. Антикризисный маркетинг в системе развития современных предприятий // Аграрный вестник Урала. – 2015. – №10. – С. 82-87.
  8. Сапунов А. В. Обоснование использования кластерного подхода в управлении развитием региональных социально-экономических систем // Новые технологии. –  2016. – № 1. – С. 107-109.
  9. Шабалина Е. И. Методологические аспекты формирования функционально-объектного подхода к управлению региональным развитием // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 3. – С. 78-82.
  10. Шапиро Н.А. О государстве и группах влияния, их способности обеспечивать макроэкономическую стабильность // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2016. – № 1. – С. 165-169.
  11. Эскиндаров М.А. Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. Первый международный форум Финансового университета // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 6 (84). – С. 6-9.


Все статьи автора «Воробьева Юлия Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: