Борьба с наркотиками является одной из наиболее важных для российских правоохранительных органов в современной России. Данный вывод можно сделать, проанализировав официальную статистику. Так с 2009 по 2014 год было зарегистрировано 1126 741 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. Из них 231 462 преступлений зарегистрированы в2013 г., в том числе тяжких – 82 708, особо тяжких – 83 174, совершенных в крупных размерах – 92 718, особо крупных – 6 833[1, c.37]. Уровень наркопреступности таким образом составил 161 преступление на 100 тысяч населения. Также не стоит забывать о том, что существует так называемая скрытая преступность. Так, число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, как считают врачи-наркологи (95%), в три-пять раз выше, чем это отражают официальные статистические данные. Это дает нам право предположить, что количество лиц, занимающихся сбытом наркотических средств этим скрытым потребителям также в несколько раз превышает официальную статистику. Изложенное свидетельствует о том, что расследование преступлений, связанных с оборотом наркотиков является одной из приоритетных сфер деятельности правоохранительных органов, необходимых для поддержания высокого уровня безопасности и законности в российском обществе.
Однако, следователь, осуществляющий расследование по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков сталкивается с определенными трудностями, которые замедляют и снижают качество расследований. К ним в частности можно отнести отсутствие технических возможностей у следователя для осуществления полноценных осмотров и извлечения и добычи вещественных доказательств с технических устройств и электронных носителей. Так, информация, имеющая значение для уголовного дела, которую в последующем можно будет использовать в качестве доказательства по уголовным делам, касающимся сбыта наркотических средств. К примеру, когда на изъятом у подозреваемого смартфоне, планшетном компьютере, ПК или ноутбуке установлен пароль. Техническая экспертиза по данным вопросам проводится очень долго ввиду отсутствия или нехватки специалистов, а следователь связан процессуальными сроками, установленными законодательством. Стоит отметить, что в некоторых случаях экспертиза является безрезультативной, что связано с непрерывным движением вперед технического прогресса, появлением новых видов шифрования и кодирования информации. Это связано также и с активным использованием преступниками таких приложений для обмена информацией как Jabber, Telegram, Viber и других, что позволяет теперь формировать преступные группы между лицами, незнакомыми между собой в реальной жизни. Сотрудничество с руководством данных платформ развито слабо или же не развито вовсе, поэтому о предоставлении персональной информации говорить не приходится. К тому же, руководство некоторых мессенджеров принципиально не сотрудничает с правоохранительными органами по поводу предоставления полиции и органам ФСБ доступа к данным пользователей, обосновывая это тем, что при наличии такого вида доступа, стражи порядка неизбежно станут злоупотреблять своей властью. Подобную позицию еще в 2015 году высказал владелец мессенджера Telegram Павел Дуров [2]. Таким образом складывается ситуация в которой следователь, а зачастую и эксперты – криминалисты не обладают специальными знаниями и достижениями технического прогресса, которыми обладают и пользуются сбытчики наркотиков. Подобное положение вещей крайне негативно отражается на отыскании доказательств, необходимых следователю для успешного расследования уголовного дела.
Также, сложности с раскрытием и выявлением данной категории преступлений вызывает кадровая политика, сложившаяся после расформирования специализированного органа, занимавшегося исключительно преступлениями, связанными с оборотом наркотиков. Так, был спровоцирован уход специалистов следователей и оперативных работников, занимавшихся выявлением и пресечением преступлений данной категории. Отток квалифицированных кадров, а также изменения полномочий действующих сотрудников влечет за собой сокращение раскрываемости преступлений по отдельным составам, таким как пересылка и перевоз наркотических средств, выявления и пресечения сбыта наркотиков.
Установление источников поставки наркотических средств также теперь представляет проблему, результатом чего становится проблематичным выявление межрегионального и международного наркотрафика. Вследствие этого в настоящее время правоохранительные органы вынуждены заниматься разработкой рядовых участников преступных групп, так называемыми закладчиками, тогда как организаторы преступных сообществ, операторы и поставщики, как правило, остаются в тени, что крайне негативно сказывается на общей ситуации в сфере оборота наркотиков, сложившейся в стране. Посредством онлайн – объявлений и рассылок организаторы наркобизнеса оперативно заполняют места курьеров и закладчиков, раскрытых правоохранительными органами, и без крупных потерь для себя продолжают свою преступную деятельность.
Так называемые «кадры» руководители данных сообществ формируют, как правило, за счет учеников старших классов, учащихся колледжей и ВУЗов, которые в погоне за легкими деньгами с радостью соглашаются на участие в данной деятельности. Стоит отметить также, что чаще всего в результате низкого уровня правосознания лица, отвергнувшие подобные предложения работы, не сигнализируют в правоохранительные органы об этих инцидентах, что позволяет преступникам продолжать вербовать в участники своих сообществ несовершеннолетних, а также вчерашних старшеклассников.
Также на уровень раскрываемости влияет и распространенное отсутствие личной заинтересованности сотрудников. Данную проблему можно было бы решить за счет финансового, социального и организационного стимулирования отличившихся работников.
С учетом всего сказанного выше можно сделать вывод, что обществу есть куда стремиться в вопросе борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Для решения проблем и повышения эффективности работы сотрудников правоохранительных органов в данной сфере следует по нашему мнению предпринять следующие шаги:
- Оснастить специалистов, осуществляющих различного рода экспертизы и исследования новым оборудованием, позволяющим более полно и качественно решать задачи, поставленные перед ними.
- Предоставить сотрудникам полиции обширные полномочия по доступу к персональной информации лиц, заподозренных в совершении преступлений в сфере наркосбыта, наладить сотрудничество правоохранительных органов с руководством наиболее распространенных мессенджеров.
- Стимулировать сотрудников путем поощрения наиболее отличившихся, организовывать мероприятия по обучению и повышению квалификации кадров.
- Осуществлять профилактику путем проведения бесед с учащимися школ, колледжей и ВУЗов на предмет опасности участия в наркобизнесе и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами.
Библиографический список
- Токманцев Д.В. Состояние наркопреступности в странах Таможенного союза: Беларуси, Казахстане и России // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2014. № 3. С. 37,38;
- Lenta.ru: Мессенджер Дурова вновь использовали террористы, код доступа: https://lenta.ru/news/2015/10/04/telegram/- свободный.
- Мальков, С.М. Уголовно-правовая характеристика хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ: отчет о НИР / С.М. Мальков, Д.В. Токманцев. – Красноярск, 2014
- Омигов В.И. Особенности незаконного оборота наркотиков в России на современном этапе // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII международной научно-практической конференции (17–18 апреля2014 г.): в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. Красноярск. 2014.