ИСТОРИЯ КРАЯ – ИСТОРИЯ СТРАНЫ. ОПЫТ КРАЕВЕДЕНИЯ В ЦАРЧИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Шония Беслан
СОШ №1 с. Царча, респ. Абхазия
учитель истории средней школы с. Царча Очамчырский район респ. Абхазия, руководитель краеведческого кружка

Аннотация
Формирование патриотизма является одной из важнейших задач современного общества. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. На базе средней общеобразовательной школы № 1 в с. Царча действует краеведческий кружок, в задачи которого входит не просто рассказать детям об истории нашего края, привить любовь к нему, но и научить к бережному отношению к памятникам. Познакомить с основами сохранения культурного наследия. В ежегодные работы кружка входит выезд со школьниками на места сохранившихся памятников, чистка этих памятников от зеленых насаждений, которые очень буйные в нашем, фактически субтропическом климате. В ходе очистки памятников от зеленых насаждений дети изучают архитектурные особенности их, учатся делать обмеры и составлять их планы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шония Б. История края – история страны. Опыт краеведения в Царчинской средней школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24262 (дата обращения: 24.02.2024).

Краеведение – это не просто изучение истории, но важнейший фактор в формировании патриотизма и целостности личности.

Само понятие «краеведение» определяет возможные виды деятельности. Большая Советская энциклопедия [3, С.920], Российская педагогическая энциклопедия [1, С.475], словарь русского языка С. И. Ожегова [2, С.295] определяют, что это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Следовательно, изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т. к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель единая — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве. [4, С.40-47].

Гражданско-патриотическое образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника. Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем является формирование уважения к закону, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. На третьей ступени (старшая школа) определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.

История Абхазии не просто очень богатая и древняя, но и уникальная, в первую очередь сохранностью своих памятников, а так же малой степенью их изученности. Только в нашем селе – Царча насчитывается несколько храмов, дворцов и крепость, относящаяся к XII-XV вв.

На базе средней общеобразовательной школы № 1 в с. Царча действует краеведческий кружок, в задачи которого входит не просто рассказать детям об истории нашего края, привить любовь к нему, но и научить к бережному отношению к памятникам. Познакомить с основами сохранения культурного наследия. В ежегодные работы кружка входит выезд со школьниками на места сохранившихся памятников, чистка этих памятников от зеленых насаждений, которые очень буйные в нашем, фактически субтропическом климате. В ходе очистки памятников от зеленых насаждений дети изучают архитектурные особенности их, учатся делать обмеры и составлять их планы.


Рис. 1. Учащиеся кружка идут к храму

Так, к примеру, вот был описан и составлен план старшеклассниками церкви «Пичвиш охваме»:


Рис. 2. План храма, составленный учащимися кружка

«Памятник расположен в 7-8 км на северо-запад от центра села Царча при границе с исторической областью Бедия. Памятник расположен в густорастущем лесу на возвышенности, с которого хорошо видны окрестности села и Бедийский храм. Внутри храма видны следы раскопок, которые совершали вандалы в поисках сокровищ. В процессе нашего исследования мы были окружены стаей летучих мышей. Мы произвели замеры комнат памятника и установили размеры обработанных камней (80х40 м). В центральной части храма мы обнаружили на каменной плите высеченный крест. У этой плиты была отколота правая нижняя часть. Вся территория храма с учетом его самого, следов построек рядом с храмом и оградовой стеной составляет примерно 1 га. Храм пятикомнатный. Высота центральной части достигает 6 м. Длина и ширина храма соответственно 15 и 11 м. Купола каменные, толщина кладки стен 0,8 – 1 м. Переходы между комнатами арочные. Свет в храм попадает снаружи через 6 конусообразных окон расположенных вдоль стен. Памятник «Пичвиш охваме» является ранним христианским памятникам. Он является большой редкостью по своей планировке и застройке в Абхазии. Очень интересно его изучение специалистами и археологами».

Кроме самого описания под руководством своего учителя был составлен и план памятника, и был даже найден снимок этого храма, каким он был в начале XX в. Все эти материалы были размещены в местном школьном музее. В этот музей и на сам храм школьники старших классов водят младшеклассников и проводят экскурсии. Таким образом, поддерживая «связь поколений».


Рис. 3. Фото храма начала XX в., размещенное на стенде в школьном музее

В планах школьного краеведческого кружка оформление подобного стенда по всем памятникам села.

Подводя итог, хочется сказать, что главное в деятельности кружка это попытка направить учащихся на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются изучение и сохранение памятников родного села. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения историко-культурных ресурсов своей родины. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру.


Библиографический список
  1. П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова.//      Российская педагогическая энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.
  2. С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И.    Скворцова // Словарь русского    языка. — 24-е изд., испр. —  М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. —  С.295.
  3. К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. — С. 920.
  4. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№  3.- С.40-47.


Все статьи автора «g_gis»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: