ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ СИНДРОМЕ ДИЗАРТРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Коровина Наталья Анатольевна
МБОУ «Лицей №8 г. Новоалтайска Алтайского края»
педагог-психолог

Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема комплексного психолого-педагогического сопровождения младших школьников с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрии. Выявлена и обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения младших школьников с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрии, для получения каждым ребенком образования в соответствии с его образовательными, возрастными и индивидуальными потребностями.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Коровина Н.А. Психолого – педагогическое сопровождение младших школьников с ОНР при синдроме дизартрии в общеобразовательной школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/06/24048 (дата обращения: 05.03.2024).

Сопровождение ребенка на этапе начального школьного образования, в соответствии с личностными особенностями, крепко объединяет  деятельность участников образовательного процесса, в которой близко соединяются интересы логопедов, психологов, медицинских работников, педагогов и семьи.

Процент учащихся начальной школы с дизартрией (проанализированы отчеты логопедов со школ) составляет 30%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В настоящее время является актуальной потребностью и задачей начального школьного образования всесторонняя и тщательная проработка психолого–педагогического сопровождения детей с ОНР при синдроме дизартрии. Нужно организовать содержательный аспект всесторонней помощи детям, усиление ее профилактических аспектов.

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют психологу и логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога.  [22с. 2]

Основными участниками сопровождения являются логопед, педагог – психолог, медицинский работник, педагог, родитель и ученик с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрия.

Целью деятельности специалистов сопровождения является создание качественного образования в соответствии с их образовательными, возрастными и индивидуальными потребностями,   и исходя из их реальных возможностей.

Основными этапами реализации сопровождения являются: диагностический этап – осознание сути проблемы, и нахождения возможных путей решения; поисковый этап – сбор информации о возможных путях решения и доведения информации до участников сопровождения; консультативно – проективный этап – обсуждение путей решения проблем, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков работ; деятельностный этап – выполнение запланированной работы; рефлективный – анализ проделанной работы.

Одним из первых этапов сопровождения в общеобразовательной школе является диагностический. На этом этапе проводится комплексное обследование детей младшего школьного возраста. В комплексное обследование входит психолого-педагогическая и логопедическая диагностика.

Опытно – экспериментальная работа по  психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению детей с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрии велась на базе МБОУ «Лицея № 8 г. Новоалтайска Алтайского края».

В  начальных классах лицея учатся  190 учащихся  70 учеников, имеют различные речевые нарушения (ОНР различной степени, ФФНР, дизартрия, дислалия, дизграфия.), но самый большой процент (71%) из них имеют диагноз стертая дизартрия.

Психологическому изучению детей отводится главная роль в сборе информации об уровне умственного развития личностных и индивидуально-психологических особенностей.

Начало психологического обследование началось со сбора информации с целью анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.

На данном этапе были изучены документы необходимые для изучения ребенка, а это медицинские данные от педиатра об общем состоянии детей, психоневролога  обоснованным медицинским диагнозом.

Кроме того были изучены педагогическая характеристика и заключения ППМК, если таковые документы были представлены лицею.

По данным документов определилось, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.

Следующий этап не посредственно работа с самим испытуемым. Для обследования ребенка были учтены его личностные особенности, а это возраст, пол, его мотивы, позиции, привычки, характер и темперамент.   Чрезвычайно внимательно отнеслись к состоянию здоровья, различным психомоторным, физиологическим нарушениям и отклонениям в развитии.

Диагностическая работа началась с первого сентября 2016 года.   Констатирующий этап проводился в сентябре, формирующий этап с сентября по май, контрольный этап в мае. Обследование проводилась в первой половине дня. В диагностическом обследовании приняли  50 детей  с недоразвитием речи при синдроме дизартрия обучающиеся с первого по четвертый класс. Большинство методик проводились в малых группах, и так же проводилась индивидуальная диагностическая работа.

Проанализировав  диагностические данные выявилось

С этой целью нами была создана программа «Хочу учиться». В программу входят интегрированные занятия педагога — психолога и учителя-логопеда, с учетом медицинских рекомендаций по сопровождению учащихся с ОНР при синдроме дизартрия. Так же разработаны рекомендации,с учетом общеобразовательной программы для педагога и родителей. Основные направления программы «Хочу учиться»: диагностическое; организационная работа, коррекционно – развивающая работа, завершающий этап работа с родителями и педагогами. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, включение всех сенсорных систем: слуховой, зрительной, кинестетической, тактильной. На интегрированных занятиях широко используется упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения. [2 с. 3]

В программе логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, психологических процессов, эмоционально – волевых качеств.

С медицинской стороны: обследование и лечение учащегося с дизартрией не реже 2 –х раз в год.

Программа предусмотрена на учебный год, планируется одно занятие в неделю, 3–4 занятия в месяц. В программе запланированы разнообразные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Учебный план программы составляется в соответствие с тематическим планированием общеобразовательной программы. Ожидаемые результаты при реализации программы: у учеников улучшаются  показатели в развитии речевой деятельности, коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, произвольной сферы, успешно формируются мотивационная и эмоционально – волевая сфера.

Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение детей с ОНР при синдроме дизартрия, позволяет: во-первых, объединить работу всех специалистов сопровождения в единую службу ППМС – сопровождения, что улучшает качество образовательного процесса; во – вторых, разработка интегрированных логопедических и психолого–педагогических индивидуальных и групповых программ; в – третьих, процесс контроля образования поможет увидеть динамику развития, что в свою  очередь внесет нужные изменения в программу, и поможет ученику легко адаптироваться в школьной среде.

Важнейшим условием, реализации программы, является успешная работа сотрудников сопровождения с семьей. Основную функцию   несет семья — ее активное участие в  совместной работе родителей и педагогов. Главным  методом,         психолого-педагогического сопровождения  семьи, является консультация родителей с целью информирования, и выработки у них реалистического восприятия нарушения ребенка. Воспринимая адекватно проблему ребенка  родитель, будет ставить перед собой,  реальные образовательные задачи, создавая благоприятные условия  для ребенка в домашнем обучении.


Библиографический список
  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 289 с.
  2. Жирнова О. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 62-64.
  3. Шипицына Л.М. Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развитие ребенка: Пособие для учителя дефектолога. М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2003.- 528 с.


Все статьи автора «Коровина Наталья Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: