ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ – ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Филиппова Татьяна Александровна1, Мироседи Светлана Андреевна2, Лазырина Ольга Валерьевна3
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
2Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
3Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, студент кафедры «Экономика и менеджмент»

Аннотация
Предметом данного исследования выступает среда функционирования регионального торгового предприятия, а темой – маркетинговое исследование факторов среды торгового предприятия.
Цель работы – на основе SWOT-анализа маркетинговой среды данного торгового предприятии выявить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Полученные в ходе исследования результаты работы могут быть использованы в деятельности, как исследуемого предприятия, так и других аналогичных торговых предприятий.

Ключевые слова: анализ SWOT, маркетинговая среда, маркетинговые исследования, методы исследования, торговое предприятие, факторы среды


INVESTIGATION OF MARKETING ENVIRONMENT OF A TRADING ENTERPRISE - OBJECTIVE NEED

Filippova Tatyana Aleksandrovna1, Mirosedi Svetlana Andreevna2, Lazyrina Olga Valerevna3
1Volzhky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University, candidate of economical sciences, docent of «Economics and Management»
2Volzhky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University, candidate of economical sciences, docent of «Economics and Management»
3Volzhky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University, student of «Economics and Management»

Abstract
The subject of this study is the environment of the functioning of the regional trade enterprise, and the theme is the marketing research of environmental factors of trade enterprise.
The purpose of the work is to find out its strengths and weaknesses, as well as opportunities and threats, based on the SWOT analysis of the marketing environment of this trading enterprise. The results of the research obtained during the research can be used in the activities of both the research enterprise and other similar trading enterprises.

Keywords: environmental factors, marketing environment, marketing research, research methods, SWOT analysis, trade enterprise


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова Т.А., Мироседи С.А., Лазырина О.В. Исследование маркетинговой среды торгового предприятия – объективная необходимость // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23615 (дата обращения: 29.02.2024).

Эффективное функционирование торговых предприятий в настоящее время невозможно без активного взаимодействия с внешней средой. Для успешного продвижения товара они должны найти и заинтересовать покупателя информацией о своем товаре, о его потребительских свойствах и преимуществах по сравнению с другими аналогичными товарами, о наличии гарантий и различного рода дополнительных услуг, о местах продаж и т.п.

Торговое предприятие об интересующем его рынке должно знать множество нюансов, влияющих на объемы продаж: емкость рынка, наличие конкурентов и их возможности, уровень цен и качество предлагаемого на рынке товара, предпочтения покупателей и многое другое.

Совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на результаты торговой деятельности предприятия, представляет собой маркетинговую среду, которая является достаточно изменчивой и которую необходимо постоянно исследовать, поскольку без достоверной информации и анализа текущей рыночной ситуации сложно добиться стоящих перед торговым предприятием целей. Это актуализирует необходимость маркетинговых исследований среды, что послужило основанием для написания данной статьи.

Данной проблеме посвящено множество работ как зарубежных авторов, таких как Котлер Ф., Черчилль Г, Берман Б, Хардинг Г, Эванс Дж. Р., Рид К., Браун Р. и др. так и российских, как Герчикова И.Н., Соколова М.И., Гречков В.Ю., Голубков Е.П., Багиев Г.Л., Красикова Н.И. и др.

Маркетинговые исследования в данном контексте представляют собой деятельность, направленную на выявление возможностей и проблем в определенной сфере торговли, путем сбора и анализа информации о потребителях, поставщиках, конкурентах, конъюнктуре рынка, а также о факторах внутренней среды, для выработки оптимальных маркетинговых решений, способствующих достижению целей.

Поскольку «…современная конкурентная среда требует пересмотра типичных подходов, так как они перестали соответствовать ее требованиям», необходимо использовать весь арсенал способов и методов проведения исследований [4, с. 123].

В качестве инструментария маркетингового исследования могут использоваться методы:

- качественные: наблюдение, мониторинг, фокус-группа, глубинное интервью, анализ протокола;

- количественные: опросы, аудит розничной торговли, панельный;

- смешанные: hall-тест, home-тест, таинственный покупатель.

Выбор метода определяется постановкой цели исследования и конкретной ситуацией.

Аналитическая составляющая маркетингового исследования базируется на системном и комплексном анализе, в основе которого лежат такие методы как экономико-статистический, экономико-математическое моделирование, линейное программирование, функционально-стоимостной анализ, экспертные оценки и др.

Для анализа маркетинговой среды используют методы: STEP/PEST-анализа; ETOM-анализа; QUEST-анализа; SWOT-анализа.

Первые три метода направлены на исследование возможностей и угроз факторов внешней среды.  Наиболее распространенным является SWOT-анализ, позволяющий выявить как возможности и опасности рынка, так и собственные сильные и слабые стороны предприятия.

В данной работе будем использовать SWOT-анализ для выявления основных факторов маркетинговой среды торгового предприятия.

Объектом данного исследования является  торговое предприятие, филиал компании New Yorker  в России. Каждый магазин торговой сети New Yorker относится по своему формату к бутику.

New Yorker – это немецкая компания, специализирующаяся на производстве недорогой одежды, обуви и аксессуаров для мужчин, женщин, подростков. Полное название компании — New Yorker Group Services International GmbH & Co.KG. Компания владеет большой сетью фирменных магазинов, в которых продает одежду, обувь и аксессуары, выпускаемые под собственными лейблами (Smog, Fishbone и Amisu).

Одежда производится в Китае и других азиатских странах. Ценовые сегменты: ниже среднего и нижний. Качество обычно соответствует цене, но варьируется. Используются недорогие материалы, как натуральные, так и искусственные [1].

Компания New Yorker была основана в 1971 году в ФРГ (Западной Германии) предпринимателями Фридрихом Кнаппом (Friedrich Knapp), Тилмаром Хансеном (Tilmar Hansen) и Михаэлем Симсоном (Michael Simson). Первоначально компания занималась розничной продажей джинсовых изделий; первый магазин открылся в городе Фленсбург в том же 1971 году.

Для осуществления анализа маркетинговой среды функционирования торгового предприятия составим SWOT-анализ на основе полученной и систематизированной информации, а также методики анализа, представленной в статье [5, c. 55].

Первый этап данного анализа – это выделение компонентов внутренней среды рассматриваемого торгового предприятия, которые сгруппируем и представим в таблице 1, и компонентов внешней среды, не зависимых от деятельности самого торгового предприятия, и представленных в таблице 2.

Таблица  1 – Сильные и слабые стороны торгового предприятия

Группы Сильные стороны Слабые стороны
Менеджмент Высококвалифицированный персонал, возможности личного и карьерного роста. Отсутствие четко структурированных и регламентированных прав и обязанностей сотрудников, а также четкой системы мотивации и стимулирования работников.
Снабжение Благоприятные отношения с поставщиками – производителями модной и качественной одежды В связи с кризисной ситуацией в стране, а именно ростом курса доллара и евро – снижение объемов предлагаемой продукции со стороны зарубежных брендов.
Финансовая среда Ежегодный (за рассматриваемый период 2014-2016 гг.) рост показателей прибыли и рентабельности. Рост краткосрочных заемных средств в структуре финансирования.
Ценообразование Возможность купить хорошие, модные и качественные вещи на распродажах. Высокие цены на товары.

Как правило, на распродажах бывают в наличии не все модели, размеры и цвета – ограниченный выбор.

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что к сильным сторонам данной организации относятся: высококвалифицированный персонал, возможности личного и карьерного роста, благоприятные отношения с поставщиками – производителями модной и качественной одежды, реализация модных и качественных товаров по сниженным ценам во время распродаж. Наличие данных сильных сторон у торгового предприятия дает ему существенные преимущества перед конкурентами на рынке по продаже модной одежды.

Таблица  2 – Возможности и угрозы торгового предприятия

Группы

Возможности

Угрозы

Спрос и предложение В New Yorker представлена одежда самых разных фасонов: как строгих, так и очень смелых, оригинальных, нестандартных и цвета также на любой вкус. «Стили» одежды в New Yorker: спортивный, и так называемый клубный casual; отдельные вещи можно отнести к строгому casual.

Также в продаже есть обувь, сумки и аксессуары.

Материалы одежды в основном недорогие, но для такой невысокой цены довольно качественные. Довольно много вещей из 100% хлопка. Обувь и сумки — из кожзаменителя. Вещи практичные и достаточно износостойкие; за ними легко ухаживать. Все они производятся в Китае, Бангладеш и других азиатских странах.

Сокращение спроса из-за снижения покупательской способности основных потребителей.

Захват сегментов покупателей другими магазинами-конкурентами.

Конкуренция Весьма демократичная одежда New Yorker становится особенно доступной на распродажах, когда цены на футболки падают до 199 рублей, на рубашки и толстовки — до 399 рублей, и так далее. Распродажи проводятся дважды в год — в июле и январе.

Представлена в основном молодежная мода для девушек и юношей до 50 размера.

На данный момент значительное количество  конкурентов: как со стороны розничных продавцов, так и со стороны интернет-магазинов.

Отсутствие ключевых преимуществ перед конкурентами.

Размерный ряд ограничен, отсутствуют большие размеры для женщин и мужчин.

Сбыт Главные бренды: Smog, Amisu, Fishbone, Fishbone Sisters, Censored. Наиболее привлекательным магазин является для покупателей в возрасте примерно 14-25 лет. Возможно снижение объемов сбыта в связи с ростом конкуренции со стороны интернет-магазинов и аутлетов (торговых центров, специализирующихся на продаже одежды известных брендов со значительными скидками).
Экономическая ситуация Привлечение инвестиций в данное торговое предприятие. Инфляция, увеличение налогового давления, возможный рост курса валюты – доллара и евро.

Представленные в SWOT-анализе сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы рассматриваемого торгового предприятия будут полезны и необходимы для выработки дальнейшей стратегии по сохранению его конкурентоспособности, сохранению покупателей и повышению выручки и чистой прибыли.


Библиографический список
  1. Официальный сайт NewYorker [Электронный  ресурс]. – URL:  https://www.newyorker.de/ru (дата доступа 26.03.2017.)
  2. Официальный сайт Исследовательского центра Эффет Рынок сетевого ритейла одежды в России и регионах: состояние, тенденции и перспективы его развития [Электронный  ресурс]. – URL:   http://www.effet.ru/novosti/rynok-setevogo-riteyla-odezhdy-v-rossii-i-regionah-sostoyanie-tendentsii-i-perspektivy-ego-razvitiya.html (дата доступа 24.03.2017.)
  3. Мироседи С. А., Королева А. В. Использование инструментов управленческого учета в маркетинге // Современные аспекты экономики. -2016. – № 4 (224). – СПб. – С. 123-126.
  4. Филиппова Т.А., Клещева К.Ю. Маркетинговые исследования деятельности ОАО «СКБ-банк» как путь повышения его конкурентоспособности  //Наука и экономика. – 2011. – №1-5. – С. 54-56.


Все статьи автора «Филиппова Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: