КОНФЛИКТНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ КОЛЛЕКТИВА

Лебедева Татьяна Евгеньевна1, Голубева Ольга Владиславовна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Проблема решения конфликтов в организации является важным аспектом оптимизации работы в условия конкурентной среды. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей организации психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности; разработка и апробация программы психологической помощи сотрудникам.

Ключевые слова: адаптация, исследование, коллектив, конфликт, персонал, помощь, сопровождение, управление


CONFLICT: FEATURES OF ASSISTANCE TO STAFF OF THE COLLECTIVE

Lebedeva Tatiana Evgenievna1, Golubeva Olga Vladislavovna2
1Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod (Minin University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
2Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod (Minin University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
The problem of solving conflicts in an organization is an important aspect of optimizing work in a competitive environment. Conflicts arise on the basis of the opposite of interests, social attitudes and the direction of individuals involved in the conflict of people
The article examines the results of research on the specifics of the organization of psychological assistance to staff on conflict issues; Development and approbation of a program of psychological assistance to employees.

Keywords: adaptation, assistance, collective, conflict, management, personnel, research, support


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Конфликтность: особенности оказания помощи сотрудникам коллектива // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23343 (дата обращения: 26.02.2024).

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии управления ведутся по следующим направлениям: теоретико-игровое; теория организационных систем; теория и практика переговорного процесса [1,2].

На основании теоретического анализа психологической литературы по проблеме психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности была разработана программа исследования.

Цель исследования: изучение особенностей организации психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности; разработка и апробация программы психологической помощи сотрудникам.

Основу программы исследования составили:

  1. Программа психологической помощи «Конструктивное решение конфликтных ситуаций».
  2. Опросник оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).
  3. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку)
  4.  Тест К. Томаса.

Выборка: В исследовании принимали участие 124 сотрудника

В экспериментальной группе в исследовании приняло участие 62 человека. Из беседы с руководителем, выяснилось, что сотрудники часто конфликтуют, не организованы.

В контрольной группе было обследовано 62 человека. Здесь выявлены схожие с экспериментальной группой проблемы конфликтности, неорганизованности.

Эмоциональное состояние сотрудников измерили с помощью опросника САН. Первичный качественный анализ показал, что средние значения показателей экспериментальной (контрольной) группы ниже нормы. Из чего следует неблагоприятное состояние испытуемых.

Результаты исследования представлены на рисунке 1

 

Рисунок 1. Измерение самочувствия, активности, настроения (САН) (1 срез)

Следующим шагом нашего исследования было измерение эмоционального состояния сотрудников методикой диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку).

Из рисунка 2 видно,что средние значения показателей экспериментальной (контрольной) группы по шкале тревожность имеют показатели ниже нормы, по шкале фрустрация средний уровень. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Диагностика самооценки психических состояний (по Айзенку) (1срез)

Далее были изучены стили поведения сотрудников в конфликтных ситуациях. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Диагностика по  К. Томасу (1 срез)

Обобщая полученные данные можно сделать следующие выводы:

- негативное эмоциональное состояние и трудности в разрешении конфликтов испытывают большинство сотрудников фирмы (Экспериментальная и контрольная группа).

На основании теоретического анализа и результатов психодиагностического обследования, был разработан проект авторской программы для психологической помощи сотрудникам по конструктивному решению конфликтных ситуаций, состоящий из 7 занятий [3,4].

Повторная диагностика показала, что произошли изменения в эмоциональном состоянии и стилях поведения в конфликтных ситуациях сотрудников. Полученное по шкалам «самочувствие», «активность», «настроение» по опроснику САН в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Количественный анализ результатов экспериментальной (контрольной группы) позволил отметить, что среднее значение показателей по Тесту самооценка психических состояний (по Айзенку) в экспериментальной группе по всем шкалам меньше, чем в контрольной группе. Результаты исследования представлены на рисунке 4. После проведения авторской программы психологической помощи и консультирования у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная психического состояния, а именно, снижение показателей по шкалам тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

 Рисунок 4. Диагностика самооценки психических состояний (по Айзенку) (2срез)

Результаты сравнительной психодиагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях показывают эффективность проведённой авторской программы психологической помощи и консультирования сотрудникам по проблемам конфликтности. По результатам явно прослеживается перераспределение выраженных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Рисунок 5. Диагностика по  К. Томасу (2 срез)

Из рисунка 5 видно, что после проведения авторской программы психологической помощи у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная динамика стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Следовательно, мы можем отметить, что реализация комплексной программы психологической помощи сотрудникам научно-производственной фирмы по проблемам конфликтности, помогла положительному изменению психоэмоционального состояния, оптимизации стилей поведения в конфликтных ситуациях участников экспериментальной группы.


Библиографический список
  1. Лебедева Т.Е. Управление стрессом специалистов, работающих в сфере сервиса и туризма //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-3 (43). С. 126-128.
  2. Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Социально-психологическое сопровождение и адаптация персонала через оптимизацию социально-психологического климата в организации //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1230-1235.
  3. Лебедева Т.Е., Голубева О.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки //Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 58.
  4. Егоров Е.Е., Крючкова Ю.Р. Некоторые аспекты управления персоналом в малом бизнесе //Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 5-1 (5). С. 55-57.


Все статьи автора «Татьяна Лебедева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: