ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ПЕРЕХОД ОТ «БИПОЛЯРНОГО» К «ТРЕХПОЛЮСНОМУ» ПРОСТРАНСТВУ

Преображенская Арина Александровна1, Арифуллин Марат Венерович2
1ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук», кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований
2НАОУ ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Аннотация
Данная статья продолжает цикл материалов по проблемам внутриполитического развития и состояния экономики Франции, которые были опубликованы соавторами в 2014-2016 годах и касались политики современной Франции по вопросам преодоления кризиса в социальной сфере: расширению государственных социальных гарантий, «адресности» и диверсификации социальной помощи.
В очередной статье авторы, продолжая разговор о политической и социальной жизни в условиях кризиса, анализируют структурные изменения в партийно-политическом пространстве этой европейской страны, наметившийся переход от «биполярного» к «трехполюсному» пространству.
В условиях экономического кризиса во французском обществе отчетливо проявились следующие интересные тенденции: нарастание неуверенности французов в будущем, усугубление социального пессимизма, как следствие этого, усиление отторжения граждан от мира политиков. За годы кризиса среди рядовых французов усилилось недоверие к общественно-политическим институтам и деятелям. В то время как число проблемных точек и политических разломов в обществе росло, политическое представительство долгое время осталось в рамках противоборства «левых» и «правых», что более не отражало весь спектр современных реалий. В этих условиях в политической жизни Франции серьезно возросла роль третьей политической силы - крайне правого Национального фронта (НФ) Франции. Избиратели, голосующие на выборах за Национальный фронт, занимают промежуточное положение между «левыми» и «правыми».
Вместе с тем, процесс перегруппировки политических сил еще далек от завершения и не исключено, что оставшееся до предстоящих президентских выборов время принесет новые неожиданности, на которые так богата в последнее время политическая жизнь Франции.

Ключевые слова: «трехполюсному» партийно-политическое пространство Франции, безработица, выборы во Франции, миграция населения, Политическая жизнь Франции, социальное неравенство


EVOLUTION OF PARTY AND POLITICAL SPACE OF MODERN FRANCE: TRANSITION FROM "BIPOLAR" TO "TRIPLE-POLE" (POLITICAL) SPACE

Preobrazhenskaya Arina Aleksandrovna1, Arifullin Marat Venerovich2
1National research institute of world economy and international relations n/a E.M. Primakova of the Russian Academy of Sciences, Candidate of political sciences, senior researcher of the Center for Comparative Socio-Economic and Socio-Political Studies
2Moscow Humanities University, Candidate of economic sciences, associate professor of the department of socio-cultural service and tourism

Abstract
This article continues a cycle of materials on problems of internal political development and state of the economy of France which have been published by co-authors in 2014-2016 and concerned policy of modern France concerning overcoming crisis in the social sphere: to expansion of the state social guarantees, "targeting" and diversification of the social help.
In the next article co-authors, continuing a conversation on political and social life in the conditions of crisis, analyze structural changes in party and political space of this European country, the outlined transition from "bipolar" to "triple-pole" space.
In the conditions of an economic crisis in the French society the following interesting tendencies were distinctly shown: increase of uncertainty of French in the future, aggravation of social pessimism, as a result of it, strengthening of rejection of citizens from the world of politicians. For years of crisis among ordinary French the mistrust to social and political institutes and figures has amplified. While the number of problem points and political breaks grew in society, the political representation long time remained within an antagonism "left" and "right" that didn't reflect all range of modern realities any more. The role of the third political force - extremely right National Front of France has seriously increased in these conditions in political life of France. The voters voting on elections for the National Front are intermediate between "left" and "right".
At the same time, process of a regrouping of political forces is still far from end and isn't excluded that time which has remained prior to the upcoming presidential elections will bring new surprises in which political life of France is so rich recently.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Эволюция партийно-политического пространства современной Франции: переход от «биполярного» к «трехполюсному» пространству // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23243 (дата обращения: 05.03.2024).

Политическая жизнь Франции издавна имела двухполюсной характер. В стране традиционно противостояли друг другу два блока «левых» и «правых» сил, предлагавшие конкурирующие модели общественного устройства. Ключевую роль в «биполяризации» политической жизни играла  мажоритарная избирательная система в двух турах с необходимым для прохождения во второй тур  барьером в 12,5% голосов.  Обычно эта система приводила к тому, что во втором туре  оставались два кандидата – от правительственного большинства и  от оппозиции.   

В связи с процессами глобализации национальное государство все больше лишалось рычагов контроля над экономическими процессами, движением капиталов, информационных потоков и рабочей силы. Французским правящим кругам необходимо придерживаться определенных экономических параметров, чтобы иметь возможность участвовать в интеграционных процессах европейских государств. Рамки для маневра в социально-экономической политике стали  ограниченными.

Параллельно с уменьшением  амплитуды колебаний социально-экономической политики в зависимости от политической окраски сил у власти происходило усложнение политической повестки  дня. Наблюдается деструктуризация политических разломов.  Размежевания в обществе уже не ограничиваются социально-экономическими и социо-культурными разногласиями, они проходят вне традиционного политического позиционирования.

По вопросам о  роли  государства в экономике линия раздела  между правыми и левыми избирателями сохраняется, по проблемам объединенной Европы, открытия миру и глобализации – сторонники правых и социалистической партии противостоят крайне правым и крайне левым,  по социо-культурным  сюжетам (смертная казнь, усыновление гомосексуальными парами) –  левые выступают против традиционных правых  и  сторонников крайне правого Национального фронта (НФ),  в сфере социальной справедливости, перераспределении материальных  благ  -  избиратели Национального фронта занимают промежуточное положение между левыми и правыми.

В то время как  число проблемных точек и политических разломов в обществе росло, политическое представительство осталось в рамках противоборства  левых и правых,  что более не отражало весь спектр современных реалий. Разочарованных деятельностью «системных партий» и зачастую относящихся к категории «проигрывающих от глобализации» французов  не без успеха старались  привлечь  к себе  политические движения, находящиеся на крайне правом и левом флангах политического спектра. Крайне правый Национальный фронт  связывал рост безработицы и преступности  с увеличением числа  иммигрантов, а крайне левые организации обличали хищнический характер капитализма,   неолиберальной глобализации и  предлагали перераспределить материальные блага  всем нуждающимся.

Роль фактора, сдерживающего проникновение экстремистов в выборные органы власти, несомненно, играла мажоритарная избирательная система. Тем не менее, при относительном равенстве сил левых и правых НФ постепенно начал выступать на выборах в роли арбитра.    Партийно-политическое пространство Франции эволюционировало к «трехполюсному». Но к неравновесному «трехполюсному» –  его составляет два полюса и одна партия. В настоящее время левые силы объединяют около 36-37% избирателей, правые – около 32-34%  и НФ – около 28-30%.

В годы кризиса, по данным периодически проводившихся с декабря 2009 г. по апрель 2015 г. опросов,  французы жили в атмосфере нарастания пессимистических настроений.  Эти настроения  охватывали как настоящее и будущее страны, так и личное положение и  жизненные перспективы  респондентов. За последние пять лет  количество граждан, с оптимизмом смотрящих в будущее, снизилось с 45 до 32% [1].  При этом речь идет не столько об  объективных факторах  обеднения,  сколько  о субъективном ощущении утраты былой социальной стабильности, характерной для послевоенной эпохи «славного тридцатилетия», когда высокие темпы  роста ВВП сочетались с практическим отсутствием безработицы и сопровождались  постоянным ростом покупательной способности населения.  Растущая безработица, постепенное вытеснение бессрочного контракта новыми формами занятости – контрактами на фиксированный срок, различными видами частичного и неполного трудоустройства способствовали росту у населения неуверенности в будущем [16].

Политолог Паскаль Перрино охарактеризовал подобное состояние общества как «коллективную депрессию» [2].  Все более явным становится   растущее размежевание между зажиточными и малообеспеченными слоями населения: открытость внешнему миру и «культурный либерализм» высокооплачиваемых кадров  противостоит получающему  все большее распространение среди работников с низкой квалификацией  враждебному отношению к глобализации, евроскептицизму и «культурному консерватизму».

Нарастание  неуверенности французов в будущем,  усугубление социального пессимизма   привели к усилению отторжения граждан  от мира политиков. Опросы также показывали, что в годы кризиса  усилилось  недоверие к политическим институтам и  деятелям. Так, в апреле 2015 г. только 24% избирателей были убеждены, что демократия функционирует хорошо – причем за пять лет этот показатель упал на 23% [3]. Способствовали тому, что имидж  политических лидеров приобретал в сознании французов все более негативную окраску и  обвинения в адрес ведущих политических деятелей в финансовых злоупотреблениях.  Характерно, что в апреле 2015 г.  партии заняли последнее место по степени доверия   среди многих политических и экономических акторов: им доверяли всего 9% опрошенных. По данным того же опроса 66% избирателей считали, что политики в основном коррумпированы (+ 4% по отношению к опросу декабря 2013 г.), а 86% полагали, что политики в своей деятельности руководствуются не всеобщими, а личными интересами (+4%).

Основные политические движения находятся на подступах  к грядущей  президентской кампании 2017 г.  В условиях трехполюсного политического пространства наибольшую важность для кандидатов от основных политических сил  -  правящей Французской социалистической партии  (ФСП)  и  оппозиционной партии Республиканцев (РП),   приобретает  именно первый тур. Из промежуточного этапа  он превращается в судьбоносный.

Электоральные перспективы находящихся у власти социалистов  осложняются   беспрецедентно  низким уровнем общественной поддержки президента страны. Рекордно низкий рейтинг Олланда, колебавшийся в 2015- 2016 г.г.  вокруг 13-15% отметок,  обусловлен,  прежде всего, тем, что правительству не удавалось преодолеть негативные тенденции на рынке труда.  Отход президента-социалиста от свойственной левым практики стимулирования спроса к линии на поощрение предложения и строгой бюджетной экономии   негативно воспринимался прежде всего левыми избирателями, которые привели к власти Олланда в 2012 г. Сдвигаясь вправо,  ФСП теряла  контакт с народными слоями населения, своими традиционными сторонниками.

В 2014 -  2015 гг.  левые силы потерпели поражения на  всех выборах в местные органы власти – муниципальных, департаментских, региональных, а также на  выборах  в Европарламент и частичных выборах в Сенат. Социалисты потеряли избирательную базу на местах, которую набирали много лет. По степени влияния в местных органах власти они откатились  на четверть века назад, к 1990м гг. – под их влиянием  остался юго-запад, некоторые города центра и крупнейшие метрополии страны.  Социалисты  лишились имплантации в местных органах власти с ее  политическими, финансовыми и социальными ресурсами.

Вместе с тем, на региональных выборах, состоявшихся 6 и 13 декабря 2015 г., социалистам  удалось минимизировать потери, сохранив  под своим  управлением 5 регионов из 13. Перед вторым туром в руководство ФСП призвало к  «республиканскому фронту» и сняло  списки в двух регионах, где соцпартия заняла третье место, а лидировали списки Национального фронта – Провансе-Альпах-Лазурном берегу и Севере-Пикардии-Па де Кале. Левые избиратели в данных округах  во втором туре подавляющем большинстве проголосовали за Республиканцев  – 82% на Севере и 58% – в Провансе [4].  Негативные последствия   от отсутствия депутатов в старинных бастионах соцпартии  Па де Кале и  Марселе могут быть скомпенсированы репутационными плюсами: ФСП с полным правом предстала  в глазах избирателей объединителем граждан, настоящим борцом с анти республиканскими силами, готовым на жертвы ради этой борьбы.  Между двумя турами прозвучало заявление премьера Вальса, что победа НФ может привести страну к «гражданской войне» [5]. То есть социалисты уже явно обозначили ту пропагандистскую линию, которую можно будет раскручивать в ходе президентской кампании.

В том, что  соцпартия смогла улучшить свои результаты по сравнению с департаментскими выборами, состоявшимися в марте, сказался тот фактор, что  после крупнейшей в истории страны по числу жертв террористической атаки 13 ноября последовал   резкий взлет популярности исполнительной власти.  Однако данный общественный порыв  стал временным явлением, как уже было в январе после терактов в редакции газеты Шарли Эбдо.  Уже через месяц, в конце декабря 2015 г. рейтинги президента и премьера опустились на соответственно 12% и 8% [6].

Задачи руководства ФСП  по мобилизации электората осложняются отсутствием идейного единства  внутри партии,  противоречиями с другими левыми организациями (экологистами, коммунистами, Левым фронтом).  Для социалистов жизненно важным является вопрос о политических союзах и взаимоотношениях внутри  левого блока.  В 2015 г. социалистам  на выборах в местные органы власти  не удалось заключить общенациональные предвыборные соглашения со своими союзниками по левому лагерю.  Так, в  первом туре  департаментских выборов списки ФСП  получили лишь 13,28%  голосов,  причем остальные списки левых партий  собрали в  23,42% [7]. Открытым остается вопрос, удастся ли социалистам убедить  идейно разнородный электорат голосовать за их кандидата на президентских выборах  уже в первом туре.

Традиционным соперникам социалистов –  правым силам –  приходится опасаться перетекания голосов своих приверженцев к Национальному фронту. Так,  20% избирателей  Саркози 2012 г. на региональных выборах 2015 г. поддержали кандидатов НФ. Исследования показывают, что за НФ проголосовали те бывшие избиратели Саркози, которые были в наибольшей степени обеспокоены проблемами иммиграции и личной безопасности [8]. Несмотря на то, что по результатам  второго тура   Республиканцы опередили своих соперников, набрав 40,24% голосов (ФСП – 28,86%, НФ – 27,10%) [9]  и  возглавили  7  регионов, стратегия Саркози, основывавшаяся на отказе от жесткого противостояния с НФ и способности последнего успешно перехватывать тезисы крайне правых, не была достаточно эффективной. В данном случае французы явно предпочли голосовать за оригинал, а не за его  копию. Кроме того, несмотря на то, что на выборах в местные органы власти Республиканцам удалось заключить союзы с центристами, никто не сможет   помешать многолетнему претенденту на высший пост в государстве лидеру Демократического Движения  Франсуа Байру   выдвинуть свою кандидатуру вновь, что оттянет от  Республиканцев в первом туре так необходимые им голоса.

Значимой является и проблема обновления «политического предложения». Гипотетическое соперничество Франсуа Олланда и   Николя Саркози мало способно внушить избирателям надежду на действительное, а не мнимое обновление политического курса, что дает  дополнительные козыри в руки лидера НФ Марин Ле Пен. В январе 2016 г. подавляющее большинство – 74% избирателей отрицательно относились к кандидатурам  нынешнего и бывшего президентов страны [10].  Политической фигурой, вызывающей наибольший энтузиазм у избирателей, является  один из лидеров Республиканцев мэр г.Бордо Ален Жюппе. Однако у последнего возникнут  очевидные трудности в  преодолении барьера предварительных выборов среди сторонников Республиканцев, так как  партия  находится  под контролем его конкурента Саркози.

Дочь основателя  Национального фронта  Марин Ле Пен  небезуспешно стремилась вывести партию из маргинального положения «националистов и ксенофобов»  и создать  имидж  «патриотических правых, разделяющих традиционные ценности».   Несмотря на то, что французы поддерживают отдельные тезисы НФ, в целом экономическая платформа этой партии, которая представляет собой  синтез антифискальной  демагогии с предложениями, направленными на поддержку системы социального обеспечения и атаками против глобализации, расценивается общественным мнением как неконкурентоспособная.  Атаки со стороны «системных партий» на  НФ как на   организацию, не следующую республиканским идеалам,   могут поколебать желание  французов, в подавляющем большинстве приверженцев демократических ценностей,  отдать свои голоса лидеру НФ.  Хотя  победа М.Ле Пен на  президентских выборах представляется маловероятной, кандидат крайне правых в состоянии набрать в первом туре  около 30% голосов, что  лишает  или кандидата ФСП, или Республиканцев шанса на выход во второй тур и, соответственно, на победу на выборах.  Вместе с тем, процесс перегруппировки политических сил еще далек от завершения и не исключено, что оставшееся  до выборов время  принесет  новые неожиданности, на которые так богата в последнее время  политическая жизнь Франции.


Библиографический список
  1. Le Barometre de la confiance politique. Les résultats : vague 5 – janvier 2014  (Sélection de résultats) p.13 /http://www.cevipof.com/fr/le-barometre-de-la-confiance-politique-du-cevipof/les-resultats-vague-5-janvier-2014/
  2. Le Monde 13.01.2014 Доступ: http://www.lemonde.fr/politique/article/2014/01/13/les-francais-s-enfoncent-dans-la-depressioncollective_4346973_823448.html?xtmc=cevipof&xtcr=1
  3. Fractures françaises,  enquête réalisée par Ipsos/Steria pour la Fondation Jean-Jaurès, Le Monde  et Sciences Po (programme « Vie politique »), avril 2015, P.40.
  4. Reports de voix, abstention : le comportement des électeurs passé au crible, Le Monde. 18.12.2015. Доступ: http://www.lemonde.fr/elections-regionales-2015/article/2015/12/18/ reports-de-voix-abstention-le-comportement-des-electeurs-passe-au crible_4834396_4640869.
  5. Valls: le FN “peut conduire à la guerre civile” Доступ: http://www.lepoint.fr/politique/valls-le -fn-peut-conduire-a-la-guerre-civile-11-12-2015-1989136_20.php
  6. Baromètre Ipsos-”Le Point” : Hollande et Sarkozy en chute libre.// Le Point 11.01.2016, Доступ: http://www.lepoint.fr/politique/emmanuel-berretta/barometre-ipsos-le-point-hollande-et-sarkozy-en-chute-libre-11-01-2016-2008889_1897.php
  7. Résultats des élections départementales 2015. Доступ: http://www. interieur.gouv.fr/ Elections/Les-resultats/Departementales/elecresult__departementales 2015/(path)/departemen-tales-2015/FE.html
  8. Ifop focus. N  133 Décembre 2015 Premier tour des régionales : le FN poursuit sa progression.  Доступ: http://www.ifop.com/media/pressdocument/880-1-document_file.pdf
  9. Ipsos. Régionales 2015. Bilan des élections. Доступ: http://www.ipsos.fr/decrypter-societe/2015-12-14-bilan-elections-droite-l-emporte-gauche-resiste-fn-bat-son-record-voix
  10. Les Français demandent un renouvellement total de la classe politique Доступ: http://www.odoxa.fr/les-francais-demandent-un-renouvellement-total-de-la-classe-politique/
  11. Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Приоритетные направления политики современной Франции по вопросам преодоления кризиса в социальной сфере: расширение государственных социальных гарантий, «адресность» и диверсификация социальной помощи // Сервис в России и за рубежом,       № 6(67), 2016 (том 10 – по матер. Межвузовской заочной научно-практической конференции «Экономика и управление: региональный аспект», 20.02.2016 года (ИТиС РГУТиС, г. Люберцы)), http://rguts.ru/ electronic _journal. DOI: 10.12737/212015.
  12. Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Основные тенденции внутриполити-ческого развития Франции в первый год правления социалистов // Научный вестник МГИИТ №1 (27), 2014. – с. 84-89.
  13. Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Франция в первый год правления социалистов: образование, иммиграционная политика, борьба с коррупцией // Научный вестник МГИИТ №2 (28), 2014. – с. 88-95.
  14. Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Современные тенденции внутри-политической жизни Франции // Научный вестник МГИИТ №3 (29), 2014. – с. 92-99.
  15. Преображенская А.А., Смирнов В.П., Зуева К.П. Мир. Вызовы глобального кризиса. Франция //Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 11. С. 70-83.
  16. Симонова М.М. Интересы личности и обеспечение безопасности общества// Научный вестник МГИИТ. 2014. № 4 (24). С 57-60.


Все статьи автора «Арифуллин Марат Венерович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: