СТАТУС ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ЕДИНИЦ ВО ФРАНЦУЗСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Сластникова Тамара Васильевна1, Дайнеко Анастасия Юрьевна2
1Московский городской педагогический университет, к.фил.н, доцент
2Московский городской педагогический университет, магистрант направления «Иностранные языки в пространстве межкультурной коммуникации»

Аннотация
В статье рассматриваются звукоподражания и междометия французского и русского языков на материале детских изданий с целью определения статуса этих лексических единиц в системе языков.

Ключевые слова: детское издание, звукоподражание, междометие, многозначность, русский язык, семантика, синонимия, французский язык


THE STATUS OF ONOMATOPOEIA AND INTERJECTIONS IN FRENCH AND RUSSIAN LANGUAGES

Slastnikova Tamara Vasilievna1, Dayneko Anastasia Yurievna2
1Moscow City Pedagogical University, Cand. Phil. Sci., associate professor
2Moscow City Pedagogical University, MA course student, Foreign Languages in the Context of Cross-cultural communication

Abstract
The article considers onomatopoeia and interjection words of French and Russian in the literature for children in order to reveal their status in language system.

Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Сластникова Т.В., Дайнеко А.Ю. Статус звукоподражательных и междометных единиц во французском и русском языках // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23176 (дата обращения: 21.02.2024).

Проблема звукоподражательной и междометной лексики в современной лингвистике всегда была связана с неопределенностью их статуса в системе языка. Как правило, исследователи ограничивались констатацией отличительных черт, называемых ими «междометиями», не уточняя круг единиц,  при этом под междометиями подразумевался часто неопределенно многочисленный разряд языковых явлений, например, любое восклицание (A.Bechade [1]; A. Sauvageot [2]). Похожая ситуация сложилась и с определениями звукоподражаний(далее ЗП), которых существует множество в лингвистической литературе. Во франкоязычных словарях ЗП (Le Petit Robert [3]), имеют маркировку interj. – междометие, следовательно, авторы словарей относят ономатопы к этому классу единиц.

Одним из наиболее спорных вопросов является вопрос об отнесении ономатопеи  и междометий к одному классу лексических единиц. В современном отечественном, а также зарубежном языкознании многие исследователи продолжают рассматривать ЗП  как составную часть междометий (В.В.Виноградов [4]; В.В. Фатюхин [5]; М.А. Флаксман [6]).  Будучи носителями языковой информации, оба класса слов используются как средства общения. Как отмечает В.В. Фатюхин, как и междометия, звукоподражательные слова лишены номинативного значения [5, с. 42].

Вместе с тем, у этих явлений имеются заметные функциональные расхождения, что нашло отражение в таблице сходств и различий данных лексических единиц, представленной ниже.

Табл. Основные сходства и различия ЗП и междометий.

Сходства ЗП и междометий Различия ЗП и междометий
Особые самостоятельные разряды слов Различие по семантическому признаку
Часто выступают в качестве эквивалента предложений Многозначность междометий
Словообразовательный потенциал звукоподражаний

 

 

Междометия способны выражать разнообразные и порою противоположные чувства, а их однозначность проявляется либо в контекстном окружении, либо становится понятна ситуативно:

  • Je pensais encore à ça quand la maîtresse  a ramassé les cahiers! Oh non! On vient à peine de commencer! (разочарование) [7, № 101, с. 26].
  • Regardez, monstieur! – Ooooh, c’est joli! (умиление) [7, № 144, с. 40];
  • Oh, zut, la police! Fichons le camp! (злость, гнев) [7, № 127, с. 11];

В разговоре это проявляется в интонации, жестах, мимике, а в текстах – из окружающего контекста, либо благодаря иллюстрациям, которые наиболее часто встречаются в комиксах.

Мимические движения, сопровождающие междометияМимические движения, сопровождающие междометияМимические движения, сопровождающие междометия

Илл. № 1, 2,3.  Мимические движения, сопровождающие междометия

Междометия русского языка также зависят от контекста и могут передавать диаметрально противоположные чувства:

  • Ой! – испуганно воскликнула она. (испуг) [8, 2010, №7, с. 2]
  • Ой, на небе солнца нету! (удивление) [8, 2011, №11, с. 5]

В ходе исследования было отмечено, что для уточнения значения междометий необходим более расширенный контекст, так как предложение не поясняет значение междометия. Например: в предложении Ой, что было! междометие имеет контекст, однако определить эмоцию, которую оно передает остается невозможным. Ой может передавать и сожаление, и испуг, и радость.

На бульваре – снежный бой.
Здесь и я, само собой!
Ой, что было!
Столько было хохота! [8, 2011, № 2, с.10]

В расширенном контексте значение междометия уточняется, и становится ясно, что в данном случае междометие Ой передает радость и восторг.

В отличие от междометий звукоподражания менее «привязаны» к интонации и контексту. Семантика ономатопов не находится в тесной зависимости от интонации, не требует жестового и мимического сопровождения, не зависит от контекста:

  • Les corbeaux croassent: croà! croà! [9, с. 70]
  • -Кря! – сказала утка сухо. -Ква! – добавила лягушка. [8, 2010, №7, с.10]
  • -Да я… это… -произнёс он и покашлял, – кхе…кхе… [8, 2011,№11,с.38]

Однако, следует отметить, что существуют ономатопы, обладающие некоторыми характеристиками междометий (многозначность, привязанность к контексту, связь с мимикой и жестами, передача эмоций) ­– ЗП, передающие голос человека. Данные лексические единицы находятся на стыке междометий и ЗП, так как обладают чертами обоих классов, однако многие отечественные исследователи выделяют их в отдельный вид звукоподражаний (Н.А Катагощина [10], О.А. Хабибуллина [11]).

Особенностью этого вида ЗП можно назвать наличие синонимичных рядов. Как отмечает С.А. Филимоненко, синонимы — это слова одной части речи, по своим сходным, но не идентичным значениям способные заменять друг друга в ряде контекстов без изменения смысла целого. Синонимы могут образовывать синонимические ряды, ядром которых выступает доминанта. Доминанту определяют как слово семантически наиболее простое, которое имеет наиболее широкое в данном ряду значение [12, с. 37].

Наиболее ярким примером синонимии в онопатопее являются ЗП, передающие смех. В ходе анализа лексического состава изданий для детей, нами было выявлено несколько ономатопов на французском языке, имитирующих смех, каждое из которых имеет свой оттенок.

Ономатоп Ahahah! является доминантой в синонимичном ряду. Это самое общее и стандартное ЗП, передающее обычный веселый и искренний смех:

Ономатоп Ahahah! в комиксах   Ономатоп Ahahah! в комиксах

Илл. № 4,5.  Ономатоп Ahahah! в комиксах

Ha ha ha! несет значение злого и надменного смеха: Ha, Ha, Ha! Tu n’a aucune arme! [7, 2011, №101, с.55]

Hé hé! – злорадный смешок:

Ономатоп Hé hé! в комиксах

Илл. № 6.  Ономатоп Hé hé! в комиксах

В ходе исследования, была также отмечена гендорная особенность передачи смеха мужчин и женщин, которая, однако, не передается в контексте, а проявляется в опоре на иллюстрации:

Ouhouhou! Hoho!

для имитации мужского смеха;

     Hiii!

– женского смеха;

ЗП, передающие мужской  смех     ЗП, передающие женский смех

Илл. № 7,8.  ЗП, передающие мужской и женский смех

Аналогичные примеры были зафиксированы и в русскоязычных изданиях.

ЗП русского языка, передающие смех

Илл. № 9.  ЗП русского языка, передающие смех

  • Ха! Да это когда было?! Когда я в головастиках плавал. А теперь меня в воду и мотылём не заманишь. [8, 2011.№ 8, с.3]
  • Я боюсь щекотки! Хи-хи-хи! [8, 2011, №11, с. 13]

В последнем примере без опоры на расширенный контекст или иллюстрацию мы не может определить пол говорящего. Этот факт еще раз подчеркивает зависимость этого вида звукоподражаний от контекстного окружения.

Наличие синонимии у ряда ЗП ставит под сомнение вопрос об их отдельном от междометий статусе, ведь как отмечалось ранее, именно однозначность ономатопов является одним из главных отличий этих лексических единиц от многозначных междометий. Данное наблюдение очередной раз подчеркивает актуальность вопроса о статусе звукоподражаний и междометий в системе языков.


Библиографический список
  1. Bechade A.-D. Syntaxe du français moderne et contemporain. – P.: 1989. – 352 p.
  2. Sauvageot A. Portrait du vocabulaire francais. – P.: Librairire Larousse, 2007. – 285 p.
  3. Le Petit Robert: Dictionnaire alphabetique et analogique de la langue français: Version électronique du Nouveau Petit Robert. 2012.
  4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.: Высш. шк., 1972. – 601 с.
  5. Фатюхин В.В. Особенности перевода звукоподражаний и междометных глаголов (на материале русского и английского языков): дис. … канд. филол. наук: 10.02.20/ В.В. Фатюхин;  Московский педагогический ун-т. – М.:, 2000. – 184 с.
  6. Флаксман М.А. Диахроническое развитие звукоизобразительной лексики английского языка: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / М.А. Флаксман;  Санкт-Петербургский гос. электротехнический ун-т. –  Санкт-Петербург, 2015. – 171 с.
  7. Mes premiers j’aime lire. – Paris: Bayards, 2011-2014, № 101-144. – 62 p.
  8. Мурзилка. M.: Мурзилка, 2010-2012, №1-12. – 46 с.
  9. Сhetinina A.I. La nature et le monde merveilleux des animaux. – Moscou: Prosvechenie, 1974. – 120 p.
  10. Катагощина Н.А. Как образуются слова во французском языке. – М.: КомКнига, 2012. – 114 с.
  11. Хабибуллина О.А. Звукоподражательные слова в немецком языке в сопоставлении с французским и русским: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04/ О.А. Хабибуллина; Башкинрский гос. ун-т. – Уфа: 2003. – 21 с.
  12. Филомоненко С.А. Звукоизобразительная лексика в немецком языке: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04/ С.А.Филимоненко; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург: 2008. – 182 с.


Все статьи автора «Дайнеко Анастасия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: