Актуальность темы нашего исследования определяется исходя из сравнительного анализа конституционных и иных правовых гарантий предусмотренных по охране здоровья в Российской Федерации и Греции.
Прежде всего, следует отметить, что права человека нарушаются ежедневно, но сама защита прав гарантируется при помощи правовых норм, юридических процедур и правил. Нам необходимо создать то гражданское общество, которое бы независимо контролировало деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и боролось за предотвращение несправедливости, дискриминации и нарушении прав. Это позволит создать глобальную гражданскую культуру, краеугольным камнем которого является уважение прав и свобод человека и гражданина. Согласимся с высказыванием Л.Р. Хайрутдиновой, что степень влияния гражданского общества зависит от правовой среды, а именно от предоставленных правовых гарантий, которое государство предлагает для осуществления его деятельности [1]. Основные права, которые должны быть доступными для граждан в демократических странах, предоставляются, но не ограничиваются ими.
Так, например современные социально-экономические условия в Греции призывают к действиям социальной работы в обеспечении охраны здоровья человека со стороны государства. Права человека в Греции неразрывно связаны с целью справедливого и устойчивого развития достойной жизни, что особенно актуально в эпоху глобализации [2].
Право на здоровье является право, распространяющееся не только на своевременное и надлежащее медицинское обслуживание, но и на основные детерминанты здоровья, такие как доступ к безопасной питьевой воде и надлежащей санитарии, здоровых профессиональных и экологических условий, а также доступ к медицинскому обслуживанию. Право на здоровье включает как свободы, так и дополнительные права. Свободам относятся право контролировать свое здоровье, в том числе право выбора медицинского лечения бесплатно [3, с. 73], право на систему охраны здоровья (т.е. медико-санитарную помощь), что обеспечивает равенство возможностей человека в получении медицинского обслуживания [4].
Охрана здоровья включает в себя, право на материнство и детство; репродуктивное здоровье, безопасное рабочее место; профилактику, лечение и контроль заболеваний, в том числе доступ к основным лекарственным средствам и препаратам; доступ к безопасной питьевой воде, информацию об окружающей среде.
Так, власти Греции обязывают должностных лиц в проведении анализа поверхностных и подземных вод и комплексном эпидемиологическом исследовании; в принятии мер для того, чтобы устранить, насколько это возможно, причины плохого здоровья, как это предписано многочисленными судебными решениями и нормативными правовыми актами, в полной мере информировать жителей о рисках, связанных с использованием воды для потребления.
Согласно конституционным основам Греции, право на охрану здоровья является индивидуальным правом, которое включает в себя обязанность государства и каждого другого государственного или частного субъекта воздерживаться от любого отрицательного поведения, так например: оскорбить лиц, причинив этим физические или психические страдания, или ограничить свободу самоопределения населения, которые касаются их личного здоровья.
Пункт 2 части 2 и 5 Конституции Греции, регулирует охрану жизни, здоровья и генетическую идентичность с применением био-медицинскими вмешательствами, а также статьи 5 и 7, которые запрещают пытки или иное причинение вреда здоровью или психологического насилия. В обязанности государства входит обеспечение беспрепятственного и эффективного использования прав личности, путем применения соответствующих административных и уголовно-правовых мер для охраны прав граждан на здоровье. Принимая во внимание ценность и достоинство каждого индивида, личное право на охрану здоровья обеспечивается для каждого человека исключая коррупционную составляющую медицинских организаций [5, с. 129; 6, с. 14].
Тем самым, конституционная гарантия в России обеспечивается охраной здоровья и правом на медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [7].
Финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [8].
Следующей правовой основой является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где прописано, что каждый имеет право на охрану здоровья и обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи [9].
В контексте настоящего анализа следует выделить развитие здравоохранения рассчитанное на период до 2030 года [10], которое должно быть ориентировано, прежде всего на создание эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки, а также реабилитационной и санаторно-курортной помощью. Концепция долгосрочного развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [11] – определяет цели и ряд важных направлений, таких как остановка убыли населения; увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет; снижение общего коэффициента смертности; формирование здорового образа жизни; информатизация здравоохранения [12, с. 56].
В рамках документа декларируется главная цель – обеспечить население бесплатной, гарантированной государством, качественной медицинской помощью. Поэтому в смысловой части Концепции выделены два больших раздела: сохранение здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни; гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью.
В заключении следует отметить, что в Греции уровень развития медицины значительно превосходит здравоохранение России. К тому же в Греции благоприятный климат, который помогает гораздо проще справиться со многими заболеваниями. Многие пациенты, которые считались в России трудными или вообще безнадежными, через несколько месяцев возвращаются из Греции если не полностью здоровыми, то с заметной положительной динамикой.
В Греции предоставляются реабилитационные услуги с европейскими спецификациями, которые включают в себя применение дорогого технологического оборудования, обслуживание квалифицированным персоналом, который подвергается непрерывной профессиональной подготовки. Медицинские центры включают в себя стационарное и амбулаторных обслуживание. Так, например есть роботизированная платформа, которая полностью контролирует механизм движения ног с помощью специальных компьютеров. Она поддерживает и облегчает мобилизацию лежачих больных, способствуя профилактике вторичных осложнений, которые обусловлены длительным периодом неподвижности человека.
Преимуществами лечения в Греции являются [13]:
- По некоторым видам лечения применяется роботизированная платформа;
- Используются современные методы речевой терапии с помощью компьютера;
- Оснащение наиболее технологически продвинутых устройств с использованием изокинетической динамометрии;
- Доступность высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе предоставляемых лекарств и услуг;
- Медицинская помощь предоставляется только с высокой квалификацией врачей и всего медицинского персонала;
- В Греции внедрены новейшие мировые методики лечения.
Исходя из сравнения предоставляемых медицинских услуг в Греции и России, можно отметить, что в каждой из стран, прежде всего ориентир направлен на обеспечение человека комфортными условиями проживания, способствующие каждого на реализацию гарантированного права в области охраны здоровья. При этом каждая страна выбирает те способы, которые необходимы для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, каждый человек, важен и жизненно необходим государству, чтобы обеспечить охрану его здоровья вне зависимости от гражданства этого человека.
Библиографический список
- Хайрутдинова Л.Р. Общественное осознание права // Политика, государство и право. – 2015. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2208 (дата обращения: 01.3.2017).
- Constitution of Greece // http://www.hri.org/MFA/syntagma/artcl25.html#A25.
- Хайрутдинова Л.Р. Идеологические взгляды и социальные реалии: измерение общественного доверия к органам власти // Политика, государство и право. 2015. № 2 (38). С. 73-76.
- Quality health care and human rights conditions in a psychiatric clinic of a general hospital // International Diploma in Mental Health Law & Human Rights IDMHLHR world health organization (WHO), Geneva, Switzerland and the Indian law society (ILS), Pune, India. – August, 2012. 123 p.
- Хайрутдинова Л.Р. Привлечение юридических лиц к уголовной ответственности как эффективное средство сдерживания криминальной корпоративной активности // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке материалы XI международной научно-практической конференции. 2014. С. 129-131.
- Хайрутдинова Л.Р. Мнимый и фактический конфликт интересов государства и гражданского общества в бизнес-среде // Политика, государство и право. 2014. № 5 (29). С. 14.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 14 апреля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.
- Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2016.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.economy.gov.ru по состоянию на 02.12.2016.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2008. № 47. Ст. 5489.
- Колесова Н. С. Право на охрану здоровья (социально-правовое исследование): Монография / Н.С. Колесова. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 144 с.
- Медицина Греции соответствует стандартам Европейского Союза и является одной из самых развивающихся и инвестируемых направлений греческой экономики // [Электронный ресурс]. URL:http://www.europ-assistance.ru/ru/content/greciya(дата обращения: 07.03.2017).