ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бичева Ирина Борисовна1, Хижная Анна Владимировна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье представлены результаты анкетного опроса педагогических кадров дошкольной образовательной организации г. Нижнего Новгорода по самооценке личностных качеств, присущих здоровой личности. Исследование проведено в рамках деятельности экспериментальной площадки.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, здоровая личность, культура здоровья, личностные качества, педагогические кадры


RESEARCH OF QUALITIES OF THE HEALTHY IDENTITY OF TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Bicheva Irina Borisovna1, Khizhnаyа Anna Vladimirovna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of рedagogical sciences, associate professor
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of рedagogical sciences, associate professor

Abstract
Results of questionnaire of pedagogical shots of the preschool educational organization of of Nizhny Novgorod on a self-assessment of the personal qualities inherent in the healthy personality are presented in article. The research is conducted within activity of the experimental platform.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б., Хижная А.В. Исследование качеств здоровой личности педагогов дошкольной образовательной организации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22755 (дата обращения: 26.02.2024).

Дошкольная образовательная система выдвигает в качестве приоритетной цели развитие личности ребенка, обладающего необходимым уровнем здоровья и способного к безопасным формам поведения. Это обуславливает, с одной стороны, необходимость формирования культуры здоровья в единстве образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, а с другой – создание комплекса условий, направленных на развитие личностных качеств всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, позволяющих осознавать и принимать знания о здоровье как актуальной ценности и норме жизнеобеспечения, преобразовывая их в опыт здоровьесберегающей деятельности [1, 2, 3, 4].

В ходе опытно-экспериментального исследования по теме: «Формирование культуры здоровья дошкольника в здоровьесберегающей деятельности образовательной организации» был проведен анкетный опрос педагогических кадров с целью выявления у них личностных качеств, ориентированных на формирование здоровьесберегающей профессиональной компетентности. Учеными выделяются различные характеристики, присущие здоровой личности и обеспечивающие вектор развития ее профессионального, творческого и духовного потенциала: самоактуализация, осознанность, целеустремленность, динамизм, активность, целостность, интегрированность; здравомыслие и самообладание; индивидуальная ответственность, др. [5, 6, 7]. Нами определены следующие группы качеств:

- критичность, самокритичность: умение адекватно оценивать ситуации, других людей, себя, свои возможности, достоинства, недостатки, др.;

- контроль и самоконтроль: способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией; поддерживать динамичное равновесие между своими (индивидуальными) потребностями, интересами, возможностями и окружением;

- ответственное поведение: способность к самоуправляемому и ответственному поведению; разумному планированию жизненных целей и нахождению активных способов их достижения;

- коммуникативная эффективность: умение находить с людьми общий язык, управлять конфликтами (предупреждать, разрешать, обращать на пользу дела, не допускать их деструктивного воздействия, ликвидировать нежелательные последствия, т.п.); способность проявлять социально-психологическую гибкость, толерантность, др.;

- чувство юмора, остроумие, позитивность мышления: способность к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности; способность находить оригинальные связи между предметами и явлениями; мобилизовать сильные чувства, положительные эмоции, направленность мыслей; сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях;

- свобода от зависимостей: отсутствие наиболее распространенных зависимостей, особо пагубных для здоровья: алкоголизм, наркомания, курение, попадание в деструктивные секты, увлечение азартными играми, сексуальные извращения;

- самоактуализация:   способность принятия себя, удовлетворенность своей жизнью; умение определять вектор своего  развития;

- адаптированность: способность сохранять динамическое равновесие между личностью и окружением.

Все перечисленные качества условно принимались за 100%, что позволило получить их иерархию по степени проявления: проявляются всегда (постоянно); эпизодически; не проявляются.

Обобщенные результаты исследования качеств здоровой личности педагогов представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Проявление качеств здоровой личности педагогов, в %

Важно отметить, что одно из ведущих мест в ряду значимых качеств здоровой личности занимает полная свобода от зависимостей. В 64% случаев педагоги отмечают ее полное отсутствие; 24% педагогов при оценке данного качества выделили зависимость от курения. Наиболее выраженными являются качества, связанные с проявлением ответственности и коммуникативной эффективности (34%). Оценивая свою ответственность, 54% педагогов отметили, что они испытывают затруднения разумно планировать жизненные цели и находить активные способы их достижения; 66% педагогов считают, что умение находить с людьми общий язык и управлять конфликтами является важной характеристикой здоровой личности, однако, им не всегда удается проявить социально-психологическую гибкость и предупредить возникающий конфликт.

В целом, исследование показало, что лишь 31,1% педагогов отмечают постоянное проявление тех или иных качеств, присущих здоровой личности. Большинство педагогов (56,4%) отмечают эпизодическое проявление.

Проведенный опрос свидетельствует о важности разработки системы педагогических условий, направленных на развитие профессионально-личностных качеств педагогов, обеспечивающих постоянное обновление психолого-педагогических знаний в области здоровья, овладение методами анализа, проектирования и оценки индивидуальных программ сохранения здоровья, развитие творчества в области формирования культуры здоровья педагогов, воспитанников, их родителей; предполагающих создание единого здоровьесберегающего пространства в системе «доу-семья-социальное окружение», обеспечивающего включение всех субъектов в процесс формирования культуры здоровья дошкольников и необходимые материально-технические, информационно-методические, технологические, медицинские и другие ресурсы [8, 9, 10, 11].


Библиографический список
  1. Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 154-157.
  2. Бичева И.Б., Сомова Н.М., Царева И.А., Удовика А.В.Культура здоровья дошкольников – приоритетное направление воспитания, оздоровления и развития личности ребенка // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 11. с. 149-152.
  3. Бичева И.Б., Терехина А.Е., Удовика А.В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6-10.
  4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях //  Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
  5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. 352 с.
  6. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИП РАН, 2007. 336 с.
  7. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
  8. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.
  9. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО» // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13. С. 33.
  10. Бичева И.Б., Десятова С.В. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда». В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 130-134.
  11. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.


Все статьи автора «olgatsareva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: