Дошкольная образовательная система выдвигает в качестве приоритетной цели развитие личности ребенка, обладающего необходимым уровнем здоровья и способного к безопасным формам поведения. Это обуславливает, с одной стороны, необходимость формирования культуры здоровья в единстве образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, а с другой – создание комплекса условий, направленных на развитие личностных качеств всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, позволяющих осознавать и принимать знания о здоровье как актуальной ценности и норме жизнеобеспечения, преобразовывая их в опыт здоровьесберегающей деятельности [1, 2, 3, 4].
В ходе опытно-экспериментального исследования по теме: «Формирование культуры здоровья дошкольника в здоровьесберегающей деятельности образовательной организации» был проведен анкетный опрос педагогических кадров с целью выявления у них личностных качеств, ориентированных на формирование здоровьесберегающей профессиональной компетентности. Учеными выделяются различные характеристики, присущие здоровой личности и обеспечивающие вектор развития ее профессионального, творческого и духовного потенциала: самоактуализация, осознанность, целеустремленность, динамизм, активность, целостность, интегрированность; здравомыслие и самообладание; индивидуальная ответственность, др. [5, 6, 7]. Нами определены следующие группы качеств:
- критичность, самокритичность: умение адекватно оценивать ситуации, других людей, себя, свои возможности, достоинства, недостатки, др.;
- контроль и самоконтроль: способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией; поддерживать динамичное равновесие между своими (индивидуальными) потребностями, интересами, возможностями и окружением;
- ответственное поведение: способность к самоуправляемому и ответственному поведению; разумному планированию жизненных целей и нахождению активных способов их достижения;
- коммуникативная эффективность: умение находить с людьми общий язык, управлять конфликтами (предупреждать, разрешать, обращать на пользу дела, не допускать их деструктивного воздействия, ликвидировать нежелательные последствия, т.п.); способность проявлять социально-психологическую гибкость, толерантность, др.;
- чувство юмора, остроумие, позитивность мышления: способность к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности; способность находить оригинальные связи между предметами и явлениями; мобилизовать сильные чувства, положительные эмоции, направленность мыслей; сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях;
- свобода от зависимостей: отсутствие наиболее распространенных зависимостей, особо пагубных для здоровья: алкоголизм, наркомания, курение, попадание в деструктивные секты, увлечение азартными играми, сексуальные извращения;
- самоактуализация: способность принятия себя, удовлетворенность своей жизнью; умение определять вектор своего развития;
- адаптированность: способность сохранять динамическое равновесие между личностью и окружением.
Все перечисленные качества условно принимались за 100%, что позволило получить их иерархию по степени проявления: проявляются всегда (постоянно); эпизодически; не проявляются.
Обобщенные результаты исследования качеств здоровой личности педагогов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Проявление качеств здоровой личности педагогов, в %
Важно отметить, что одно из ведущих мест в ряду значимых качеств здоровой личности занимает полная свобода от зависимостей. В 64% случаев педагоги отмечают ее полное отсутствие; 24% педагогов при оценке данного качества выделили зависимость от курения. Наиболее выраженными являются качества, связанные с проявлением ответственности и коммуникативной эффективности (34%). Оценивая свою ответственность, 54% педагогов отметили, что они испытывают затруднения разумно планировать жизненные цели и находить активные способы их достижения; 66% педагогов считают, что умение находить с людьми общий язык и управлять конфликтами является важной характеристикой здоровой личности, однако, им не всегда удается проявить социально-психологическую гибкость и предупредить возникающий конфликт.
В целом, исследование показало, что лишь 31,1% педагогов отмечают постоянное проявление тех или иных качеств, присущих здоровой личности. Большинство педагогов (56,4%) отмечают эпизодическое проявление.
Проведенный опрос свидетельствует о важности разработки системы педагогических условий, направленных на развитие профессионально-личностных качеств педагогов, обеспечивающих постоянное обновление психолого-педагогических знаний в области здоровья, овладение методами анализа, проектирования и оценки индивидуальных программ сохранения здоровья, развитие творчества в области формирования культуры здоровья педагогов, воспитанников, их родителей; предполагающих создание единого здоровьесберегающего пространства в системе «доу-семья-социальное окружение», обеспечивающего включение всех субъектов в процесс формирования культуры здоровья дошкольников и необходимые материально-технические, информационно-методические, технологические, медицинские и другие ресурсы [8, 9, 10, 11].
Библиографический список
- Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 154-157.
- Бичева И.Б., Сомова Н.М., Царева И.А., Удовика А.В.Культура здоровья дошкольников – приоритетное направление воспитания, оздоровления и развития личности ребенка // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 11. с. 149-152.
- Бичева И.Б., Терехина А.Е., Удовика А.В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6-10.
- Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
- Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. 352 с.
- Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИП РАН, 2007. 336 с.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
- Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.
- Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО» // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13. С. 33.
- Бичева И.Б., Десятова С.В. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда». В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 130-134.
- Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.