ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Пустовойтов Юрий Леонидович
ЧОУ ВО "Московский университет им. С.Ю. Витте"
старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
В статье даётся краткий обзор строения органов зрения человека, основных его нарушений и способов профилактики.

Ключевые слова: гигиена, глаз, зоркость, зрение, нарушение, профилактика., упражнения


THE CAUSES OF VISUAL IMPAIRMENT AND ITS PREVENTION

Pustovoitov Yury Leonidovich
Moscow Witte University
Senior lecturer of the Department of Psychology, Pedagogy and Social and Humanitarian Disciplines

Abstract
The article reviews the structure of human eyes, kinds of visual impairment and ways of its prevention.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Пустовойтов Ю.Л. Причины нарушений зрения и их профилактика // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22677 (дата обращения: 26.02.2024).

Основной особенностью человеческого органа зрения является то, что он работает в нескольких направлениях. Глаз человека может отличать различные диапазоны светового излучения. Помимо этого, глаза имеют способность к различию цветов и к визуально довольно точному определению предметов и даже мельчайших деталей на них.

В наши дни болезни глаз, составляют около 15% от всех заболеваний. В виду этого исключительно важно соблюдать правила гигиены зрения, для того, чтобы снижалась заболеваемость глаз.

Под гигиеной глаз подразумевается комплекс мер, которые направлены на сохранение и поддержание зрения человека на определённом уровне. Профилактика множества заболеваний глаз напрямую связана с их гигиеной. Это предусматривает следование некоторым правилам.

В данной статье мы ставим цель: при помощи обобщения и систематизации информации из разнообразных источников изучить и причины нарушения зрения и соответствующие профилактические действия.

Не вызывает сомнения, что глаза важнейшие из органов человека. Им принадлежит первостепенное значение в разносторонней трудовой деятельности, в выполнении различных работ. По научным данным около 90% информации окружающего мира мы получаем при помощи глаз как органов чувств. Органы зрения тесно связаны с головным мозгом, из которого они развиваются. Глаза состоят из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Органы зрения имеют сложное строение. Направленные световые лучи проникают в глаз через роговицу, имеющую большую преломляющую силу. Внутри зрачка располагается и эластичный хрусталик, который тоже входит в оптическую систему глаз. При помощи ресничных мышц хрусталики изменяют свою кривизну, принимают форму, которая необходима для ближнего или дальнего видения. При нормальном зрении хрусталики фокусируют изображение предметов на сетчатке, где улавливаются светочувствительными клетками, так называемыми палочками и колбочками. Число «палочек» примерно сто тридцать миллионов. Они являются аппаратом, воспринимающим чёрно-белое, ещё их называют аппаратом «сумеречного зрения», так как они являются более чувствительными к свету. Число «колбочек» – около семи миллионов. Они представляют собой аппарат цветового и дневного зрения, их чувствительность к свету примерно в пятьсот раз меньше. Так глаз получает способность воспринимать, а также проводить свет.

Необходимо обозначить несколько функций зрительного аппарата человека:

- центральное или предметное зрение традиционно определяют как способность ориентироваться в окружающем мире, различать предметы как по форме, так и по величине;

- под периферическим зрением понимается функция глаз, за счёт которой люди могут видеть не только сам предмет, но и пространство, и поле, окружающее его;

- светоощущение представляет собой зрительную функцию, использование которой даёт возможность человеку адаптироваться к восприятию объектов с разной степенью освещенности;

- бинокулярное или стереоскопическое зрение способствует наблюдению за предметами обоими глазами одновременно, точному оцениванию дистанции от одного предмета к другому, а также их объёма как в статичном состоянии, так и в движении;

- цветоощущение – функция, способствующая различению цветовой гаммы спектра.

Все перечисленные функции глаз очень важны для полноценного существования человека, так как для зрительного восприятия нами окружающего пространства требуется повышенное внимание.

На расстройства зрения влияют не только с условия зрительной нагрузки, но и с другие социальные и бытовые условия. Например, такой фактор, как питание, в особенности витаминная недостаточность, климат, природные условия. Принято говорить о наличии  связи  между нарушениями зрения человека и общим состоянием его здоровья. Важным фактором является наследственная предрасположенность к соответствующим нарушениям. Важная роль отводится и состоянию нервной системы. Причинами развития глазных расстройств могут быть раздражительность и чрезмерное напряжение.

При этом нельзя выделять какой-либо единственный фактор, влияющий на развитие нарушений глаз. Можно лишь предполагать о том, что один из факторов имеет преобладающее значение в конкретных условиях.  

Если отделы зрительного работают нормально и без помех, окружающий мир человек воспринимает ясно и чётко. Если блекнут или тускнеют краски, границы видимых предметов становятся размытыми, появляются искажения и темные «завесы» перед глазами. Такие симптом означают, что пришла болезнь.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются:

Спазмы аккомодации, которые заключаются в чрезмерном напряжении мышцы вокруг глаза. Оно не прекращается, даже когда глаз в нём не нуждается. Спазмы сопровождаются зрительным переутомлением при работе на близком расстоянии, напряжением зрения вдаль. Если у человека прогрессирует напряжение цилиарной мышцы, он становится более раздражительным, быстро устающим,  снижается его успеваемость, начинаются головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния здоровья организма, образа жизни человека,  своевременности диагностики и правильности назначенного лечения органов зрения.

Близорукость считается приобретенным заболеванием, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения наступают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. Результатом такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость врожденное состояние, связанное с особенностями строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости – падение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть читаемый текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Особый вид оптического строения глаза. Проявление этого врожденного или приобретенного заболевания обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм проявляется в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие связано с положением глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Развитие косоглазия связано с нарушением согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

- Ухудшение зрения можно предупредить, соблюдая несколько несложных правил гигиены зрения.

- Гигиена  включает в себя несколько мероприятий, для которых необходима системность.

Читать при достаточном освещении – это основа гигиены зрения. Не ярком, достаточном для ясного восприятия букв, без всматривания. Яркий свет, как и тусклый, при работе может навредить глазам, создавая для них дополнительное напряжение. Причем свет при чтении должен исходить сзади, как бы из-за плеча. При письме у правшей – слева, у левшей – справа. Так рука не создаст тени на рабочей поверхности.

- При чтении удерживать текст на расстоянии 30 см от глаз. Если работаете с монитором, то расстояние до глаз должно быть 50-60 см. Это важное правило гигиены зрения.

- Нельзя читать на ходу, в транспорте, лежа. Изменение расстояния всего на несколько миллиметров для человека незаметны, а от глаза потребуется значительные оптические перестройки в своей работе. При тряске глазу придется перестраиваться чуть ли не ежесекундно, эти действия сильно изнашивают глазную мышцу и, конечно же, плохо отражается на зрении.

- Глаз должен быть увлажнен. Сухому глазу сложно проделывать свою оптическую работу, и микробам легче поразить такой глаз. Естественное увлажнение глазное яблоко получает в процессе моргания, поэтому, выполняя зрительную работу, надо как можно чаще моргать. Если же зрительные нагрузки запредельны, то следует воспользоваться специальными увлажняющими каплями. Капли надо закапывать до начала работы (до наступления зрительного утомления), при необходимости, а также в процессе зрительной работы следует закапать их еще несколько раз.

-Делать перерывы каждые 40-50 минут. Такое время очень индивидуально: если глаза устают уже через 30 минут, то перерыв следует делать каждые полчаса (посидеть с закрытыми глазами, посмотреть вдаль, сделать несколько упражнений для глаз).

- Беречь глаза от прямого попадания ультрафиолета. И ни в коем случае не смотреть незащищенным глазом прямо на солнце. Это может вызвать серьезный ожог сетчатки и потерю зрения.

- При появлении дискомфорта в области органа зрения необходимо обязательно обратиться за помощью к специалисту. Не следует самостоятельно ставить диагноз и заниматься самолечением. Глаз можно сравнить с айсбергом, где на поверхности можно видеть малую часть неприятностей, большинство проблем находится внутри глаза, и заглянуть туда сможет только офтальмолог на очном осмотре. Затягивая с врачебной помощью, можно получить необратимые изменения.

Комплекс упражнений для глаз: правила гигиены.

- Поморгать часто и интенсивно в течение минуты.

- Закрыть глаза и попробовать поморгать закрытыми глазами.

- Смотреть вдаль около минуты, затем перевести взгляд на кончик носа, досчитать медленно до 10, перевести снова взгляд вдаль, закрыть глаза.

- Посмотреть на потолок, медленно, по прямой линии перевести взгляд вниз (на пол). Повторить 3-4 раза.

- Легкими похлопывающими движениями кончиков пальцев помассировать брови, височную и подглазничную область. Закрыть ладонью глаза на одну минуту.

Данный комплекс упражнений для людей с ослабленным зрением, который надо выполнять не только в перерывах между зрительными нагрузками, но и независимо от них 1-2 раза в день (утром и вечером).

Итак для гигиены органов зрения человека важной является не только правильная организация обязательных занятий, но также и режим дня в целом. При правильном чередовании во время дня различных видов деятельности,  отдыха и бодрствования, достаточной двигательной активности, максимальном пребывании на воздухе, своевременном и рациональном питании, систематическом занятии спортом возможно минимизировать риск нарушения функционирования глаз. При систематическом выполнении предложенных упражнений будет наблюдаться хорошее самочувствие, поддержание на высоком уровне функционального состояния нервной системы и процессы развития и роста как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма.

Следовательно,  можно говорить о том, что зрение считается для человека одним из важных чувств, функции которого необходимо поддерживать, соблюдая гигиену зрения, регулярно посещая офтальмолога и следя за возрастными изменениями глаз.


Библиографический список
  1. Биресфорд С., Мьюрис Д., Мерилл А., Янг Ф. Лечебные упражнения для глаз.  Минск: Попурри, 2014.
  2. Исаева И.Ю. Болезни глаз и восстановление зрения. – М.: Вектор, 2013.
  3. Елисеева Т.О. Я вижу – я живу // Энциклопедия здорового зрения. М.: Метафора, 2015.
  4. Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость // Рекомендации врача с упражнениями. М.: Эксмо, 2013. С. 5.
  5. Чиа Мантэк. Даосские практики улучшения зрения.  М.: София, 2014.
  6. Мякшина Т. Правила гигиены зрения и слуха // Вита портал. [Электронный ресурс]: URL. http://vitaportal.ru/medicine/lechenie-i-profilaktika-metodiki/pravila-gigieny-zreniya-i-sluha.html
  7. Щербаков Н.В. Правила гигиены: гигиена зрения. // Вита портал. [Электронный ресурс]: URL. http://vitaportal.ru/medicine/glaznye-bolezni/pravila-gigieny-gigiena-zreniya.html
  8. Гусев Д.А., Флеров О.В. К вопросу о межкультурной коммуникации в контексте экономики образования // Наука и школа. 2016. № 2. С. 30-39.
  9. Гусев Д.А.,  Флеров О.В. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России // Наука и школа. 2016. № 5. С. 44-55.
  10. Рибокене Е.В., Галыгина И.В. Перспективы развития функции управления человеческими ресурсами на предприятиях в условиях глобализации. В сборнике:  Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. 2016. С. 248-263.
  11. Рибокене Е.В., Шиндяпин Р.А., Рибокас Т.В. Основные направления государственной политики развития туристско-рекреационного комплекса России. В сборнике: Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. 2016. С. 313-322.
  12. Рибокене Е.В., Волошина Л.А. Особенности использования туристского потенциала и туристских ресурсов в России. В сборнике: Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. 2016. С. 471-486.
  13. Ключарева А.Е., Малышева А.Н. Минимальная система моделей мониторинга полезности // Известия  ЮФУ. Технические науки. 2011. № 7(120). С. 244-249
  14. Малышева А.Н. Психолого-педагогические условия формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у студентов вузов. В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. 2013. С. 145-150.
  15. Малышева А.Н. Состояние проблемы формирования культуры здоровья студенческой молодёжи на современном этапе. В сборнике: Актуальные проблемы развития общества, экономики и права. 2013. С. 251-253.
  16. Малышева А.Н. Сущность и специфика формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. 2013. С. 304-311.
  17. Рыбакова Н.А. Условия самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современная педагогика. 2016. № 12(49). С. 98-102
  18. Рыбакова Н.А. Личность современного педагога в развивающемся обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12(63). С. 32-36.
  19. Флеров О.В. Межкультурная коммуникация как научное знание: истоки исследований и основные теории XX века // Философия и культура. 2016. № 8. C. 1168-1176.
  20. Флеров О.В. Мировоззренческая и гносеологическая стороны межкультурной коммуникации в XXI веке // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 136-142
  21. Флеров О.В. Развитие информационной компетенции взрослых средствами иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1-1. С. 209-211.
  22. Флеров О.В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования // Психология и Психотехника. 2016. № 3. C. 272-280.


Все статьи автора «Пустовойтов Юрий Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: