ФЕНОМЕН «КРАСНОГО МАЙ» В ДИСКУРСЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Сошников Александр Евгеньевич
Самарский государственный институт культуры
к.п.н., доцент кафедры теории и истории культуры

Аннотация
В данной статье рассматривается феномен "красного мая" 1968 года. Проанализированы причины возникновения данного события, рассмотрены основные факторы, которые оказали влияние на взгляды студенчества того времени.

Ключевые слова: красный май, молодежная революция, молодежь, студенческие волнения, философия


THE PHENOMENON OF "RED MAY" IN THE DISCOURSE OF CULTURAL KNOWLEDGE

Soshnikov Alexander Evgenyevich
Samara State Institute of Culture
PhD in pedagogy, Associate Professor of the theory and cultural history

Abstract
This article discusses the phenomenon of "red may" in 1968. The causes of this event, considered the main factors that influenced the views of the student body at that time.

Keywords: 60-ые гг


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Феномен «красного май» в дискурсе культурологического знания // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22596 (дата обращения: 06.03.2024).

Рассматривая «Красный Май» как явление социокультурное, не стоит забывать о его привязке к политическим реалиям того времени. Первоначальным импульсом для молодёжного движения во Франции, как и во многих других странах, стала набирающая обороты вьетнамская война, послужившая катализатором для нарастающих социальных противоречий.

Несмотря на общепризнанное название, события Красного мая начали разворачиваться за долго до 1968 года. Первые тревожные колокольчики зазвучали ещё в 65-м году, когда 24 февраля в газете «Le Monde» был опубликован первый во Франции манифест с критикой войны во Вьетнаме. В апреле того же года UNEF на съезде в Бордо выразил свою поддержку северному Вьетнаму. А уже в мае 67-го состоялась первая антивоенная демонстрация, на которую пришло несколько тысяч человек, а к октябрю число демонстрантов увеличилось уже до 35 тысяч и только набирало силу [4].

Дальнейшее движение развития событий, безусловно, интересно, но особый интерес представляет тот факт, что на гребне событий так называемого Красного Мая находились именно студенты. И прежде чем попытаться оценить значимость этих событий как социокультурного феномена, следует разобраться в причинах подобной расстановки сил. В современных публикациях «Красный май» считают леворадикальной направленностью [5]. В других исследованиях указывают на культурную составляющую событий 1968 года во Франции. В них уделяется внимание воздействию прогрессивных философских течений на французскую интеллигенцию 60-х годов, с которой и начались волнения, вовлекшие остальные слои общества. Б.Ю. Кагарлицкий подчеркивает роль Г. Маркузе  в формировании взглядов революционных настроений среди молодежи того времени [5], И.С. Вдовина говорит о влиянии философии персоналиста Э.Мунье [1], А.Н. Тарасов уделяет внимание идеям Ж.-П. Сартра в событиях 1968 года [7].

Одна из основных причин, безусловно, заключается в том, что поколение студентов 60-х годов, в отличие от большинства своих старших соотечественников, не пережили ужасов второй мировой войны и их не затронули самые тяжёлые её последствия. Столь агрессивная внешняя политика США во Вьетнаме вызвала в их пылких умах гораздо больший отклик, чем у поколений, привыкших к войне и разрухе. Второй немаловажной причиной стала общая социальная напряженность в молодёжной среде. Проблемы в образовательной и социальной сферах, усиливающаяся безработица (в том числе и среди студентов)[3]. В подобной ситуации, не удивительно, что новое студенческое движение попало под влияние так называемых «старых левых», представителей различных марксистских и около марксистских политических партий, и движений [6]. Найдя определённые точки соприкосновения, поколения «старых» и «новых левых» сумели сформировать своего рода союз. В силу теоретической неподготовленности и отсутствия всякого опыта революционной деятельности, «новые левые» были вынуждены прибегнуть к старым методам борьбы, которым их и обучили более опытные революционеры.

Несмотря на то, что движение «Красного Мая» носило в первую очередь политический характер, важным орудием студентов в этой борьбе было формирование контркультуры, призванной объединить вокруг себя силы революционного студенчества. К сожалению, её формирование в условиях бурной революционной деятельности, оказалось невыполнимой задачей для молодых революционеров и как инструмент политической и социальной борьбы контркультура себя практически не проявила [6].

События «Красного мая» оказались эпохальными не только для самой Франции, но имели отголоски в других странах Европы, как западной, так и восточной, а также в США и Азии. Итогом волнений во Франции стали изменения в трудовом законодательстве – были увеличены пособие по безработице, МРОТ, увеличена продолжительность отпуска; в рамках высшего образования – расширена автономия вузов, образование стало ориентироваться на рынок труда и на подготовку студентов к будущей карьере.

Начавшийся как политическое движение леворадикального студенчества, во многом развивавшийся по «советскому» сценарию, «Красный май», однако, не перенял всех черт октябрьской революции в России [9]. Достаточно просто сопоставить лозунги советских коммунистов и французской молодёжи, что бы понять: одной политикой тут дело не ограничивалось. Вот некоторые из них: «Секс – это прекрасно! (Мао Цзэдун)», «Воображение у власти!», «Всё – и немедленно!», «Забудь всё, чему тебя учили, – начни мечтать!», «Анархия – это я», «Реформизм – это современный мазохизм», «Распахните окна ваших сердец!», «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!», «Границы – это репрессии», «Освобождение человека должно быть тотальным, либо его не будет совсем», «Нет экзаменам!», «Я люблю вас! Скажите это булыжникам мостовых!», «Всё хорошо: дважды два уже не четыре», «Революция должна произойти до того, как она станет реальностью», «Быть свободным в 68-м – значит творить!», «Революцию не делают в галстуках», «Структуры для людей, а не люди для структур!», «Университеты – студентам, заводы – рабочим, радио – журналистам, власть – всем!» [4] .

Среди леворадикальных группировок движение «ситуационистов» занимало особое место. В идеологии ситуационизма, кроме духа революции, присутствовало стремление к подлинности бытия и чистоте, что находит отражение в девизах: «Запрещается запрещать!» – о независимости в человека в современном социуме, где правительств использует манипулятивные механизмы для запрета истинной свободы человека. «Будь реалистом – требуй невозможного!» (Че Гевара). «Под асфальтом – пляж!» – отображают попытку выйти за границы навязанных штампов, вырваться к истинной, чувственной жизни. «Никогда не работай!» – пренебрежение действующей системы эксплуататорского труда, выжимающего из трудящихся жизненные силы [8]. Огромное значение на события 1968 г. оказал Ж.-П. Сартра и его экзистенциализм. Размышления философа о божественном провидении, отсутствии смысла жизни, его тезис о принятии человеком безоговорочной ответственности за собственную жизнь характеризуют особенности его философского миропонимания [4]. «Будущее станет таким, каким мы его сделаем сегодня!» – А.Н. Тарасов отмечает влияние фильмов Ж.-Л. Годара, в которых присутствует философия Ж.-П. Сартра, на «Красный май» [2]. Кинофильмы  «На последнем дыхании» (1960), «Жить своей жизнью» (1962), «Альфавиль» (1965), заложили в молодом поколении недоверие к осмысленности буржуазной жизни и правомерности устройства социума, предлагали ей образцы революционного поведения. Сам режиссер энергично углубился в события тех лет и снимал документальные фильмы, например, «Фильм как фильм» (1968) [8] . Сомнение в ценности современной культуры характеризует один из лозунгов событий 1968 г.: «Культура – это жизнь наоборот!» Подобные лозунги не могли быть рождены лишь политическими и экономическими проблемами общества. В них явно сквозит идеями, сходными с идеалами хиппи: всеобщая любовь, свобода, равенство.

Нравственная раскрепощенность стала одним из важнейших идеалов «Красного мая» и это во многом определило общественную жизнь Франции на годы вперёд. Но если сравнивать движение французской молодёжи с теми же хиппи, можно с лёгкостью найти массу различий: во-первых, в отличии от своих заокеанских товарищей, французские студенты отнюдь не чурались политики, стараясь принимать активную позицию в политической и социальной жизни государства. Методы их были далеко не так доброжелательны: студенты не брезговали ни забастовками, ни общественными беспорядками, нередко применяли насилие. Их философия всеобщей любви и равенства отнюдь не сводилась лишь к личному изменению, но к перестройке государства и общества в целом на новый лад. Выходя на демонстрации и выкрикивая свои лозунги, французские студенты требовали внимания, стремились быть услышанными и как бы заявляли, что отныне они не пассивные наблюдатели и объекты для трансляции идей старших поколений. Теперь они сами были хозяевами своей жизни и громко об этом заявляли.

Ключевой движущей силой «Красного мая» была интеллигенция, а одной из активных составляющих, инициатором – студенчество. Мотивом событий стали не столько социально-экономические, сколько ухудшение его морально-психологического самочувствия на волне экономического подъема страны. Детонатором революции стала маргинальная молодежь, выходцы из нижних слоев социума, учащиеся «кирпичных» университетов (демократического типа), зараженные леворадикальными идеями троцкизма, сталинизма, маоизма, ситуационизма, анархизма. Свою роль в революционных идеях сыграли также марксизм, экзистенциализм и персонализм. Специфика «культурной революции» 1968 г. заключается в том, что недовольство населения образом и ценностями современной жизни вылилось не только в столкновения с полицией на баррикадах, но и в борьбу с социокультурными эрзацами «общества потребления» [8].


Библиографический список
  1. Вдовина И.С. Французский персонализм (критический очерк философского учения). М., 1977.
  2. Головачев Н. Молодежная субкультура хиппи. Истоки, генезис, закат [электронный ресурс] . URL: http://lfk.biz/notes-psychologist/flower-children/ (дата обращения 12.03.2017)
  3. Дойл К. Подробный анализ событий Красного мая 1968 года во Франции. [электронный ресурс] . URL: http://www.socialism.ru/revolution/france/1968 (дата обращения 12.03.2017 ).
  4. Замостьянов А. Молодежная революция к сорокалетию событий 1968-го [электронный ресурс]. URL:  http://www.pravoslavie.ru/smi/37092.htm (дата обращения 12.03.2017)
  5. Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М., 2005.
  6. Тарасов А. 1968 год в свете нашего опыта [электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_2274.html (дата обращения 12.03.2017)
  7. Тарасов А. In memoriam anno 1968. [электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_550.html  (дата обращения 12.03.2017г)
  8. Тарасов Л.В. События культурной революции 1968 г. во Франции как модель анимационного преобразования общества. [электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/tarasov_0.pdf (дата обращения 12.03.2017)
  9. Ядов В.А. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию. [электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch34_i.html(дата обращения 05.03.2017)


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: