УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ЗА СЧЕТ «ЛИДЕРСКОГО ПОДХОДА»

Резникова Ольга Сергеевна1, Завацкая Валерия Викторовна2
1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, д.э.н., заведующая кафедры управления персоналом и экономики труда
2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, магистрант кафедры управления персоналом и экономики труда

Аннотация
В статье исследована специфика «лидерского подхода», как основное направление комплексного управления персоналом.

Ключевые слова: менеджмент, персонал, руководитель-лидер, управление


PERSONNEL MANAGEMENT THROUGH BY LEADERSHIP APPROACH

Reznikova Olga Sergeevna1, Zavatskaya Valeria Viktorovna2
1Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, PhD, Head of the Department of Personnel Management and Labour Economics
2Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, graduate student of the department of personnel management and labor economics

Abstract
The article investigated the specificy of «leadership approach», as the main direction of intergrated human recource (HR) management.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Резникова О.С., Завацкая В.В. Управление персоналом за счет «лидерского подхода» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22236 (дата обращения: 22.02.2024).

Введение: Для всех организаций независимо от их размеров и назначения управление персоналом имеет важную роль. Без людей нет организации, а без квалифицированных специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выстоять перед конкурентами. Несомненно, что управление персоналом, то есть трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Задачи менеджмента, как основы управления персоналомпревратить неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную группу. Назначение лидеров и руководителей- предвидеть, организовать, координировать и контролировать всю деятельность организации.

Цель и задачи исследований: Одним из условий реализации стратегии управления персоналом выступает неразрывная связь этого процесса с реализацией общей стратегии деятельности предприятия. Нерешенной ранее частью общей проблемы при этом определяется необходимость приведения организационной структуры и организационной культуры в соответствии и избранной стратегией, мобилизацией и распределением стратегических ресурсов, к которым относятся персонал, реинжиниринг, всеобщий менеджмент качества; создание гибких систем мотивации и стимулирования персонала, корпоративная культура организации, четкое внедрение принципов стратегического планирования. Исходя из этого, целью статьи является разработка теоретико-методологических подходов и научно-практических рекомендаций по построению стратегии развития управления персоналом за счет «лидерского подхода».

Результаты исследований: Необходимо различать менеджеров (линейных и функциональных) и руководителей-лидеров. Менеджеры применяют в своей деятельности материальные ресурсы, капитал, технику, рабочую силу, а лидеры- эмоциональные и духовные ресурсы фирмы. Каждый способный менеджер может заботится о том, чтобы люди на предприятии достаточно зарабатывали.

Профессиональный менеджер следит, чтобы работы выполнялись профессионально, в сроки и на высоком качественном уровне. Руководители вдохновляют своих подчинённых на высокие достижения, при этом они показывают что их усилия имеют смысл и несут весомый результат для деятельности предприятия. Основным недостатком организаций, который потерпели неудачу, было то что на предприятии было слишком много менеджеров и слишком мало руководителей. Если же сказать иными словами, то «слишком много энергии направлялось под власть рутины и слишком малона развитие перспективных планов». Иначе говоря, менеджмент это способность достигать поставленных целей используя способности, труд, мотивы и интеллект других людей. При этом задачи у менеджеров разных уровней разные. Одни должны «толкать» подчиненных, а руководители- управлять, обеспечивать «вызов работнику со стороны работ», то есть осуществлять психологическое воздействие.

Лидерский подход к управлению предпринимательской деятельности основан на  реализации рациональной кадровой политики, а так же на восприятии персонала как главного достояния фирмы. Руководитель-лидер должен владеть искусством создания организации, перестройки человеческого и технического материала, что бы сформировать организм, который бы воплощал в себя новые и вечный ценности. Он должен быть «лидером реорганизации», создателем эффективной команды, способным формировать личности, поднимать человеческое видение на уровень более высокого кругозора. Процветание, успех да и само существование организации и благополучие работников напрямую зависит от деятельности руководителей. Личные качества руководителя, которые он показывает в своей поведении, имеют существенное влияние на стиль деятельности организации, кадровую политику, самочувствие и удовлетворенность трудом ее работников.

Современные исследователи выявили определенные отличия временных горизонтов у менеджеров различных уровней. Если у председателя правления фирмы горизонт времени 20 лет, а суть его активностив определении видения будущего фирмы, то у других членов правления временной горизонт 12-15 лет, а суть активности в установлении ограниченных концепций. У менеджеров, начиная с уровня руководителя, временной горизонт 7 лет, а активность связанна с разработкой и реализацией полноценных программ в рамках направлений разработанных высшим руководством. Служба управление персоналом видит вперед на 3-5 лет и действует в рамках конкретных проектов.

Рис.1. Алгоритм исследования вопроса «Менеджмент и лидерский подход к стратегическому управлению персоналом».

В сфере исследовательского направления, лидерство понимается как процесс спонтанного руководства коллективом со стороны наиболее авторитетных его членов. Лидером при этом является член этого коллектива, которого выбирают все участники организации для решения конкретно поставленной задачи. Он всем своим видом и поведением дает понять что его уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи значительно выше чем у других. Многие из лидеров официально назначены на свои должности, а некоторые же наоборот неофициально выдвигаются в процесс. Что именно делает лидера лучшим- зачастую зависит от ситуации: достойная кандидатура на пост руководителя технической группы не всегда будет подходить для коммерческого отдела. Не многие специалисты в качестве целевого лидера сосредоточенны на достижении цели,организации работы а так же не готовы устанавливать стандарты. Иные же руководител лучше подходят для управления социального объединения команды,оказания поддержки, улаживания конфликтов.

В экономической психологии управления особую роль играет «теория лидера». Потенциальный лидер должен быть последовательным, гибким, иметь потенциал роста, проявлять признательность организации и людям. К числу основных стратегий можно отнести дебюрократизацию персонала, активизацию рационализаторского стиля поведения, что позволяет в наибольшей степени раскрыться творческим работникам на всех уровнях фирмы. С этой целью важно осознать необходимость изменений, создавать новое видение организации и институциональных изменений внутри нее. Руководитель-лидер в этих условиях является творческим разрушителем и социальным архитектором, субъектом организационного культуростроительства. Стратегия управления персоналом может носить направленность «управления по слабым сигналам», квалификационную, системную организацию. В иных же ситуациях особое значение имеет создание систем ценностей руководителей и исполнителей по параметрам соответствия целям фирмы. Есть неразрывная связь антикризисной стратегии с инновационным менеджментом. Данный вид управления деятельностью, осуществляемой фирмой имеет непосредственное отношение к организационной культуре или инновационному развитию предприятия. Все это в общности  и определяет значимость исследуемой нами проблемы стратегического управления персоналом и влиянием на этот процесс менеджеров и лидеров предпринимательских структур.

Вывод: В нынешних условиях лидерство позволяет вывести эффективность деятельности организации на новый уровень стандартов, а так же помочь сформироваться личности способной достичь вершин с помощью своих творческих и неординарных способностей. Процесс лидерства дает возможность усовершенствовать структуру внутри организации, обеспечить постоянное движение вперед и развитие для достижения наилучших результатов. А рост повышения эффективности деятельности предприятия и формирования результативной команды требует от организации разработки пересчета показателей портрета лидера-управленца, необходимого данной организации с учетом ее особенностей, внешних и внутренних факторов.


Библиографический список
  1. Резникова О.С. Организационный контекст управления персоналом организаии: монография/ под ред. д.э.н. Резниковой О.С.- Уфа:АЭТЕРНА,2016,-172с.
  2. Лукьянченко Н.Д. Система управления человеческими ресурсами на предприятии в современных условиях / Н.Д. Лукьянченко  2013. – Вип. 2. – С. 7-11.


Все статьи автора «Завацкая Валерия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: