ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГРАЖДАНИН», «ГРАЖДАНСТВО» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Смирнова Валерия Ризаевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»
преподаватель общественных и правовых дисциплин аспирант ФГБОУ «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
В данной статье ставится проблема изучения на уроках истории и обществознания студентами педагогического колледжа понятий «гражданин», «гражданство». С этой целью выявляется содержание понятий «гражданин», «гражданство» через анализ исторический событий с античных времен до современности.

Ключевые слова: гражданин, гражданство, история, Конституция


THE STUDY OF THE CONCEPTS OF "CITIZEN", "CITIZENSHIP" LESSONS OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCE AT THE PEDAGOGICAL COLLEGE

Smirnova Valeriya Risaevna
Magnitogorsk Pedagogical College
lecturer of public and legal disciplines graduate student of Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
In this article the problem of studying the lessons of history and social science students of the pedagogical College of the notions "citizen", "citizenship". With this aim, revealed the content of the notions "citizen", "citizenship" through analysis of historical events from ancient times to the present.

Keywords: citizen, citizenship, Constitution, doctrine, Podesta, story


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова В.Р. Изучение понятий «гражданин», «гражданство» на уроках истории и обществознания в педагогическом колледже // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21762 (дата обращения: 06.03.2024).

Проблема формирования понимания гражданственности, является актуальной во все времена, а потому является предметом исследования разных социальных наук (философии, политологии, социологии, психологии, педагогической психологии и педагогики).

Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях изменения геополитики современных систем, именно такой период переживает в настоящее время наше государство. О значении понимания важности  воспитания гражданственности говорят многие документы Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025г.) в качестве одной из основных задач рассматривается задача воспитания «…патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» и далее «…формирование гражданской правовой культуры молодежи» [7], в Образовательном стандарте указывается на необходимость ориентирования на личностные результаты которые должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Проблема формирования гражданственности и в, частности, качеств гражданина России, изучалась такими известными мыслителями, как: В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Д.С. Мережковский, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, , Н.Г. Чернышевский, и мн. др.

Проблеме формирования гражданственности как неотъемлемой части  общей культуры человека, придавали большое значение педагоги и мыслители советского периода развития педагогической науки: П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.И. Гессен, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, В.А. Сухомлинский и др.

Существенный вклад в дело исследования теории и практики гражданского самосознания внесли известные педагоги современности и: АС. Гаязов, И.М. Дуранов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов и др.

Учёные отмечают сложность, многомерность и неоднозначность  понятия «гражданин», «гражданство». И, тем не менее, мы попытаемся обратиться к истории для изучения данных понятий.

В советский период возникло мнение, что гражданство имело место в древних республиках [8,с.6-7]; и в античной истории может наблюдать это, как правовое состояние личности [12,с.49] и в период буржуазно-демократических революций гражданство, как государственно – правовой институт [9 ,с. 72; 10, с. 47].

В.В.  Полянский считает, что гражданство возникает с античным государством.

Другого мнения придерживается А.В Мещеряков [5 с. 24] , который считает, что гражданство в древности возникло раньше, чем государство. Гражданство было знакомо древнегреческим полисом и римским гражданским общинам. В подтверждение Мещеряков ссылается на работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», что государство от родовой организации отличается по территориальному делению поданных. Греческий полис и римская гражданская община этим не обладает. А точнее, индивид признавался гражданином только в своем полисе: находясь вне его, он уже не считался гражданином [9 с. 24-25].

Таким образом, привязанность гражданина к своему государству объяснима, т .к только государство может ему гарантировать «достойное человека существование» [2, с. 196].

Аристотель утверждал, что гражданином можно считать только того, кто участвует в суде и народном собрании.

Гражданство представляло собой высшую социальную ценность для жителя полиса[10 ,с.25].

Римская республика, расширяя территории своего владения, приобретала черты империи. Первоначальный смысл гражданства уже  терялся , и граждане постепенно превращались в единообразных подданных единой империи [9,с.53].

В этот исторический период, понятие «гражданин», «гражданство» не является доказательством наличия в других республиках института гражданства.

Вопросы гражданства никак в правовом смысле не регламентировались, поэтому возникновение гражданства, как государственно-правового явления не связано с возникновением и существованием государств  в  древности [5,с. 25-26].

Гражданство возникло в эпоху первых буржуазных революций и становления первых буржуазных государств [4,с 72]. В основу теории гражданства были положены идеи о национальном единстве и равноправии граждан, об этом нет упоминаний ни в античном гражданстве, ни в феодальном подданстве [6 с.].

В средние века возникла борьба с феодалами, освобождались от их власти и добивались самоуправления, в этих условиях жители города приобретали права. Тем самым, понятие «горожанин» преобразовывается в понятие «гражданин», которое противостоит подданству и символизирует свободного человека [6.с.]

Французская буржуазная революция провозгласила «Декларацию прав человека и гражданина», в последствие она была воспроизведена в конституции Франции 1791г.

Таким образом, понятие «гражданин» и «гражданство» прочно утвердились в революционной Франции. В Конституции Франции 1791г., в одно  из ее статей говорится, что индивид приобретает новое качество — качество гражданина республики, а так же наделяется правами и обязанностями [5, с.26].

Но демократизм того времени, что касаемо гражданства, заключался лишь в форме, но не в содержании, это была сущность только зарождавшегося гражданства. Во Франции определили признаки гражданина — это свобода и равенство. Свобода понималась, как свобода частной собственности,  а равенство, как равенство всех перед законом.

Например, в США и в ряде стран западной Европы, необходимо удовлетворение цензов: имущественное положение лица, уровень образования, длительность проживания в стране и др.

В Советском союзном государстве, понятие «гражданин» идеалогизировано и основано на пролетарском интернационализме.

Т. Маршалл [3,с .31] определил 3 компонента гражданства:

1. «гражданский» (личные права и свободы)

2. «политический» (право голоса)

3. «социальный» (право на безопасность и социальную поддержку)

Демократические революции XIX подняли национализм, распались колониальные империи,  и гражданство уже сопрягалось с политическим пониманием нации, таким образом, именно национальное самосознание стало одной из социокультурных  основ превращения подданных в политически активных граждан [10,с. 259].

Итак, «граждане» – это как бы свободные люди, в свободном государстве – республике, сами решающие свои дела и управляющие собой [1,с 18-19].

Важным условием для появления гражданства является — демократия.

В современное время разработано содержание понятия «гражданин». Понятие гражданин характеризуется как частное  понятие. Эту классификацию понятия курса обществознания, предложена Л.Н. Боголюбовым, применима и к правовым понятиям. В содержание понятий «гражданин», «гражданство»  свободная энциклопедия включает: гражданин – лицо, принадлежащее к  постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей, гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности [12].

Как видно из содержательной составляющей понятия «гражданин», «гражданство» они тесно связаны, и на это обращают внимание многие ученые. Также как  гражданин предполагает проявление определенных чувств по отношению к Родине, гражданство больше определяет его правовую связь.

Таким образом, эти два понятия имеют свою специфику. Например: можно иметь гражданство нескольких государств, и быть гражданином, но при этом  проявлять определенные чувства: чувство гордости, сострадания; проявление ответственности и заботы о государстве возможно  по отношению только к своей Родине.


Библиографический список
  1. Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003, с.18-19.
  2. Еллинек Г. Право современного государства. T.I. СПб. 1903, с.196.
  3. Marshall T. Citizenship and Social Class and Other Essays. Cambridge: University Press, 1950, с.31.
  4. Матузов Н. И. Личность.Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективногоправа. Саратов. 1972, с.72.
  5. Мещеряков А. В. Институт гражданства: Возникновение, содержание, типы. В: Право и политика. 2003, No 4, с.24-26.
  6. Миронов О. О. Гражданство Российской Федерации В: Представительная власть: мониторинг, анализ, информация.1996.
  7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 No 751)
  8. Полянский В. В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы)Автореферат кандидатской диссертации, М. 1979, с.6-7.
  9. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1977, с.24-25; с.53;с.72.
  10. Фан И. Б. Гражданство и миграция в политических концепциях ХХ века. В: Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии Наук,2008, Выпуск 8, с.259.
  11. Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР / Под ред. проф. И.Е. Фарбера. Саратов, 1982, с.49.
  12. Электронный  ресурс. Энциклопедия [ https://ru.wikipedia.org


Все статьи автора «Смирнова Валерия Ризаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: