Проблема формирования понимания гражданственности, является актуальной во все времена, а потому является предметом исследования разных социальных наук (философии, политологии, социологии, психологии, педагогической психологии и педагогики).
Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях изменения геополитики современных систем, именно такой период переживает в настоящее время наше государство. О значении понимания важности воспитания гражданственности говорят многие документы Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025г.) в качестве одной из основных задач рассматривается задача воспитания «…патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» и далее «…формирование гражданской правовой культуры молодежи» [7], в Образовательном стандарте указывается на необходимость ориентирования на личностные результаты которые должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Проблема формирования гражданственности и в, частности, качеств гражданина России, изучалась такими известными мыслителями, как: В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Д.С. Мережковский, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, , Н.Г. Чернышевский, и мн. др.
Проблеме формирования гражданственности как неотъемлемой части общей культуры человека, придавали большое значение педагоги и мыслители советского периода развития педагогической науки: П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.И. Гессен, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, В.А. Сухомлинский и др.
Существенный вклад в дело исследования теории и практики гражданского самосознания внесли известные педагоги современности и: АС. Гаязов, И.М. Дуранов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов и др.
Учёные отмечают сложность, многомерность и неоднозначность понятия «гражданин», «гражданство». И, тем не менее, мы попытаемся обратиться к истории для изучения данных понятий.
В советский период возникло мнение, что гражданство имело место в древних республиках [8,с.6-7]; и в античной истории может наблюдать это, как правовое состояние личности [12,с.49] и в период буржуазно-демократических революций гражданство, как государственно – правовой институт [9 ,с. 72; 10, с. 47].
В.В. Полянский считает, что гражданство возникает с античным государством.
Другого мнения придерживается А.В Мещеряков [5 с. 24] , который считает, что гражданство в древности возникло раньше, чем государство. Гражданство было знакомо древнегреческим полисом и римским гражданским общинам. В подтверждение Мещеряков ссылается на работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», что государство от родовой организации отличается по территориальному делению поданных. Греческий полис и римская гражданская община этим не обладает. А точнее, индивид признавался гражданином только в своем полисе: находясь вне его, он уже не считался гражданином [9 с. 24-25].
Таким образом, привязанность гражданина к своему государству объяснима, т .к только государство может ему гарантировать «достойное человека существование» [2, с. 196].
Аристотель утверждал, что гражданином можно считать только того, кто участвует в суде и народном собрании.
Гражданство представляло собой высшую социальную ценность для жителя полиса[10 ,с.25].
Римская республика, расширяя территории своего владения, приобретала черты империи. Первоначальный смысл гражданства уже терялся , и граждане постепенно превращались в единообразных подданных единой империи [9,с.53].
В этот исторический период, понятие «гражданин», «гражданство» не является доказательством наличия в других республиках института гражданства.
Вопросы гражданства никак в правовом смысле не регламентировались, поэтому возникновение гражданства, как государственно-правового явления не связано с возникновением и существованием государств в древности [5,с. 25-26].
Гражданство возникло в эпоху первых буржуазных революций и становления первых буржуазных государств [4,с 72]. В основу теории гражданства были положены идеи о национальном единстве и равноправии граждан, об этом нет упоминаний ни в античном гражданстве, ни в феодальном подданстве [6 с.].
В средние века возникла борьба с феодалами, освобождались от их власти и добивались самоуправления, в этих условиях жители города приобретали права. Тем самым, понятие «горожанин» преобразовывается в понятие «гражданин», которое противостоит подданству и символизирует свободного человека [6.с.]
Французская буржуазная революция провозгласила «Декларацию прав человека и гражданина», в последствие она была воспроизведена в конституции Франции 1791г.
Таким образом, понятие «гражданин» и «гражданство» прочно утвердились в революционной Франции. В Конституции Франции 1791г., в одно из ее статей говорится, что индивид приобретает новое качество — качество гражданина республики, а так же наделяется правами и обязанностями [5, с.26].
Но демократизм того времени, что касаемо гражданства, заключался лишь в форме, но не в содержании, это была сущность только зарождавшегося гражданства. Во Франции определили признаки гражданина — это свобода и равенство. Свобода понималась, как свобода частной собственности, а равенство, как равенство всех перед законом.
Например, в США и в ряде стран западной Европы, необходимо удовлетворение цензов: имущественное положение лица, уровень образования, длительность проживания в стране и др.
В Советском союзном государстве, понятие «гражданин» идеалогизировано и основано на пролетарском интернационализме.
Т. Маршалл [3,с .31] определил 3 компонента гражданства:
1. «гражданский» (личные права и свободы)
2. «политический» (право голоса)
3. «социальный» (право на безопасность и социальную поддержку)
Демократические революции XIX подняли национализм, распались колониальные империи, и гражданство уже сопрягалось с политическим пониманием нации, таким образом, именно национальное самосознание стало одной из социокультурных основ превращения подданных в политически активных граждан [10,с. 259].
Итак, «граждане» – это как бы свободные люди, в свободном государстве – республике, сами решающие свои дела и управляющие собой [1,с 18-19].
Важным условием для появления гражданства является — демократия.
В современное время разработано содержание понятия «гражданин». Понятие гражданин характеризуется как частное понятие. Эту классификацию понятия курса обществознания, предложена Л.Н. Боголюбовым, применима и к правовым понятиям. В содержание понятий «гражданин», «гражданство» свободная энциклопедия включает: гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей, гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности [12].
Как видно из содержательной составляющей понятия «гражданин», «гражданство» они тесно связаны, и на это обращают внимание многие ученые. Также как гражданин предполагает проявление определенных чувств по отношению к Родине, гражданство больше определяет его правовую связь.
Таким образом, эти два понятия имеют свою специфику. Например: можно иметь гражданство нескольких государств, и быть гражданином, но при этом проявлять определенные чувства: чувство гордости, сострадания; проявление ответственности и заботы о государстве возможно по отношению только к своей Родине.
Библиографический список
- Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003, с.18-19.
- Еллинек Г. Право современного государства. T.I. СПб. 1903, с.196.
- Marshall T. Citizenship and Social Class and Other Essays. Cambridge: University Press, 1950, с.31.
- Матузов Н. И. Личность.Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективногоправа. Саратов. 1972, с.72.
- Мещеряков А. В. Институт гражданства: Возникновение, содержание, типы. В: Право и политика. 2003, No 4, с.24-26.
- Миронов О. О. Гражданство Российской Федерации В: Представительная власть: мониторинг, анализ, информация.1996.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 No 751)
- Полянский В. В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы)Автореферат кандидатской диссертации, М. 1979, с.6-7.
- Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1977, с.24-25; с.53;с.72.
- Фан И. Б. Гражданство и миграция в политических концепциях ХХ века. В: Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии Наук,2008, Выпуск 8, с.259.
- Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР / Под ред. проф. И.Е. Фарбера. Саратов, 1982, с.49.
- Электронный ресурс. Энциклопедия [ https://ru.wikipedia.org