ИДЕАЛЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Расулова Сабина Сиражутдиновна1, Артемьев Тимур Мурманович2
1Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, студентка второго курса
2Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права

Аннотация
Статья посвящена проблеме значения социосинергетики и ее основного момента, социального идеала в социуме. Данная проблема является многогранной. Однако, проведенное исследование позволяет утверждать, что синергетика необходима для изучения динамики социокультурных процессов. При этом, социальный идеал, как представление людей о желаемом преобразовании реальности исходя из их представления об идеальном, определяет ход истории общества.

Ключевые слова: аттрактор, общественные трансформации, синергетика., социальная самоорганизация, социальный идеал, точки бифуркации, хаос


IDEALS OF SYNERGETIC PHILOSOPHY OF HISTORY

Rasulova Sabina Sirazhutdinovna1, Artemev Timur Murmanovich2
1North Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, 2nd year student
2North Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, PhD., assistant professor of social sciences and humanities, economics and law

Abstract
This article is dedicated towards reviewing the main values and issues of social synergetic, which is the social ideal in society. However, the conducted research allows us to claim that synergetic is necessary to study the dynamics of sociocultural processes. The social ideal is a representation of what people deem to be a desirable transformation of reality, which proceeds from their idea of the ideal. This defines the course of society's history and makes this issue multi-faceted.

Keywords: attractor, chaos, point of bifurcation, social ideal, social self-organization, social transformation, synergetic


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Расулова С.С., Артемьев Т.М. Идеалы синергетической философии истории // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21145 (дата обращения: 24.03.2024).

Синергетика – это наука об общих процессах развития и самоорганизации сложных открытых неравновесных систем произвольной природы, которым свойственно изменять свой уровень организации и переходить в качественно новое состояние, характеризующееся максимальной степенью устойчивости и низким уровнем энтропии. Она является междисциплинарным направлением науки и носит интегрирующий характер, объединяя своими законами разные области наук.

В настоящее время синергетика интегрируется в области гуманитарных наук, в том числе в социосинергетику. Но для чего нужна синергетика в социуме? О. Н. Афанасьев в «Методологии НИР» выделяет ряд направлений в которых синергетический подход используется при изучении социокультурных процессов, которые заключаются в познании закономерностей их развития через постижение механизмов самоорганизации, с одной стороны, и механизмов регулирования в сфере социальных отношений и организации культурной жизни – с другой, а так же синергетика предполагает анализ социальных и культурных изменений в их динамике.

Общество является самой сложной неравновесной системой, находящейся в развитии. Развитие в мире находит отражение как во внутренней структуре общества, так и во внешнем мире, с которым оно находится в непосредственной взаимосвязи. Общество неравновесно, нестабильно, для него характерны колебания между хаосом и порядком, организацией и дезорганизацией, а ключевыми параметрами те, которые характеризуют дифференциацию, неустойчивость, разнородность. В этой связи порождаются экономическое и социальное неравенство, конфликты и противостояния различного характера [1]. Усложнение динамических социокультурных процессов с изменяющейся спецификой позволяет применить закон самоорганизации социальных и культурных идеалов для изучения общественных динамических трансформаций, исходя из их взаимообусловленности. Это и обусловило актуальность анализа социокультурной динамики с позиций синергетической философии истории. Данная философская концепция «включает общественные трансформации, являющиеся производным культурного опыта и обусловленные потребностью в обеспечении усложняющегося воспроизводства, ориентированного на общечеловеческие идеалы. Таким образом, специфика трансформаций определяется характером возникающих в обществе социокультурных противоречий, обусловленных несоответствием накопленного культурного опыта и сложившихся социальных отношений» [2].

По своим познавательным возможностям синергетика является важным направлением современной науки, в частности и социальной науки. Она ориентирует исследователя на более сложное восприятие мира, предоставляет возможность взглянуть на историю “сверху”, охватывая весь процесс в целом. Вскрывает общие для целого класса систем закономерности. «При этом в центр внимания историка попадают не «законы» истории, а «созвездия возможностей» ее развития, связанные с процессом выбыров цели «исторического субъекта» [3, c. 132]. Применение концепций синергетики исключительно важно для конкретного моделирования эволюционных процессов и катастрофических ситуаций в экономике, экологии и социальной сфере, в медицине, для решения политических и военно-стратегических задач. Синергетику можно понимать как комплекс технологий управления социальными процессами, опирающийся на новейшие научные представления о хаосе, об открытых системах, о нелинейных взаимодействиях, о самоорганизации неравновесных систем. Синергетика состоит в том числе из разрушений сложившегося социума, ввержения этносов в конфликты и войны, актов, дезориентирующих воздействия на подсознание широких гражданских слоев. «Синергетика – это еще и агрессивная, наступательная стратегия информационной войны, изощренное применение так называемого в СМИ «организационного оружия», эшелонированных провокаций, опирающихся на использование научно выверенного арсенала деструктивных воздействий на личность, общество и государство» [4].

В данных примерах общество ведет себя как сложная система, а именно зависимости от небольших возмущений их поведение в определенных точках (точках бифуркации) может разветвляться и идти далее по расходящимся ветвям. В большинстве случаев существует ограниченное количество траекторий, по которым может направляться эволюция системы и предсказание этих траекторий вполне реально. То есть существует ограниченный набор возможностей будущего развития; для всякой сложной системы существует дискретный спектр структур-аттракторов ее эволюции. Этот спектр определяется исключительно ее собственными свойствами.

«Из-за неизбежных элементов хаоса, флуктуаций, наличия странных аттракторов имеет место ограниченность нашего проникновения в будущее, существует горизонт нашего видения будущего. В то же время синергетический подход позволяет нам видеть реальные черты будущей организации путём анализа сегодняшних пространственных конфигураций сложных структур, возникающих в определенного типа быстрых эволюционных режимах» [5].

Общество в своем развитии претерпевало процессы иерархизации и деиерархизации, проходя через так называемые точки бифуркации, в которых как бы происходит взрыв, «вспышка еще не развернувшегося смыслового пространства. Оно содержит в себе потенциально все возможности будущих путей развития. Точки бифуркации – это моменты, в которых неравновесность и непредсказуемость будущего системы достигает максимума и затем преодолевается [3, c. 13]. Данными точками бифуркации в истории являлись революции, реформации, перевороты. Они соотнесены с неким идеалом в будущем, который в теории синергетики именуется “аттрактором”.

Проблема идеала является ключевой в теории синергетики и ее корни уходят глубоко в историю. Так, еще Платон говорил о неких первообразцах и совершенных формах в мире идей, уподобиться которым стремятся вещи видимого, всегда несовершенного мира [6, с. 435]. Социальный идеал изложен также Аль-Фараби в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города” [7], в котором обществом управляет просвещенный монарх без насилия, войн и порабощения, основываясь на дружбе и взаимопомощи граждан. Согласно Канту, идеал – состояние достигнутого совершенства человеческого рода, характеризующееся полным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество (род) [8, с. 94]. Социальный идеал для Гегеля – это постоянная борьба противоположностей, постоянное движение к определенной цели, вечное творение, интерес, проявление своей значимости, жизненная энергия и деятельность [9, c. 91]. Современный российский философ В. П. Бранский определяет идеал как «предельное представление, получающееся в результате идеализации реального или воображаемого объекта» [10].

«Социальный идеал определяется как определенное представление людей о желаемом преобразовании реальности исходя из их представления об идеальном, и об объективной возможности такого изменения. Идеал является отражением тех условий, в которых живет человек, и тех возможных изменений, которые при определенных условиях он может совершить. Он является показателем целесообразности нашей деятельности. Идеалы постоянно сменялись на протяжении истории, в связи с изменением представлений людей об идеальной жизни. И все происходящие события жизни общества определялись его стремлением к достижению данного идеала. Реализация идеала определяет всю систему ценностей конкретного общества, его культуру. Идеал дает возможность сделать человеческую жизнь осмысленной и ответить на первоначально неразрешимые вопросы, возникающие в ходе человеческой жизни и деятельности. Идеал определяет не только цель, но и способы достижения этой цели. Таким образом, всю историю человечества можно рассматривать как зарождение, развитие, деградацию и смену идеалов.

Идеал является воспроизведением возможных изменений условий, в которые человек при не вполне определенных условиях может попасть. «Социальный идеал определяется как определенное представление людей о желаемом преобразовании реальности исходя из их представления об идеальном, и об объективной возможности такого изменения» [10]. Это и является показателем целесообразности деятельности. История в свою очередь представляет собой процесс изменений представлений людей об идеальной жизни, что и обуславливает перманентную смену идеалов в истории общества. Можно отметить, что все проистекающие события жизни общества определялись его устремлением к целедостижению идеала. Его реализация обуславливало всю систему ценностей и культуру в целом определенного общества. Идеал позволяет сделать человеческую жизнь осмысленной и дать ответ на первоначально неразрешимые вопросы, возникающие в человеческой жизни. Идеал детерминирует не только лишь цель, но и способы ее достижения. Таким образом, всю историю человечества можно рассматривать как зарождение, развитие, крах и замену идеалов на альтернативные.

В качестве метафизического условия естественных процессов в обществе идеал способствует интеграции и коммуникации между людьми, обеспечивает эмоциональный и рациональный контакт между ними, общность их действий и интересов, выступает в качестве основы, которая позволяет воспринимать мир из схожих основаниях и в границах одинаковых ценностей. Идеал обосновывает систему ценностей культуры на каждом конкретном этапе ее эволюции. В этом смысле каждая отдельная культурная общность репрезентирует систему ценностей и навыков по производству и потреблению идеалов, определяемую базовым идеалом. Воспроизведение процесса любой деятельности индивидов во благо общества способствует выработке цели этой деятельности, которой соответствует идеал этого конкретного вида деятельности. При этом, разнородность деятельности не является противоречием, поскольку идеалы внутренне связаны в стройную систему, представляющую собой общественный идеал.

В зависимости от уровня развития всех культурных категорий определенного общества, таких как наука, философия, религия, и других возникает процесс пересмотра старых идеалов на новые. Анализируя старые идеалы по отдельным элементам, обществом выбирается новый синтез из фрагментов расщепленного идеала, который становится во главу целей общества. Однако, чем разнообразнее уровень культуры и социальная организация общества, тем большее многообразие общественных идеалов вступает в объективное противоречие, складывающиеся в процессе распределения результатов деятельности.

Выделяют следующие стадии развития идеалов:

  • формирование идеала, связанное с познанием истины и модификацией действительности на ее основе;
  • распространение идеала;
  • реализация;
  • крушение.

Основным мотивом в формировании основы идеала видится самоорганизующая потребность преодоления противоречий между культурой и природой, возникающих и снимающихся в ходе промышленных революций. Нижние уровни мотивации в формировании идеала располагаются в противоречиях внутри общества, заданных как следствие основного. Переходы между уровнями и смена идеалов можно выразить через схему диалектической спирали в смене поколений. «Таким образом, для каждого последующего идеала в роли селектора будет выступать предыдущий» [10].

В качестве примера можно привести формирование в русле модернистского искусства второй половины хх века четырех радикальных подходов к художественной деятельности: эпатажизма, редимейдизма, концептуализма и минимализма. Подходы возникли как результат противостояния частных законов художественного творчества и восприятия и универсальных законов, доминирующих в обществе. Согласно универсальным законам синергетики возникновение любой инновации в сфере изобразительного искусства происходит в ходе эволюции художественной деятельности, направленной на формирование радикально новых художественных стилей и вкусов. В основе данной эволюции лежит кардинальная трансформация эстетического идеала, являющегося критерием для отбора новых художественных произведений и способов их материализации. Модификации производных художественной деятельности могут приводить к формированию новых художественных образов и способов их материального воплощения, в соответствии с вновь сформированными эстетическими идеалами. При этом несоответствие требований вновь сформированного идеала и идеала, доминирующего в обществе приводит к борьбе за установление контридеала и контрискусства с новыми, присущими им стилями и вкусами.


Библиографический список
  1. Фоменко В. Синергетика и процессы развития социальных систем. URL: http://www.elektron2000.com/fomenko_0014.html (дата обращения: 19.01.2017).
  2. Микайлова И. Г. Идеалы и их роль в социокультурном воспроизодстве цивилизаций с позиций синергетической философии истории. – СПб.; Алетейя, 2015. – 648 с.
  3. Ионов И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 118-135.
  4. Дубнов Д. Для чего нужна синергетика? URL: http://ddubnov.livejournal.com/23509.html (дата обращения: 29.01.2017).
  5. Курдюмов С. П., Князева Е. Н. Будущее и его горизонты: синергетическая методология в прогнозировании. URL: http://spkurdyumov.ru/forecasting/budushhee-i-ego-gorizonty/ (дата обращения: 10.02.2017).
  6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетическая парадигма. Основные понятия в контексте истории культуры // Живая этика и наука. Вып. 1. М., 2008. С. 379-443.
  7. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, Наука. 1972. – 430 с.
  8. Дворецкая М. Я. Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале // Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ООО «Фирма Стикс», 2016. С. 85-98.
  9. Искандарова З. Г. Проблема социального идеала: история и современность // Философия. Политика. Культура: Материалы школы молодого философа / Под ред. д. филос. н. С. А. Никольского. – М.: Прогресс – Традиция, 2010. С. 85-94.
  10. Блануца Д. А. Особенности формирования социального идеала // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. Выпуск № 51. 2008. С. 14-21.


Все статьи автора «Расулова Сабина Сиражутдиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: